Роль государства в рыночной экономике

Автор: f***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
-рассмотреть причины государственного вмешательства в рыночную экономику;
-дать понятие и сущность государственной экономической политики
-определить объекты, цели, функции и цели государственного регулирования экономики;
- рассмотреть тенденции экономико-политического развития России в 2006 году;
- провести анализ динамики ВВП в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ 6
1.1 Причины государственного вмешательства в рыночную экономику. 6
1.2 Понятие и сущность государственной экономической политики 11
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики 13
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 24
2.1 Основные тенденции экономико-политического развития России в 2006 году 24
2.2 Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.doc

— 212.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 
     
     
     
     
     
     
     

    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     
     
     
     
     

 

    ВВЕДЕНИЕ

                                                                  

         Изучение  экономической роли государства  – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

    Государственное регулирование Российской экономики  имеет долгую историю, которая подвергалась резким сменам экономического строя. Двадцатый  век  в этом смысле – особо драматический период в многовековой истории России. Особенно частыми были попытки реформировать экономику России в рыночном направлении. Со времён Петра Великого таких попыток было более десятка. Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, Сергей Витте, Пётр Столыпин, В.Ленин, Н. Хрущёв, А. Косыгин, М. Горбачёв, Е. Гайдар, Б. Ельцин – вот неполный список рыночных реформаторов России.

        По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

      Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

        Проблема  государственного вмешательства в  экономику является,  основной  для  любого государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

        Цели  исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.

        В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

        -рассмотреть  причины государственного вмешательства  в рыночную экономику;

        -дать  понятие и сущность государственной  экономической политики 

        -определить  объекты, цели, функции и цели  государственного регулирования  экономики;

        - рассмотреть  тенденции экономико-политического  развития России в 2006 году;

        - провести анализ динамики ВВП  в России;

    Методы  исследования:

        -обработка,  анализ  научных источников;

        -анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме

        Объект исследования – механизм государственного регулирования в экономике.

        Предмет исследования – роль государства в рыночной экономике

        При написании работы широко использовались ряд  учебных пособий по экономике; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; а также информационные ресурсы сети Интернет.

 

    1. НЕОБХОДИМОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ВМЕШАТЕЛЬСТВА В  РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

        1.1 Причины государственного  вмешательства в  рыночную экономику

 

        Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.

        Рынок, по сути своей – анархия высшего  порядка, то есть саморегулирующаяся анархия. Управляющей системой рыночного  механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил  одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.

        «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя1.

        Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может  быть, не менее важные социально-экономические  проблемы.

        К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких  потребностей весьма широк, а их  игнорирование  абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком  вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

        Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с  так называемыми «внешними  эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может  иметь как отрицательные, так  и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к  примеру, внешние эффекты, связанные с  загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

        Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии2.

        Всё это даёт возможность существенно  корректировать действие рыночного  механизма, смягчать или вовсе ликвидировать  негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних  эффектах.

        Наконец, третья группа проблем, порождаемых  ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и  практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.

        Роль  государства в этой сфере отношений  сводится вовсе не к тому, чтобы  любой ценой обеспечить «полную  занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном  регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п3.

        Существуют  и требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

        Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

        Неслучайно  неотъемлемым свойством рыночной системы  является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной  деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

        В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции4.

        В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

        1.2 Понятие и сущность государственной экономической политики

 

        Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике