Роль государства в формировании современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы- представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории, тесно увязав теоретический экскурс с белорусской практикой.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
- дать понятие государственного регулирования экономики;
- проследить основные этапы эволюции теории государственного регулирования рыночной экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты роли государства в рыночной экономике………...6
2 Анализ социально-экономического положения Республики Беларусь…...12
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 2.62 Мб (Скачать)

 

Дебиторская задолженность  на 1 сентября 2011 г. составила 79,1 трлн. рублей и по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года увеличилась  в 1,7 раза, а по сравнению с началом  текущего года в 1,6 раза.

Кредиторская задолженность  на 1 сентября 2011 г. составила 94,6 трлн. рублей и по сравнению с соответствующим  периодом 2010 г. увеличилась в 1,8 раза, с началом 2011 г. – в 1,6 раза.

В целом по стране кредиторская задолженность превысила дебиторскую  задолженность на 15,5 трлн. рублей.

 

 

В целом по стране внешняя  кредиторская задолженность, по- прежнему, превышает внешнюю дебиторскую  задолженность и на 1 сентября 2011 г. эта разница составила 2,7 трлн. рублей.

Внешняя дебиторская задолженность  на 1 сентября 2011 г. составила 22,3 трлн. рублей и увеличилась к соответствующему периоду предыдущего года в 2,4 раза. По сравнению с началом года внешняя  дебиторская задолженность увеличилась  на 13,3 трлн. рублей или 2,5 раза. 

Количество убыточных  организаций на 1 августа 2011 г. составило 679 единиц или 7,8% от общего числа учитываемых  организаций. По сравнению с январем-августом 2010 г., при сокращении количества убыточных  организаций (на 24 единицы), величина их чистого убытка возросла более, чем в 1,5 раза, достигнув 1 531,4 млрд. рублей. 

 

 

 

На 1 октября 2011 г. уровень  официально регистрируемой безработицы  составил 0,6% к численности экономически активного населения. В январе-августе 2011 г. в экономике республики было занято 4 657,8 тыс. человек, что 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г.

Темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2011 г. снизился до 110,1% к соответствующему периоду 2010 г.

 

В направлении сбалансированности положительным моментом является дальнейшее сближение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда – разрыв уменьшился до 0,4 п.п.

Реальные располагаемые  денежные доходы имеют тенденцию  к снижению. В январе-августе уровень  денежных доходов составил 105,8% к  январю-августу 2010 г. (в 1 квартале – 119,3%, в 1 полугодии – 109,9%), что в первую очередь обусловлено инфляционными  процессами[15].

В настоящее время основные направления деятельности Правительства  сосредоточены на ограничении темпов роста внутреннего спроса, активном наращивании экспорта, реализации мер  по обеспечению эффективной антиинфляционной политики.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2011 №590 Министерством экономики разработаны  и утверждены показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. Они содержатся в постановлении  Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1779 «Об утверждении показателей  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год».

Основные особенности  прогноза в том, что его разработка проходила в условиях высокой  интенсивности инфляционных процессов  и необходимости стабилизации платежного баланса. Без устранения этих проблем  в самое ближайшее время и  создания устойчивой к внешним и  внутренним шокам экономической  системы долгосрочный экономический  рост невозможен.

Поэтому основной целью на прогнозируемый год является достижение максимальной внутренней и внешней  сбалансированности экономики при  одновременном создании потенциала будущего роста и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения не ниже уровня 2011 года.

На этой основе сформирована система прогнозных показателей  на уровне республики, отрасли и  региона.

Показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год ориентируют деятельность подведомственных организаций (РУП, КУП) и негосударственных организаций с долей государства более 50% по выполнению таких показателей, как:

• продукция промышленности;

• рентабельность продаж в организациях промышленности и сельского хозяйства;

• удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (для промышленных предприятий);

• инвестиции в основной капитал;

• удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал;

• показатели по экспорту и сальдо внешней торговли товарами и услугами;

• соотношение экспорта товаров и объема промышленного     производства;     

• снижение уровня материалоемкости продукции;

• энергосбережение;

• работа министерств, концернов, облисполкомов как эффективных управляющих государственной собственностью.

Постановлением установлены  задания по экономии ресурсов, которые  разработаны во исполнение Директивы  Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической  безопасности государства».

Показатели прогноза социально-экономического развития административно-территориальных единиц Республики Беларусь на 2012 год ориентируют работу регионов на:

• реализацию основного интегрированного регионального показателя - валового регионального продукта;

• привлечение инвестиций в основной капитал, прямых иностранных инвестиций на чистой основе;

• повышение удельного веса затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал;

• рост продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота;

• энергосбережение;

• ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

Показатели прогноза социально-экономического развития по видам экономической деятельности ориентируют министерства, как ответственных за развитие всей отрасли, на:

• повышение удельного веса отгруженной промышленными предприятиями инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции;

• снижение уровня материалоемкости продукции;

• обеспечение высокой производительности труда и валовой добавленной стоимости.

Отдельными приложениями к постановлению установлены  задания по сбору (заготовке) отходов  бумаги, картона и стекла; задания  по строительству лесохозяйственных  дорог.

Таким образом, можно сделать  вывод, что экономика РБ является преимущественно экспортноориентированной (более 70% производимой продукции предназначено на экспорт), почти полностью зависимой от зарубежных рынков сбыта и мировой конъюнктуры, а с другой – в значительной степени зависящей от импорта энергоресурсов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих.

Сложность ситуации определялась и тем, что за последние два-три  года экономика Белоруссии, которая  инвестициям, кредитам и другим формам заимствования. В республике так и не удалось создать условия для исчерпала внутренние резервы, могла обеспечивать свой прирост исключительно благодаря внешним накопления эффективного национального и привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало экономический рост за счет факторов качества, что особенно проявилось в товарном обмене и промышленной кооперации с Россией, Украиной и другими странами СНГ. Белорусская хозяйственная модель не способствовала формированию адекватной рыночной системе мотивации у субъектов хозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический рост, учитывая экспортную ориентацию белорусского хозяйственного комплекса, мог обеспечиваться преимущественно за счет повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, внедрения новейших технологий, включая информационные. А все это требовало активного включения Белоруссии в процессы глобализации (от чего правительственные чиновники долгое время открещивались), в мировые структуры обмена и кооперации. 

Стоит обратить внимание и  на тот факт, что в правительстве  РБ устоялось мнение о том, что  страны с жестким, централизованным государственным управлением экономикой, с преобладанием государственной  собственности на средства производства, к каким и относится Белоруссия, легче преодолевают кризис и способны быстрее выходить из него. В первую очередь за счет мобилизационной  модели функционирования хозяйственного комплекса, подчиненного сверху донизу единой воли. 

Чтобы избавиться от отрицательного сальдо торгового баланса, государству нужно менять структуру белорусской экономики. Развивать новые перспективные отрасли на местном сырье и ресурсах, и избавляться потихоньку от тех отраслей, которые были созданы во времена Советского Союза и были рассчитаны на сырьевые ресурсы из этого союза. Под словом «избавляться» понимается не ликвидировать, а отдавать эти предприятия в ходе приватизации иностранным инвесторам, которые могли бы их включить в свои цепочки ТНК. Именно ТНК за счет серьезных инвестиционных вливаний могли бы существенным образом модернизировать предприятия этих отраслей, и снизить их сырьевую зависимость за счет многократного снижения потребляемых сырьевых ресурсов. Уже стало очевидных после реализации экономической политики за последние 15 лет, что собственными силами модернизировать эти предприятия и поддерживать высокий уровень их технологичности собственными силами не удастся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения  предприятий и предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, приводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства  в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика  не должна быть излишне административно  «зарегулирована», так как это  ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в  экономике дает ему и некоторые  преимущества. Главное из них - возможность  очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые  ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных  проблем (строительство крупных  промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически  соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика  должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии  на нее государства, в условиях, когда  высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства  состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

В последнее время много  говорят о роли международных  организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе  проста – МВФ должен существенно  усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений. Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные  экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем  Беларусь уже столкнулась со структурным  кризисом.

Недавно белорусский Минстат  признал спад экономики впервые  за 13 лет. Реальное состояние дел, а  не прогнозное наводит многих граждан  республики на мысли о скором дефолте  экономики. Набранные кредиты в  критическую ситуацию могут только не надолго замедлить падение.

Правящая элита Белоруссии в условиях мирового кризиса по-прежнему будет пытаться полностью сохранить  политическую и финансово-экономическую  власть. Это тенденция войдет в  противоречие с объективными процессами экономической и финансовой глобализации, когда генерация власти во все  большей степени осуществляется не в государственно-политической, а в экономической плоскости, ее самыми мощными субъектами и институтами. Правительство республики, как представляется, не готово к проведению масштабных и глубоких структурных реформ, да и такая задача перед ним президентской  администрацией не ставится. Отдельные  меры по либерализации функционирования хозяйственного комплекса сегодня  сочетаются с тотальным вмешательством государства в экономику и  финансовую сферу. 

Очевидно, на макроэкономическом уровне не удастся сохранить стабильность, устойчивый курс белорусского рубля, процесс  дебюрократизации, за который отвечают чиновники, будет иметь ограниченные последствия, а либерализация финансовой сферы так и не начнется. 

Информация о работе Роль государства в формировании современной рыночной экономики