Роль государства в формировании современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы- представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории, тесно увязав теоретический экскурс с белорусской практикой.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
- дать понятие государственного регулирования экономики;
- проследить основные этапы эволюции теории государственного регулирования рыночной экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты роли государства в рыночной экономике………...6
2 Анализ социально-экономического положения Республики Беларусь…...12
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 2.62 Мб (Скачать)

В сферу деятельности государства  входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций  государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство  организует производство продуктов  и услуг, которым не занимается частный  сектор. Оно создает условия для  развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов  и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует  программы развития образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки  и через потребительский кредит, который довольно широко развит в  рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного  спроса.

Важная роль отводится  государственному регулированию рынка  труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе  оплата и условия труда, возможность  профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для  обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и  регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного  контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется  состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы  содействия занятости и т.д.

Для того чтобы сохранить  кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных  случаях государство вправе вмешаться  в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции  рыночного механизма, несправедливо  с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование  в обществе. Страны с развитыми  рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному  согласию, осознанию различными социальными  слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились  экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение  доходов.

Государство гарантирует  минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

В рыночной экономике государство  является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно  призвано производить предварительную  экспертизу проектов строительства  новых предприятий на их экологическую  безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Защита национальных интересов  в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей  внешнеторговой политики, контроль над  международной миграцией капиталов  и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства  этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные  рынку, осуществляет антимонопольную  политику с целью поддержания  конкуренции, обеспечивает свободу  предпринимательства, законность и  порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических  результатов. За государством всегда сохраняется  организация денежного обращения  и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной  науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешне-экономической  деятельности, включая организацию  таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства  в рыночную экономику.

Таким образом, основными  направлениями экономической деятельности государства являются:

1) Обеспечение нормальных  условий работы рыночного механизма,  что предполагает регулярную  демонополизацию экономики, ее  антиинфляционную профилактику  с помощью стабильной денежной  политики, поддержание бездефицитной  системы государственных финансов  и др. В странах, вставших на  путь восстановления рыночного  хозяйства, государству также  приходится формировать многосекторную  экономику, демонтировать звенья  административно-командного управления, образовывать действенную систему  экономических регуляторов и  много другое.

2) Выполнение функций,  очерченных минимально необходимыми  и максимально допустимыми границами  вмешательства государства в  экономику. В решении этих экономических  проблем рыночный механизм обнаруживает  свою несостоятельность или неэффективность.

3) Разработка, принятие и  организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения,  банковской системы и др.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы, к которым рыночная система предъявляет  различные требования.

Во-первых, исключаются любые  действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д. ), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в  условиях рыночной экономики государство  снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно  следит за ценами и , опираясь главным  образом на экономические методы управления, старается не допустить  их бесконтрольного инфляционного  роста, причем имеет для этого  гораздо больше возможностей, чем  при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок  как самонастраивающуюся систему  можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить  рыночный механизм. Вместе с тем  это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по правилу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов  отражается на механизме рынка, последний  начинает давать сбои.

В отличии от командной  экономики, в условиях рыночных отношений  выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий  на договорной основе, учитывавшей  взаимную ответственность сторон. В  прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в  виде безвозмездных дотаций, не связанных  ни с какими требованиями и ответственностью.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство  нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях  рынок более эффективно решит  поставленные экономические задачи. 

 

2  Анализ социально-экономического  положения Республики Беларусь

 

 

В прошедшем пятилетии  работа всех органов управления, коллективов  и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались  прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики.

Республика Беларусь последовательно  реализует избранную модель социально  ориентированной рыночной экономики.

Достигнуты высокие темпы  ее развития. Валовой внутренний продукт  в расчете на душу населения по паритету покупательной способности  увеличится за текущее пятилетие  почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике  — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние  оказали изменения условий импорта  энергоресурсов и повышение цен  на них, ухудшение других внешних  факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки  наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП  составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал  — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический  кризис оказал отрицательное влияние  на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы  в 2009 году относительно 2008 года (темпы  роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в  сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит  достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Вместе с тем благодаря  своевременно принятым антикризисным  мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы  падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К  концу 2009 года удалось приостановить  кризисные процессы и в целом  по экономике выйти на пусть и  незначительный, но прирост ВВП.

Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы  социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Информация о работе Роль государства в формировании современной рыночной экономики