Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане (2).doc

— 409.50 Кб (Скачать)

В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в  Карагандинской области - 16,1 (398 заемщиков), г. Алматы - 11,1 (293 заемщиков), Восточно-Казахстанской области - 7,9 (345 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Атырауской области - 1,9 (83 заемщиков), Южно-Казахстанской области - 2,1 (74 заемщиков), Алматинской области - 2,2 (92 заемщиков). (73 заемщиков). (Приложение В)

Второй транш. Правительства Республики Казахстан №25 от 28 июня 2008 года, принято решение о выделении 2 транша средств в размере 50 млрд. тенге на поддержку субъектов МСБ. В дополнение к этим средствам Фондом «Даму» было выделено 4,7 млрд. тенге собственных средств. Доведение данных средств до субъектов МСБ осуществляется Фондом «Даму» по Программе софинансирования с 10 банками, которые выделили средства на кредитование МСБ в рамках Программы в равном с Фондом «Даму» объеме. Таким образом, общая сумма кредитования МСБ, предусмотренная Программой софинансирования, составляет 109,4 млрд. тенге, таблица 6.

 

Таблица 6 - Средства 2 транша, выделенные для кредитования МСБ (с учетом собственных средств БВУ)

 

Банк

Сумма с учетом собственных  средств БВУ, млрд. тг

Доля БВУ

1

АО "АТФБанк"

26,0

24%

2

АО "Евразийский Банк"

19,9

18%

3

АО "Банк ЦентрКредит"

13,0

12%

4

АО "Астана Финанс"

11,1

10%

5

АО "БТА Банк"

10,0

9%

6

АО "НурБанк"

10,0

9%

7

АО "KaspiBank"

8,0

7%

8

АО "Казкоммерцбанк"

5,4

5%

9

АО "Альянс Банк"

4,0

4%

10

АО "Цесна банк"

2,0

2%

 

ИТОГО

109,4

100%


* По данным Программы  обусловленного размещения средств  республиканского бюджета в банках  второго уровня (2-ой транш) на 28.02.2010 г. // http://www.fund-damu.kz/

 

По состоянию на 12.05.2011 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам  МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 151,8 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2820  заемщиков. Средняя сумма кредита составила 83,2  млн. тенге, средний срок кредита – 44 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 12%  годовых. Создано и поддержано 4185  рабочих мест. В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в г. Алматы - 36,3 (370 заемщиков), г. Астана - 14,4 (157 заемщиков), Карагандинской области - 12,5 (237 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Жамбылской области - 2,7 (93 заемщиков), Атырауской области - 3,4 (120 заемщиков), Мангистауской области - 4 (107 заемщиков). [20]

Третий транш. В соответствии с  Постановлением Правительства РК №1085 от 25.11.2008 г. из Национального Фонда  Республики Казахстан было выделено 120 млрд. тенге на осуществление мероприятий  по поддержке МСБ на 2009-2010 гг. Из этой суммы 117 млрд. тенге было направлено на реализацию 3-го транша Программы обусловленного размещения средств республиканского бюджета в БВУ, 3 млрд. тенге – на программу прямого финансирования субъектов МСБ «Даму-Қолдау». В феврале 2009 года 117 млрд. тенге были распределены между 12 банками-партнерами, определенными решениями Государственной комиссии по модернизации экономики РК №17-55/И-99 от 27.01.2009 г. и №17-5/И-144 от 10.02.2009 г. Таким образом, общий пул финансирования по Программе составил 127 млрд. тенге, таблица 8.

 

Таблица 8 - Средства 3 транша, выделенные для кредитования МСБ (с учетом собственных  средств БВУ)

 

Банк

Общая сумма, млрд. тг

Доля БВУ

1

АО "БТА Банк"

22,0

17%

2

АО "АТФБанк"

20,0

16%

3

АО "Альянс Банк"

18,0

14%

4

АО "Казкоммерцбанк"

16,0

13%

5

АО "Народный банк"

11,7

9%

6

АО "Банк ЦентрКредит"

10,0

8%

7

АО "Нурбанк"

8,0

5%

6

АО "Банк ЦентрКредит"

10,0

8%

7

АО "Нурбанк"

8,0

5%

8

АО "Kaspibank"

6,0

5%

9

ДБ АО "Сбербанк"

6,0

5%

10

АО "Цеснабанк"

3,3

3%

11

АО "Евразийский Банк"

3,0

2%

12

АО "Банк Астана-Финанс"

3,0

2%

 

ИТОГО

127

100%


* По данным Программы  обусловленного размещения средств  республиканского бюджета в банках  второго уровня (3-ий транш) на 28.02.2010 г. // http://www.fund-damu.kz/

 

По результатам проведенной  работы фонда можно отметить, совокупный размер средств, выданных банками субъектам  МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 179,2 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2823 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 91,1  млн. тенге, средний срок кредита – 44 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 11%  годовых. Создано и поддержано 3675  рабочих мест.

В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в  г. Алматы - 55,1 (450 заемщиков), г. Астана - 27,2 (326 заемщиков), Карагандинской области - 12,6 (275 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Кызылординской области - 2,3 (94 заемщиков), Жамбылской области - 2,6 (38 заемщиков), Южно-Казахстанской области - 4,2 (86 заемщиков). [21]

Таким образом, очевидно, что невозможно очень быстро и эффективно передать ресурсы, которые есть у государства  только через один фонд, это требует  необходимости участия банков второго  уровня, которые являются профессиональными структурами по финансированию предпринимателей. Государству и бизнесу выгоднее, чтобы выделенные деньги осваивались быстрее. И, естественно, если 80 % суммы будут доводить до бизнеса специальные участники, а 20% - фонд «Даму», то, конечно, дело пойдет быстрее. И поэтому наиболее правильный подход состоит в том, что большая часть денег должна идти малому бизнесу через профессиональных участников.

Таким образом, государственная поддержка и активизации развития малого и среднего предпринимательства проводилась в рамках принятой программы развития, так на сегодня в региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в  г. Алматы - 55,1 (450 заемщиков), г. Астана - 27,2 (326 заемщиков), Карагандинской области - 12,6 (275 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Кызылординской области - 2,3 (94 заемщиков), Жамбылской области - 2,6 (38 заемщиков), Южно-Казахстанской области - 4,2 (86 заемщиков).

 

2.3 Роль предпринимательства в  отечественной экономике

 

 

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого и среднего бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
  • снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Роль малого и среднего бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм — коммутанты, т. е. соединители). [10, c.168]

Развитие малого и среднего бизнеса в республике является одним  из индикаторов успешного формирования экономики. Предпринимательский класс  выступает неотъемлемым атрибутом  развития рынка, самостоятельным субъектом  экономических отношений.

Значение малого и среднего предпринимательства для развития в республике эффективной рыночной экономики определяется его ролью как структурообразующего фактора, который обеспечивает: полноту занятости населения; развитие конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами и возрождение народных промыслов; укрепление экономической базы местных органов власти; развитие сел, малых и средних городов.

Становление бизнеса  в Республике Казахстан с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.

В Казахстане переход  к рынку произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки.

Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.

В той сложной и критической  обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда  остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства  страны было введение либерализации  цен. Сейчас, по истечении более 20 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый этап - либерализация  цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан.

Второй этап — жесткая  монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого и среднего предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане