Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим вопросы, остающиеся в центре внимания многих экономических теорий. К ним относится непосредственно сам вопрос необходимости вмешательства государства в экономику, основные формы взаимодействия государства и рынка (то, как государство себя проявляет по отношению к нему, главные регулирующие функции), а так же границы, в которых наиболее приемлемо вмешательство государства в рыночную экономику.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Важность вмешательства государства в рыночную экономику 5
2 Основные функции государства в рыночной экономике 8
2.1 Поддержание сбалансированного экономического роста 9
2.2 Обеспечение занятости населения и регулирование существующего рынка труда 10
2.3 Регулирование ценообразования 11
2.4 Создание правовой основы 11
2.5 Распределение ресурсов 12
2.6 Обеспечение социальной защиты 12
2.7 Защита окружающей среды 14
2.8 Региональная политика 14
2.9 Реализация национальных интересов 14
3 Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
На тему
«Роль государства в рыночной
экономике»
Студент группы № _____
(Ф.И.О.)
Научный руководитель
______________________
(должность, звание, Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
В
обеспечении нормального
Государственное регулирование российской экономики имеет долгую историю, которая подвергалась резким сменам экономического строя. Прошедший двадцатый век в этом смысле - особо драматический период в многовековой истории России. Особенно частыми были попытки реформировать экономику России в рыночном направлении. Со времён Петра Великого таких попыток было более десятка. Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, Сергей Витте, Пётр Столыпин, В.Ленин, Н. Хрущёв, А. Косыгин, М. Горбачёв, Е. Гайдар, Б. Ельцин – вот неполный список рыночных реформаторов России. Современное российское государство, уже под руководством новых лидеров – Д.А. Медведева, В.В. Путина, так же постоянно претерпевает определенные изменения в плане выбора наиболее эффективного пути экономического развития.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых десятилетий реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия. По сути, в отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, т.е. правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов.
В
данной курсовой работе мы рассмотрим
вопросы, остающиеся в центре внимания
многих экономических теорий. К ним относится
непосредственно сам вопрос необходимости
вмешательства государства в экономику,
основные формы взаимодействия государства
и рынка (то, как государство себя проявляет
по отношению к нему, главные регулирующие
функции), а так же границы, в которых наиболее
приемлемо вмешательство государства
в рыночную экономику.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
Целесообразно
рассмотреть причины
-обеспечение национальной обороны;
-отправление правосудия;
-организация
общественных работ,
-образование юношества;
-сбор
налогов для оплаты нужд
По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.
По сей день никто не оспаривает необходимость обозначенных выше функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. По сути, справедлив вопрос: зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.
Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
В
рыночной экономике основным регулятором
экономических пропорций
Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.
Не
смотря на рознящийся подход в отдельно
взятых странах мира к определению
роли государства в процессе регулирования
национальной экономики, так или иначе
влияя на механизмы рынка, государство
каждой страны выполняет ряд важных функций,
речь о которых пойдет ниже.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Как
правило, государство корректирует
те "несовершенства", которые присущи
рыночному механизму и с
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
а) Функции государства по поддержанию рыночного механизма: обеспечения правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.), а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б) Функции государства по усилению рыночного механизма: перераспределение доходов, корректировка распределения ресурсов через налоговую систему, обеспечение экономической стабильности (контроль уровня занятости, инфляции), обеспечение экономического роста, проведение эффективной внешнеэкономической политики – реализация национальных интересов.
Рассмотрим перечисленные в данных двух группах функции подробнее.
Одна
из важнейших общих функций - стабилизация
экономики и стимулирование сбалансированного
экономического роста. Системой определенных
мер в области бюджетной, денежно-кредитной
и фискальной политики государство пытается
преодолеть кризисные явления, спад производства,
снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует
совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции,
занятость, регулирует банковский процент
и налоговые ставки. В общем, государство
для сглаживания циклических колебаний
в период спада экономики проводит политику
активизации всех хозяйственных процессов,
а в период ее подъема стремится сдерживать
деловую активность.
Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
Так же огромная роль отводится государственному регулированию существующего в стране рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.