Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение роли государства в рыночной экономике, выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Необходимость вмешательства государства в экономику………………5
3. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики…………………………………………………………………11
4. Особенности современной экономической политики российского государства………………………………………………………………..17
5. Практикум…………………………………………………………………21
6. Заключение………………………………………………………………..23
7. Список литературы……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Необходимость вмешательства государства в экономику………………5
  3. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики…………………………………………………………………11
  4. Особенности современной экономической политики российского государства………………………………………………………………..17
  5. Практикум…………………………………………………………………21
  6. Заключение………………………………………………………………..23
  7. Список литературы……………………………………………………….25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.

     Изучение  экономической роли государства  – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто–либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

     В современном мире экономическая  роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что государство  должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

     Целью работы является рассмотрение роли государства  в рыночной экономике, выяснение  причин, целей и границ вмешательства  государства в рыночную экономику.

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику;

     - изучить цели, направления и методы  государственного регулирования  экономики;

     - выявить особенности современной  экономической политики российского  государства;

     Методологической  базой исследования являются следующие  методы: теоретический, дидукционный, индукционный, практический.

     Информационной  базой исследования являются учебные  пособия, Интернет ресурсы.

     Структурно  работа состоит из введения, трёх глав, практикума, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Необходимость вмешательства государства в экономику.

      Рыночная  система-это, прежде всего прерогатива  в принятии решений производителями и потребителями. [11, 422]

      Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических  позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер.

     Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет  на себя ведущую роль в регулировании  рыночного хозяйства.

     Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

     Государство вовлекается в рыночную экономику  с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

     В условиях рынка государственное  регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемые правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. [11, 424]

     Причины вмешательства государства в  рыночную экономику.

     Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

     Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

     Ликвидация  негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

     Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

     Наконец, третья группа проблем, порождаемых  ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров). [14, 370]

     Роль  государства в этой сфере отношений  сводится вовсе не к тому, чтобы  любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом - в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

     Существуют  и требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли  и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

     Субъектами  ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:

    -  полный государственный монополизм  в управлении хозяйством. Он был  характерен для СССР и стран  социалистического содружества,  но сохраняется и теперь в  некоторых посткоммунистических  государствах;

    - различные  варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в моделях социально ориентированного регионального хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

    -  крайний либерализм, признающий  эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США. [11, 425]

      Если  назвать основные экономические функции, которые должно выполнять государство и где не обойтись без его вмешательства в экономику, то они состоят в следующем:

  1. Производство общественных благ. Существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах. Это-оборона и охрана общественного порядка, государственное управление, транспортный сектор и т. д.
  2. Регулирование естественных монополий. Это-электроэнергетика, трубопроводный транспорт, железная дорога, почтовая связь и др.
  3. Устранение чрезмерного социального неравенства путём перераспределения доходов.
  4. Защита общества от внешних эффектов, которые прямо не выражаются в денежной форме и рынок не реагирует на них, например, охрана окружающей среды от загрязнения.
  5. Поддержание макроэкономической стабильности – организация денежного обращения, борьба с инфляцией.
  6. Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста. [14, 358]

      Перечень  функций государства этим не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, организует денежное обращение, стимулирует использование имеющихся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фундаментальной науки, поддерживает достаточный уровень обороноспособности, производит общественные блага, оказывает помощь малорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику.

    Своеобразие и противоречивость производимого государством процесса

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике