Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане (2).doc

— 409.50 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


 

представительствО учреждения «КАЗАХСКОЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ» В Г.кАРАГАНДА

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему «Роль малого и среднего бизнеса

в Казахстане»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент(ка) гр.1108-Оц-1р (СПО)

Бельденова К.А.

Проверил: ст.преподаватель Темирбаева Д.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Динамичное развитие предпринимательства нуждается в адекватном финансовом обеспечении, в частности, усилении потока кредитных ресурсов, направляемых в этот сектор экономики, повышении эффективности их использования.

Мировая практика подтверждает, что кредитование малого бизнеса порождает самоподдерживающий процесс развития и расширения реального сектора экономики и сферы услуг, обеспечения роста занятости населения, развития трудовой активности и решения его социальных проблем. Кредитование малого предпринимательства позволяет активизировать процесс внедрения нового технологического оборудования и передовой технологии и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.

Между тем проблема доступа субъектов  малого и среднего бизнеса к финансово-кредитным ресурсам занимает на протяжении ряда последних лет одно из ведущих мест в перечне проблем, тормозящих его развитие в Казахстане. Основными препятствиями при получении кредита являются высокий ссудный процент в коммерческих банках.

До настоящего времени государственная  поддержка малого и среднего бизнеса  в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственных финансов, которая приносила определенный краткосрочный эффект, но велась не на системных началах. Это было обусловлено тем, что перспективы и задачи развития малого и среднего бизнеса рассматривались только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов экономического развития государства на долгосрочную перспективу.

С созданием государственных структур и развитием институциональных основ поддержки малого бизнеса, а также укреплением банковской системы наметился существенный сдвиг в решений комплекса проблем, препятствующих развитию сферы предпринимательства. Однако некоторые из них до сих пор остаются актуальными. Прежде всего, коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых и средних предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по их инвестированию, низкой эффективности самих проектов и отдаленной возвратности кредитов, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высоких издержках операций по их проработке. Банки в силу недостаточной финансовой  устойчивости субъектов малого и среднего бизнеса остаются сложными действующие схемы и механизмы кредитования.

Во время выступления на торжественном собрании в честь 17-летия провозглашения независимости Республики Казахстан Президент республики Назарбаев Н.А. сказал следующее: «Мы должны существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в структуре экономики, доведя ее до уровня в среднеразвитых европейских странах. И тогда противостоять очередным кризисным циклам нам будет легче. Для каждого казахстанца должны быть возможности освоить новое дело, открыть новый бизнес или расширить свою сферу деятельности».

Теперь в Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны [1].

Данные слова подтверждают актуальность эффективного развития малого и среднего бизнеса в Казахстане на современном  этапе.

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.

Для решения поставленной цели определим  задачи исследовательской работы:

  1. раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
  2. рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
  3. выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
  4. проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
  5. рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Объектом исследования выступает  малый и средний бизнес Казахстана.

Методологическую и теоретическую  основу исследования составили научные  труды казахстанских и зарубежных ученых в области экономической  теории, налогов и налогообложения, макроэкономики, микроэкономики, экономической статистики.

Информационную базу исследования составила система нормативно-правовых актов законодательства Республики Казахстан о предпринимательстве, о государственном регулировании  малого и среднего бизнеса, данные агентства по статистике Республики Казахстан, отчеты Правительства Республики о текущем состоянии предпринимательства, а также государственные программы поддержки предпринимательства. Информационной базой для таблиц, диаграмм и графиков, приведенных в тексте курсовой работы, являются статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по статистике.

 

1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,  ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

1.1 Содержание предпринимательства  и бизнеса

 

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его Соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе [2, c.67].

Объектом предпринимательства  является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство  употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 Гражданского кодекса РК). [3]

Предпринимательство как  особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью  оригинальных взглядов и подходов к  принятию решений, которые реализуются  в практической деятельности. Центральную  роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие, - считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов - самому эти процессы определять». Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Бизнес - это часть  предпринимательства. Бизнес - это делание  денег по принципу "здесь и  сейчас". Здесь одна цель - получение  выгоды. Но получение выгоды требует  инициативы, новаторства, риска, т.е. всех факторов предпринимательства. Предпринимательство - это стратегический бизнес, т.е. учитывает долгосрочные условия деятельности, социально-экономические последствия.

Предприниматель предвидит  и избегает негативные последствия  своей деятельности. Бизнес - это дело, приносящее доход, который является приоритетным в сравнении с такими элементами предпринимательства как Имидж, рейтинг. Есть понятие "криминальный бизнес", но нет понятия "криминальное предпринимательство".

В нашей отечественной  литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Тем более, что речь идет об управлении и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.

 

1.2 Виды и факторы развития  предпринимательства

 

 

В зависимости от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными  стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое. [6, c.89]

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором Ф является сам товар Т , а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует  называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство  есть особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи  выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам  не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного  обмена, в товарно- денежных операциях. [2, c.111]

Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель гарантирует  страхователю имущества, ценности, жизни  за определенную плату компенсацию  возможного ущерба в результате непредвиденного  бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения  таких обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Для предпринимательства  характерно не только получение высокой  прибыли, но и достижение высокого имиджа.

Предприниматель предвидит  и избегает негативные последствия  своей деятельности. Бизнес - это дело, приносящее доход, который является приоритетным в сравнении с такими элементами предпринимательства как Имидж, рейтинг. Есть понятие "криминальный бизнес", но нет понятия "криминальное предпринимательство".

Условия, необходимые  для развития предпринимательства и бизнеса:

1 Экономические:

  • Частная собственность (индивидуальная, ассоциированная), как господствующая форма собственности.
  • Свобода выбора материальных и финансовых ресурсов и свобода распределения продукта и чистой прибыли.
  • Наличие условий для формирования первоначального капитала.
  • Знания требований развивающегося рынка, умение адаптироваться в конкурентной среде. Не все могут стать предпринимателями, нужны определенные способности.
  • Свободный доступ к информации, ее достоверность.

2 Политические:

  • Политическая стабильность
  • Экономическая политика, направленная на развитие рыночных отношений.

3 Юридические:

  • Правовое регулирование предпринимательства
  • Правовая грамотность и культура: знание законов и нормативов, обязательность исполнения для всех субъектов общества.

4 Свободная конкуренция.

5 Развитая инфраструктура рынка.  Банковская система, рынок ценных  бумаг, система страхования рисков, информационные технологии.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане