Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане (2).doc

— 409.50 Кб (Скачать)

В некоторых странах существуют школы развития предпринимательства, т.н. бизнес-инкубаторы, где разного рода эксперты: экономисты, юристы, психологи консультируют, обучают предпринимательству, учат разрабатывать бизнес-планы, налаживать контакты с партнерами и т.д.

Различаются виды предпринимательства: некоммерческое и коммерческое.

1. Некоммерческое предпринимательство. Это деятельность благотворительных фондов, культурно-просветительная деятельность, меценатство. Цель - достижение социального эффекта. Эта предпринимательская деятельность направлена на возмещение издержек рынка, нивелирование (сглаживание) издержек рынка, таких как социальное неравенство и социальная несправедливость. С позиций стратегической оценки эффект может быть более масштабным. В современном рынке Эффект имиджа, Имени, Марки высоко ценится, хотя цифрами трудно измерить. Кроме того есть прямая связь между спонсорством и рекламой. В экономической литературе редко эту деятельность связывают с предпринимательством.

2. Коммерческое предпринимательство  и бизнес- это деятельность, направленная  на получение прибыли и связанная с риском.

Факторы предпринимательства —  это параметры, определяющие возможности  реализации свойств предпринимательской  функции. Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные  особенностями внутренней организации предпринимательства.

К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности предпринимателя, относят:

  • природно-демографические факторы — климатические условия и качество земель, сырьевую базу, численность и поло-возрастную структуру населения и т.п., определяющие отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы;
  • социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству;
  • технологические факторы — уровень индустриального развития страны, науки и техники, наличие технологий и их применение, обусловливающие как характер и формы осуществления производства, так и способы предпринимательской деятельности;
  • экономические факторы — степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговую политику и т. д., определяющие условия распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности;
  • институциональные факторы — развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные, транспортные агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения, обусловливающие интенсивность товарообменных операций и расширяющие возможности предпринимательской деятельности;
  • правовые факторы — степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательную защиту предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства, не только обеспечивающие предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяющие уровень ее активности;
  • политические факторы — устойчивость политических институтов, характер взаимоотношения общества и государства, способы управления и принятия решений, обусловливающие социальную интегрированность предпринимательства в общество и его идеологию;

К внутренним факторам предпринимательства  относят те, которые отражают:

  • развитость отношений собственности, включая гарантии частной собственности, определяющие степень хозяйственной мотивации агентов рынка и контроля за использованием ресурсов;
  • четкость определения прав собственности, обусловливающих возможности осуществления хозяйственных операций;
  • развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала;
  • особенности внутренней организации хозяйственных ячеек — масштабы организации;
  • особенности иерархической структуры;
  • форму и характер управления организацией, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функций предпринимательства.

Важно иметь в виду, что в процессе развития общественного хозяйства  роль одних факторов ослабевает или  вовсе утрачивается, роль других, наоборот, возрастает или начинают действовать  новые, ранее отсутствовавшие факторы. Такой процесс особенно характерен для экономик переходного типа, когда меняющиеся условия хозяйствования могут кардинально изменять роль и значение тех или иных факторов предпринимательства.

 

1.3 Малый и средний бизнес  в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран

 

 

Несмотря на то, что большая часть  научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Во всех зарубежных странах с  нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут. Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента. Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку [7, с.12]. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство  поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере  налоговой политики [7, с.15].

Для современной экономики на Западе характерно наличие, как минимум, двух больших групп малых предприятий. Одна выступает в роли субпоставщика гигантам индустрии, другая предпочитает самостоятельное функционирование. Соотношение этих групп в США соответственно 50:50, в Великобритании - 20:80, в Японии - 70:30, во Франции - 40:60.

Общепринятым показателем  уровня развития предпринимательства  является число малых предприятий  на 1000 жителей. В странах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий, в США -75, а в Казахстане - 7-8. Во многих развитых странах малый бизнес находится по значимости в одном ряду с флагманами промышленности, численность занятых на малых предприятиях находится на уровне 70-80% населения: в Италии - 80%, Великобритании - 76%, Японии - 73%, Бельгии -72%, Франции - 69%, Германии - 64%, США - 53%.

В сфере малого предпринимательства  осуществляется большая часть всех инноваций, что научно-техническому прогрессу и способствует формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странах Европейского союза насчитывается 17 млн. фирм (из них 6,9 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.

В зарубежных странах малый и  средний бизнес представляют собой  главную сферу занятости населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиск и внедрение новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. В Федеративной Республике Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. При этом, с одной стороны, демонополизация экономики приводит к разукрупнению крупных корпораций и их кооперации с малым и средним бизнесом, а с другой, - опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм.

Развитие малого бизнеса рассматривается  в качестве мощного экономического и социального противодействия  нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (таких стран, как Индия, Албания, Бразилия). Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, созданию среднего класса (во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании), преодолению рецессии (в Израиле, США), созданию новых рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии), последовательному проведению реформ (в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии). Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа МСП, сколько освоение новых технологий и решение адресных социальных задач по увеличению количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также по поддержке малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие МСП . По количеству МСП лидирующую позицию занимают Соединенные Штаты Америки (19 300 тыс.), затем следует Япония (6450 тыс.), на третьем месте находится Италия (3 920 тыс.) и далее по нисходящей: Великобритания (2 630 тыс.), Германия (2 290 тыс.), Франция (1 980 тыс.). Для сравнения: доля МСП в общей численности занятых в Японии составляет 78 %,доля МСП в ВВП - 52-55 %, доля МСП в общей численности занятых в Италии составляет 73 %, доля МСП в ВВП - 57-60 %.В то же время, исходя из данных таблицы, можно констатировать, что наибольшее количество занятых в МСП приходится на США -70,2 млн. чел. и Японию - 39,5 млн. чел. Зарубежный опыт некоторых отдельных стран, как, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности (торговли, автозаправок и т.п.) в форме единого налога на вмененный доход.

Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере  поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной  практике выделяют несколько категорий  людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело. Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью).

Страны, в которых реализованы  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода - это Италия, США, Япония, Германия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия. Для примера приведем реализацию в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кластерно-сетевом подходе.

1. Италия. Впервые кластерно-сетевой  подход применен в Италии в  70-е годы. С точки зрения кластерного  подхода к развитию малого  и среднего бизнеса наиболее  интересен опыт Италии, который  получил название "третья Италия", с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 70-х гг. "первая" и "вторая" Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства "третьей Италии" смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс.

2. США. Более 50 % ВНП,  более половины инноваций, более  2/3 национальной рабочей силы  задействовано в малом предпринимательстве.  Малое предпринимательство в США сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны. Для этого в США существует структура, оказывающая помощь развитию данного сектора - администрация малого бизнеса США (создана в 1953 году). Смысл деятельности - в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ, и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

3. Япония. Доля малого  и среднего предпринимательства  составляет 99,6 % от общего числа  компаний, 55 % ВВП и 80 % численности занятых в промышленности. Для реализации государственной политики в отношении малых предприятий создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане