Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Банковская и торговая деятельность оказалась наиболее прибыльной в ущерб реальному сектору экономики. В 1995 году, против 1992 года, удельный вес продукции субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны снизился на одну треть, с 7,0% до 4,7%, а численность работающих в этом секторе экономики сократилась в 2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно. В этот период ослабленное предпринимательство не могло сдерживать рост безработицы.
Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого и среднего бизнеса был принят Указ президента Республики Казахстан от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Во исполнение этого Указа в Республике субъектам малого и среднего предпринимательства продано 1520 пустующих объектов и сооружений, передано в аренду - 1334 объекта. По выбору предпринимателей, для использования в производственных целях, передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе - 204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664 разрешений. Увеличилось число проданных в рассрочку и переданных по актам на землевладение земельных участков.
Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа в рынок.
Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого и среднего бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения.
В результате этих мер в стране появились первоклассные кафе, рестораны, магазины и предприятия сферы услуг. Количество субъектов малого и среднего бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность работающих в этом секторе экономики в 1997 году превысила показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый и средний бизнес стал вносить свой существенный вклад в стабилизацию экономики Республики. [11, c.25]
Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого и среднего предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого и среднего бизнеса.
В любой стране – и Казахстан не исключение – малый и средний бизнес (МСБ) является «питательной средой» для выращивания заветного среднего класса. Того самого класса, без которого трудно представить политически стабильное государство, свободную от олигархического давления экономику, достойный уровень занятости населения, рассудительный, но не равнодушный электорат.
По оценкам, МСП дает национальной экономике больше 30 % ВВП. Однако до показателей развитых стран Казахстан пока не дотягивает. У них доля производства МСП составляет от 40 до 60% ВВП, в то время как у нас он на данный период находится на отметке 31,7%. Отечественные предприниматели в большинстве своем не стремятся в производственный сектор, гораздо больше привлекает их сфера торговли и услуг – 30% и 22.6% соответственно. Строительство и ремонт составили 10%, все другие отрасли от 0.2% до 9%. Среди них такие отрасли как нефтегазовая и горнодобывающая – 1.2% и 0.5%.
Однако следует признать, что развитие среднего и малого бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской экономики. Безусловно, в первую очередь это связано с тем, что развитие этого сектора экономики органично входит в общую систему целей и приоритетов развития государства. Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится в постоянном центре внимания Правительства страны. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Предприниматели отмечают, что сегодня в Казахстане по ряду причин выгоднее завозить готовую продукцию легкой промышленности из соседних стран, чем производить собственную. Главная причина – неравные экономические условия на рынке. Сегодня, по словам представителей отрасли, 95% теневого оборота приходится на легкую промышленность, то есть это недекларированный импорт.
Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана, а именно Центром Исследований Сандж в 2010 году были проведены оценка и мониторинг налоговых услуг, ознакомившись с результатами которого можно увидеть, что на данный момент у предпринимателей сформирован следующий подход к оценке экономической ситуации в стране. Для них главными причинами ухудшения экономической конъюнктуры являются мировой финансовый кризис 2008-2010 годов (29%), высокие налоги (21%) и неудовлетворенность работой исполнительных органов (21%). Однако если касаться последнего критерия, то в 2009-2010 годы наблюдается улучшение предоставлений налоговых органами своих услуг, за исключением проведения зачетов и возвратов уплаченных налогов, пеней, штрафов, которая ухудшилась на 7% и разъяснения налогового законодательства – ухудшение на 5%.
В целом же эффективность налоговых
органов в целом
Наиболее эффективно налоговые службы работают, по мнению потребителей, в Карагандинской, Акмолинской и Павлодарской областях – показатель эффективности на уровне 90% и более.
Ниже среднего уровня показатели эффективности в Южно-Казахстанской, Кызылординской, Жамбылской областях – 80-78%.
В таких регионах как г. Астана, г. Алматы, Атырауская и Мангистауская области – наблюдается самая низкая эффективность работы налоговых органов – 73-65%. Причем в этих областях показатели эффективности практически соответствуют удовлетворенности налоговыми услугами.
Что касаемо таких параметров как объемы налоговых отчислений и объемы продаж, то если в первом случае более 40% опрошенных предпринимателей сказали об увеличении отчисляемых государству налогов, то во втором 36% сообщили об уменьшении своих продаж. Анализ показал, что налоги стали больше платить те, у кого повысились объемы продаж, что вполне закономерно. В основном это предприятия малого бизнеса, работающие от 1 до 3 лет. Что касается уменьшения объемов продаж, то от такой проблемы чаще «страдают» компании, занимающиеся торговлей.
Большинство предпринимателей сферы МСБ продолжают балансировать на грани выживания. Нехватка финансовых, материальных, технологических и интеллектуальных ресурсов для модернизации, диверсификации и расширения бизнеса остается хронической проблемой малого и среднего предпринимательства.[23]
По сравнению с 2010 г. в исследовании 2011 г. зафиксирована существенно меньшая доля предпринимателей, намеренных вложить средства в новое строительство, модернизацию и обновление оборудования, ремонт и обучение персонала.
Так же сегодня существует проблема, связанная с влиянием финансово-промышленных групп на законодательство. Закон играет в пользу крупных лобби, а представителей малого и среднего бизнеса – руководителей общественных объединений, которые более десяти лет профессионально этим занимаются, в Парламенте нет. Мнение малого бизнеса в рабочих группах практически не учитывается.
Довольно яркая проблема – административные барьеры. К примеру возьмем лицензирование. В странах Европы существует 10–20 лицензий на разные виды деятельности. У нас их не так давно было более тысячи – с видами и подвидами, были лицензии на продажу собачьих ошейников, школьных карт. На сегодняшний день осталось 353, но и они до конца не решены. Административные барьеры в нашей стране отнимают время и силы. Пример: для того чтобы построить маленький завод, нужно не менее трех лет, средний – пять лет, большой – семь.. Но за то время, что будет строиться завод, его продукция станет неконкурентоспособной, ведь время и прогресс не стоят на месте.
С чего же нужно начать процесс по улучшению условий для развития малого и среднего бизнеса в Казахстане? Необходимо создание комитета по малому и среднему бизнесу в составе Министерства экономического развития и торговли с целью мониторинга отрицательного влияния нормативно-правовых актов на развитие малого и среднего предпринимательства. При этом в него должны входить частные предприниматели а так же независимые эксперты, которые будут выносить свои пожелания и предложения. При этом сами предприниматели продолжать связывать успехи бизнеса с факторами внешней среды, и оценивать роль специальных знаний и навыков для ведения предпринимательской деятельности, бизнес-образования, повышения квалификации персонала. Ведь, как показало исследование, в 2011г. вновь фиксировались факты бюрократического произвола, основанного на слабом знании предпринимателями своих прав.
В целом, исследование показало, что усилия государства по созданию благоприятного бизнес климата в стране, по поддержке малого и среднего бизнеса, приносят позитивные результаты и находят положительный отклик в предпринимательской среде. Теперь необходимо уделить главное внимание реализации принципов государственной политики на местном уровне.
Резервы создания благоприятного бизнес климата в плане налогового законодательства, упорядочения государственных проверок и разрешительных процедур в значительной степени исчерпаны. Ныне все более актуальной становится мобилизация внутренних резервов конкурентоспособности бизнеса. Для этого, однако, должна быть создана, в том числе при содействии государства, необходимая материальная и интеллектуальная инфраструктура.[24]
Что касается массовой предпринимательской психологии, то перелом в ней напрямую зависит от искоренения неформальных, неправовых отношений во взаимодействии бизнеса и власти. Только тогда предприниматель сможет осознать, что его успех определяется не связями во влиятельных кругах, а творческим потенциалом, грамотным ведением дела, умением управлять рисками, а главное - способностью постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Можно с уверенностью констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стала опорой экономического развития и процветания Казахстана.
Глава государства Назарбаев Н.А. отметил в своем выступлении: «Мы должны существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в структуре экономики, доведя ее до уровня в среднеразвитых европейских странах. И тогда противостоять очередным кризисным циклам нам будет легче. Для каждого казахстанца должны быть возможности освоить новое дело, открыть новый бизнес или расширить свою сферу деятельности» [26].
Существующая в Казахстане инфраструктура поддержки МСБ не обеспечивает комплексной поддержки развития малого и среднего бизнеса и обуславливает повышенные транзакционные издержки.
Одной из наиболее сложных проблем,
препятствующих развитию малого и среднего
бизнеса, является отсутствие у большей
части субъектов МСБ
В силу низкой залогоспособности малого
предпринимательства банки
Мировой финансовый кризис снизил ликвидность банков второго уровня Казахстана и усугубил проблему дефицита кредитных ресурсов как в экономике в целом, так и в секторе МСБ. Кроме того, кризис оказал негативное влияние на источники фондирования микрофинансовых организаций, которые способствовали развитию предпринимательства на микроуровне.
Мировой финансовый кризис усугубил проблему недостатка финансирования субъектов МСБ. Своевременная реализация государственной Стабилизационной программы позволила частично нивелировать негативное влияние кризисных явлений на сектор МСБ.
Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане