Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане (2).doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Основными мерами поддержки  малого и среднего предпринимательства в Японии являются:

  • облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05 % сроком на 20 лет);
  • создание системы поддержки бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, оценки инвестиционных проектов, предоставления специалистов на краткосрочной основе по вопросам налогообложения, менеджмента, управления персоналом и информации о ситуации на рынке, а также предоставление обучающих программ;
  • стимулирование создания нового и венчурного бизнеса путем предоставления технической помощи, финансовой и законодательной поддержки;
  • поддержка развития технологий путем поддержки коммерциализации новых разработок и стимулирования сотрудничества между научными кругами, бизнесом и правительством;
  • поддержка инноваций в бизнесе через субсидирования и кредитования по низким процентным ставкам, участия государства в венчурных проектах и снижения патентных платежей для исследовательских предприятий.

Ведущую роль по уровню развития исследований играют технопарки Японии. Около 70 % японских технопарков создавались  для поддержки предприятий малого предпринимательства в регионах, при этом 58 % от общего числа ориентировано  на производство высокотехнологичной продукции.

4. Германия. Основной  принцип поддержки германского  кластерно-сетевого подхода - это  упор на следующие рыночные  механизмы: приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку; неэффективные предприятия должны уйти с рынка; основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.

5. Корея. Насчитывается  около 3 млн. субъектов малого  и среднего предпринимательства,  что составляет 99,5 % всех компаний. В том числе доля малых компаний составляет 97 %. Малые компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято 87 % экономически активного населения страны (свыше 10 млн. человек). На долю малого и среднего предпринимательства приходится половина производства ВВП страны и 43 % южнокорейского экспорта.

6. Израиль. Созданы  объекты инфраструктуры поддержки,  многие из них государственные.  Существует целый ряд фондов, как государственных, так и  частных, оказывающих помощь в финансировании предприятий, а государственные субсидии составляют примерно 3/4 необходимых для раскрутки бизнеса средств, 1/4 средств - это вклад самого предпринимателя.

Научно-промышленные парки  являются прообразами будущих технополисов - городов передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок . Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства. В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Таким образом, мировая  практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки и бизнес-инкубаторы развиваются в тех странах, где  государство поддерживает развитие научно-технических отраслей и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

 

2 АНАЛИЗ МАЛОГО И  СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Динамика развития малого  и среднего бизнеса в РК

 

 

Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.

Итак, проанализируем тенденции  развития предпринимательства РК с  помощью основных показателей. Сначала  следует обратить внимание на количество субъектов предпринимательства. (табл. 1)

 

Таблица 1 – Количество субъектов предпринимательства

 

Год

Количество субъектов, единиц

юридические лица

индивидуальные предприниматели

крестьянские (фермерские) хозяйства

2006

47 756

358 583

163 721

2007

55 865

415 709

169 326

2008

58 480

475 841

169 481

2009

60 601

428 420

170 193

2010

66 492

430 614

170 119

сент. 2011

64 754

430 804

171 442


*По данным статистического сборника. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан., Алматы 2011 г.

 

Как видно из таблицы, за период 2006 – сентябрь 2011 наблюдается стабильный рост количества субъектов предпринимательства. За данный период количество юридических лиц возросло почти на 17 000 единиц, количество индивидуальных предпринимателей -  на 72 221 единиц, количество крестьянских (фермерских) хозяйств возросло на 7 721 единиц [13].

Далее проанализируем структуру  количества субъектов предпринимательства. Итак, удельный вес субъектов юридических  лиц в общей совокупности на сентябрь 2011 года составляет 9,2%,индивидуальных предпринимателей  - 65%, , крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,8%.

Более наглядно эти изменения  можно увидеть в приложении В):

Далее проведем анализ численности  занятых в предпринимательстве, определим динамику роста данного  показателя за период 2006 – сентябрь 2011.(табл. 2)

 

Таблица 2 – Численность занятых в предпринимательстве

 

Год

Численность занятых, тыс  человек

юридические лица

индивидуальные предприниматели

крестьянские (фермерские) хозяйства

2006

524,6

474,5

405,8

2007

533,8

571,6

504,7

2008

557,9

622,7

504,3

2009

585,9

733,5

542,8

2010

464,6

828,9

461,8

сент. 2011

551,3

874,4

465,8


*По данным статистического сборника. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан., Алматы 2011 г.

 

Из данной таблицы  можно сделать следующие выводы: численность занятых в предпринимательстве за период 2006 – сентябрь 2011 возросла на 84%, юридических лиц на 5%, крестьянских (фермерских) хозяйств на 14%.

Затем проведем анализ по выпуску продукции субъектами предпринимательства. (табл. 3)

 

Таблица 3 – Выпуск продукции субъектами предпринимательства

 

Год

Выпуск продукции, млн. тенге

юридические лица

индивидуальные предприниматели

крестьянские (фермерские) хозяйства

2006

809 626

155 031

178 007

2007

844 632

222 993

166 956

2008

1 033 438

302 715

185 395

2009

1 327 126

473 648

265 500

2010

1 152 071

437 313

316 083

сент. 2011

1 270 715

371 192

402 009


*По данным статистического сборника. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан., Алматы 2011 г.

 

Из данной таблицы  можно увидеть следующее: наибольший выпуск продукции наблюдается у юридических лиц, за период 2006 – сентябрь 2011 он возрос на 56%, выпуск продукции ИП возрос в 2,4 раза, а темп роста выпуска продукции крестьянских (фермерских) хозяйств вырос на 2,3 раза.[14]

Далее проведем мониторинг количества субъектов предпринимательства по областям. (табл. 4)

 

Таблица 4 – Количество субъектов предпринимательства по областям

 

Количество активных субъектов малого предпринимательства, единиц

Всего, Казахстан

667 000

Акмолинская

26 347

Актюбинская

27 238

Алматинская

92 251

Атырауская

25 217

Западно-Казахстанская

22 699

Жамбылская

31 670

Карагандинская

44 787

Костанайская

33 921

Кызылординская

16 836

Мангистауская

22 661

Южно-Казахстанская

110 123

Павлодарская

24 885

Северо-Казахстанская

19 847

Восточно-Казахстанская

59 808

г.Астана

36 695

г.Алматы

72 015


*По данным статистического сборника. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан., Алматы 2011 г.

 

Как мы видим из таблицы, наибольший удельный вес субъектов  предпринимательства представлен в Южно – Казахстанской области и составляет 16,5% от общего количества, затем идут город Алматы – 10,8%, и соответственно Алматинская область – 13,8% . Наименьший удельный вес представлен областями Кызылординская – 2,5%, Мангистауская – 3,4% Западно – Казахстанская – 3,4%.:

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что большая  доля в общей совокупности принадлежит  индивидуальным предприятиям, что обусловлено  следующими факторами:

1) Индивидуальный предприниматель  платит меньшее количество налогов  и, в большинстве, случаев по более низким ставкам, чем юридические лица;

2)  Бухгалтерский учет  индивидуального предпринимателя  в случае применения патента  и упрощенной декларации значительно  проще бухгалтерского учета юридического  лица. При работе по патенту  он практически вообще отсутствует. Данное преимущество позволяет индивидуальному предпринимателю вести бухгалтерский учет самостоятельно, не нанимая бухгалтера;[18]

3) Процедура регистрации  индивидуального предпринимателя  предельно проста. Он уплачивает  сбор за регистрацию в размере 4 МРП, заполняет бланк заявления о регистрации, представляет документ, удостоверяющий личность, фотографию, свидетельство налогоплательщика (РНН), свидетельство о присвоении СИК; [17]

4) Затраты на регистрацию  в качестве индивидуального предпринимателя — минимальные.

 

2.2 Анализ государственной поддержки  малого и среднего бизнеса  в РК

 

 

В целях усиления государственной  поддержки и активизации развития малого предпринимательства Президентом  Республики Казахстан в марте 1997 г. был издан Указ, который стал основой для создания АО «Фонд развития малого предпринимательства». Постановлением Правительства Республики Казахстан №1039 от 06.11.2007 г. преобразован в Фонд «Даму», который выступил оператором Программы обусловленного размещения средств республиканского бюджета в банках второго уровня (БВУ) для последующего кредитования субъектов МСБ. [19] Для реализации данной Программы в декабре 2007 года Фонду «Даму» был выделен 1 транш средств в сумме 48,8 млрд. тенге, которые были размещены в 7 банках-партнерах, определенных решением Государственной комиссии по модернизации экономики РК №17-5/011-3 от 26.11.2007 г., таблица 5.

 

Таблица 5 - Средства 1 транша, выделенные БВУ для кредитования МСБ (с учетом перераспределения)

 

Банк

Сумма, млрд. тг

Доля БВУ

1

АО "Казкоммерцбанк"

11,5

24%

2

АО "БТА Банк "

10,0

20%

3

АО "Банк ЦентрКредит"

8,3

17%

4

АО "Kaspi Bank"

8,3

17%

5

АО "Евразийский Банк"

4,2

9%

6

АО "Цесна Банк"

4,2

9%

7

АО "Альянс Банк"

2,4

5%

 

ИТОГО

48,8

100%


* По данным Программы обусловленного размещения средств республиканского бюджета в банках второго уровня (1-ый транш) на 28.02.2010 г. // http://www.fund-damu.kz/

 

По состоянию на 12.05.2011 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 82,7 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2739  заемщиков. Средняя сумма кредита составила 33,3  млн. тенге, средний срок кредита – 36 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 17%  годовых. Создано и поддержано 3034  рабочих мест [19]. (Приложение Б)

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане