Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель данной работы- представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории, тесно увязав теоретический экскурс с белорусской практикой.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
- дать понятие государственного регулирования экономики;
- проследить основные этапы эволюции теории государственного регулирования рыночной экономики;
Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты роли государства в рыночной экономике………...6
2 Анализ социально-экономического положения Республики Беларусь…...12
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников…………………………………………..40
Дебиторская задолженность на 1 сентября 2011 г. составила 79,1 трлн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась в 1,7 раза, а по сравнению с началом текущего года в 1,6 раза.
Кредиторская задолженность на 1 сентября 2011 г. составила 94,6 трлн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличилась в 1,8 раза, с началом 2011 г. – в 1,6 раза.
В целом по стране кредиторская
задолженность превысила
В целом по стране внешняя кредиторская задолженность, по- прежнему, превышает внешнюю дебиторскую задолженность и на 1 сентября 2011 г. эта разница составила 2,7 трлн. рублей.
Внешняя дебиторская задолженность
на 1 сентября 2011 г. составила 22,3 трлн. рублей
и увеличилась к
Количество убыточных организаций на 1 августа 2011 г. составило 679 единиц или 7,8% от общего числа учитываемых организаций. По сравнению с январем-августом 2010 г., при сокращении количества убыточных организаций (на 24 единицы), величина их чистого убытка возросла более, чем в 1,5 раза, достигнув 1 531,4 млрд. рублей.
На 1 октября 2011 г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 0,6% к численности экономически активного населения. В январе-августе 2011 г. в экономике республики было занято 4 657,8 тыс. человек, что 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г.
Темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2011 г. снизился до 110,1% к соответствующему периоду 2010 г.
В направлении сбалансированности положительным моментом является дальнейшее сближение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда – разрыв уменьшился до 0,4 п.п.
Реальные располагаемые
денежные доходы имеют тенденцию
к снижению. В январе-августе уровень
денежных доходов составил 105,8% к
январю-августу 2010 г. (в 1 квартале – 119,3%,
в 1 полугодии – 109,9%), что в первую
очередь обусловлено
В настоящее время основные
направления деятельности Правительства
сосредоточены на ограничении темпов
роста внутреннего спроса, активном
наращивании экспорта, реализации мер
по обеспечению эффективной
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 23.12.2011
№590 Министерством экономики
Основные особенности прогноза в том, что его разработка проходила в условиях высокой интенсивности инфляционных процессов и необходимости стабилизации платежного баланса. Без устранения этих проблем в самое ближайшее время и создания устойчивой к внешним и внутренним шокам экономической системы долгосрочный экономический рост невозможен.
Поэтому основной целью на прогнозируемый год является достижение максимальной внутренней и внешней сбалансированности экономики при одновременном создании потенциала будущего роста и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения не ниже уровня 2011 года.
На этой основе сформирована система прогнозных показателей на уровне республики, отрасли и региона.
Показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год ориентируют деятельность подведомственных организаций (РУП, КУП) и негосударственных организаций с долей государства более 50% по выполнению таких показателей, как:
• продукция промышленности;
• рентабельность продаж в организациях промышленности и сельского хозяйства;
• удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (для промышленных предприятий);
• инвестиции в основной капитал;
• удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал;
• показатели по экспорту и сальдо внешней торговли товарами и услугами;
• соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства;
• снижение уровня материалоемкости продукции;
• энергосбережение;
• работа министерств, концернов, облисполкомов как эффективных управляющих государственной собственностью.
Постановлением установлены задания по экономии ресурсов, которые разработаны во исполнение Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства».
Показатели прогноза социально-экономического
развития административно-
• реализацию основного интегрированного регионального показателя - валового регионального продукта;
• привлечение инвестиций в основной капитал, прямых иностранных инвестиций на чистой основе;
• повышение удельного веса затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал;
• рост продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота;
• энергосбережение;
• ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.
Показатели прогноза социально-экономического развития по видам экономической деятельности ориентируют министерства, как ответственных за развитие всей отрасли, на:
• повышение удельного веса отгруженной промышленными предприятиями инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции;
• снижение уровня материалоемкости продукции;
• обеспечение высокой производительности труда и валовой добавленной стоимости.
Отдельными приложениями
к постановлению установлены
задания по сбору (заготовке) отходов
бумаги, картона и стекла; задания
по строительству
Таким образом, можно сделать вывод, что экономика РБ является преимущественно экспортноориентированной (более 70% производимой продукции предназначено на экспорт), почти полностью зависимой от зарубежных рынков сбыта и мировой конъюнктуры, а с другой – в значительной степени зависящей от импорта энергоресурсов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих.
Сложность ситуации определялась и тем, что за последние два-три года экономика Белоруссии, которая инвестициям, кредитам и другим формам заимствования. В республике так и не удалось создать условия для исчерпала внутренние резервы, могла обеспечивать свой прирост исключительно благодаря внешним накопления эффективного национального и привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало экономический рост за счет факторов качества, что особенно проявилось в товарном обмене и промышленной кооперации с Россией, Украиной и другими странами СНГ. Белорусская хозяйственная модель не способствовала формированию адекватной рыночной системе мотивации у субъектов хозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический рост, учитывая экспортную ориентацию белорусского хозяйственного комплекса, мог обеспечиваться преимущественно за счет повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, внедрения новейших технологий, включая информационные. А все это требовало активного включения Белоруссии в процессы глобализации (от чего правительственные чиновники долгое время открещивались), в мировые структуры обмена и кооперации.
Стоит обратить внимание и
на тот факт, что в правительстве
РБ устоялось мнение о том, что
страны с жестким, централизованным
государственным управлением
Чтобы избавиться от отрицательного сальдо торгового баланса, государству нужно менять структуру белорусской экономики. Развивать новые перспективные отрасли на местном сырье и ресурсах, и избавляться потихоньку от тех отраслей, которые были созданы во времена Советского Союза и были рассчитаны на сырьевые ресурсы из этого союза. Под словом «избавляться» понимается не ликвидировать, а отдавать эти предприятия в ходе приватизации иностранным инвесторам, которые могли бы их включить в свои цепочки ТНК. Именно ТНК за счет серьезных инвестиционных вливаний могли бы существенным образом модернизировать предприятия этих отраслей, и снизить их сырьевую зависимость за счет многократного снижения потребляемых сырьевых ресурсов. Уже стало очевидных после реализации экономической политики за последние 15 лет, что собственными силами модернизировать эти предприятия и поддерживать высокий уровень их технологичности собственными силами не удастся.
Заключение
Очень часто государство
является первопричиной
Конечно, вмешательство государства
в экономические отношения не
должно быть безграничным - экономика
не должна быть излишне административно
«зарегулирована», так как это
ущемляет экономическую свободу, приводит
к коррупции государственного аппарата
и возникновению теневой
В целом трудно переоценить
роль государства в экономике. Оно
создает условия для
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
В последнее время много
говорят о роли международных
организаций, главным образом, Международного
валютного фонда и Всемирного
банка. Наша позиция в данном вопросе
проста – МВФ должен существенно
усилить свою роль по предупреждению
кризисных явлений. Таким образом,
экономика Беларуси, показывая последние
5 лет устойчивые экономический рост
и находясь на фазе подъема, в 2009 году
перешла в фазу спада и рецессии.
Причины различны, но, как и остальные
экспортоориентированные
Недавно белорусский Минстат признал спад экономики впервые за 13 лет. Реальное состояние дел, а не прогнозное наводит многих граждан республики на мысли о скором дефолте экономики. Набранные кредиты в критическую ситуацию могут только не надолго замедлить падение.
Правящая элита Белоруссии в условиях мирового кризиса по-прежнему будет пытаться полностью сохранить политическую и финансово-экономическую власть. Это тенденция войдет в противоречие с объективными процессами экономической и финансовой глобализации, когда генерация власти во все большей степени осуществляется не в государственно-политической, а в экономической плоскости, ее самыми мощными субъектами и институтами. Правительство республики, как представляется, не готово к проведению масштабных и глубоких структурных реформ, да и такая задача перед ним президентской администрацией не ставится. Отдельные меры по либерализации функционирования хозяйственного комплекса сегодня сочетаются с тотальным вмешательством государства в экономику и финансовую сферу.
Очевидно, на макроэкономическом
уровне не удастся сохранить
Информация о работе Роль государства в формировании современной рыночной экономики