Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа
Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
К сожалению, после всего сказанного, следует вывод: реального улучшения дел у нефтяников, от которых во многом зависит экономика области, ждать не приходится, ибо после падения цен на нефть на мировом рынке на треть 1997 году дальнейшие прогнозы также неутешительные. Даже если поднимется цена, убытки, которые понесли, нужно восстанавливать, а планы корректировать. По “Самаранефтегаз” предполагается на 40% сократить объемы бурения, добыча нефти должна составлять 8 млн. тонн. Нужны средства для реализации программы по реорганизации производства. Есть необходимость в создании фондового инвестирования, так как через 1-2 года пойдет еще падение добычи, средств же на восстановление и реконструкцию практически нет.
По добыче нефти НК “ЮКОС” в целом по России занимает сегодня третье место. По сравнению с прошлым годом нефтедобыча компании увеличилась на 26% за счет включения в конце 1997 года в структуру нефтяной компании предприятий Восточной нефтяной компании. В то же самое время суммарный объем нефтедобычи на предприятиях, входящих в структуру нефтяной компании, в 1998 году сократился на 1,9 миллиона тонн, или на 4%.
Но что же случилось? Почему так произошло? А дело здесь вот в чем: Проблемы предприятий нефтепереработки и расширения зоны присутствия на рынке нефтепродуктов выходят для “ЮКОСа” на первый план. Таким образом, на второй план, естественно, отошла нефтедобыча - ОАО “Самаранефтегаз”.
Как
известно, по результатам инвестиционного
конкурса 1995 года, в результате которого
компания стала собственником одного
из старейших нефтедобывающих предприятий
России, около 200 миллионов $ предполагалось
пустить на освоение нефтяных месторождений,
лицензии на разработку которых принадлежат
акционерным обществам “Самаранефтегаз”
и “Юганскнефтегаз”.80 миллионов $ было
израсходовано на освоение действующих
месторождений ОАО “Юганскнефтегаз”,
еще 64 миллиона $ на разработку Приобского
месторождения, но в этом списке не нашлось
места для ОАО “Самаранефтегаз”. Однако
с учетом того, что предприятия последнего
формируют бюджеты целых районов и городов
Самарской области, для региональных властей
сегодня на одно из первых мест выходит
вопрос о его дальнейшей судьбе.
ЮКОС | 682.5 |
Юганскнефтегаз | 118.0 |
Самаранефтегаз | 564.5 |
Рис. 4 Динамика
основного долга в бюджет (млрд.
руб.) на 1.01.97 г.
По объективным причинам в Самарской области в основном находятся месторождения, которые в значительной мере истощены. Добыча нефти на них менее рентабельна, чем в других регионах. Поэтому компания проводит консервацию части действующих в области малорентабельных скважин. Если в середине 70-х годов “Самаранефтегаз” добывал до 35 миллионов тонн нефти, то сегодня в четыре с лишним раза меньше. И спад производства будет продолжаться. Предприятие будет вынуждено работать в жестком режиме - ему предстоит сократить себестоимость тонны нефти с 220 до 164 рублей. Идет дальнейшее сокращение численности работающих - с 22 до 21 тысячи человек. Сегодня, когда необходимо экономить каждую копейку, компания не может позволить себе вкладывать средства в геологоразведку. Продолжается реструктуризация, по завершении которой основная хозяйственная деятельность будет перенесена на уровень конкретных НГДУ. Это основной перечень антикризисных мер, направленных на повышение эффективности работы, которые предпринимают компания и конкретные предприятия. При этом понятно, что “ЮКОС” преследует свои интересы, а территория, на которой идут все эти процессы, заинтересована максимально сгладить негативные последствия. Поэтому тема противостояния области и НК “ЮКОС” в течение прошлого года и нынешнего давно перешла в разряд вечных.
Дальнейшее
развитие событий предугадать достаточно
сложно. Началась разработка программы
совместных действий по стабилизации
добычи нефти и повышению
На Новокуйбышевском НПЗ дела обстоят немного лучше, чем на ОАО “Самаранефтегаз”. На НК “НПЗ” взаимоотношения с компанией “ЮКОС” строятся на основе Тарифного соглашения между работодателем - компанией “ЮКОС” и межрегиональным профсоюзным комитетом, в который входят представители всех ее дочерних предприятий. Этот документ в основном предусматривает, с одной стороны, своевременную выплату заработной платы и решение социальных проблем, а с другой - добросовестное выполнение своих производственных обязанностей каждым тружеником и коллективами всех дочерних предприятий в целом.
В соответствии с Тарифным соглашением работники НПЗ имеют 17 социальных льгот. Помимо средств, которые отчисляет компания на эти льготы, администрация и профсоюзный комитет изыскивают и свои пути решения насущных вопросов заводчан.
В последние месяцы в силу объективных причин компания не выполняет ряд своих обязательств, так как вынуждена нести непомерное бремя налогов, которые существенно подрывают экономику компании. Понимая все это, НПЗ не может согласиться с задолженностью по заработной плате. В этой связи межрегиональный профсоюзный комитет провел ряд встреч с руководством “ЮКОС”, после чего были подписаны соответствующие протоколы по выплате заработной платы.
Увы, общая тенденция в стране складывается не в пользу нефтяной компании, т. е. правительство пытается в который раз погасить многомиллиардный дефицит бюджета за счет средств российских нефтяных компаний. В этой связи надеяться на своевременную и полную выплату заработной платы не приходится. Очевидно, что и об индексации заработной платы и всевозможных социальных гарантиях также пока не может быть и речи. Практически российские нефтяные компании оказываются заложниками фискальной политики правительства. “ЮКОС” все-таки пытается решать проблемы развития своих структурных подразделений. Но пока улучшений никаких не видно.
В течение прошлого года компания проводила структурную реорганизацию, целями которой было снижение издержек производства, приведение цены на нефть НК “ЮКОС” к конкурентоспособному уровню на мировых рынках. “Первый этап реструктуризации компании успешно завершен”, - заявил г-н Ходорковский, подчеркнув, что свои перспективы компания связывает прежде всего с нефтеперерабатывающим сектором и именно нефтепереработка становится стратегическим направлением развития “ЮКОСа”.
В Самарской области добывается 3% нефти от общего объема нефтедобычи в России. Здесь сосредоточено почти 10% нефтепереработки. В год на 1 жителя области приходится почти 1200 литров автобензинов местной выработки. В России совсем немного регионов, располагающих полной инфраструктурой “нефтебизнеса” - от разведки запасов до продажи нефтепродуктов. Однако область, располагающая такими уникальными возможностями, не получает выгоды от эксплуатации своих богатств.
Что будет дальше - предсказать легко: или предприятия компании начинают платить и выполнять свои обязательства, или область обращается к идее создания региональной нефтяной компании, которая бы включала полный цикл - от нефтедобычи до реализации нефтепродуктов.
Ведь наличие в области собственной нефтедобычи и нефтепереработки - это важнейшее конкурентное преимущество территории по сравнению с другими регионами. В России нет такого другого региона, который бы располагал полной инфраструктурой, обслуживающей “нефтебизнес”, - от разведки запасов до реализации нефтепродуктов. На территории области более сотни нефтяных месторождений, системе магистральных нефтепроводов, три НПЗ, нефтебазы, более 300 автозаправочных станций, а еще система подготовки кадров, научно-исследовательский институт. Область самодостаточна с точки зрения потенциала топливной промышленности, и грех было бы этим не воспользоваться.
И я полностью согласна с самарскими руководителями структурных подразделений “ЮКОСа”, что сейчас единственный выход из сложившейся ситуации - это создание своего собственного регионального холдинга.
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ НК
НПЗ.
Наш Самарский регион является опорной нефтеперерабатывающей базой компании “ЮКОС”. Здесь находятся все три нефтеперерабатывающих предприятия компании: Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский НПЗ. В 1997 г. “ЮКОС” вышел на первое место в России по переработке нефти и производству нефтепродуктов.
Именно с Самарским регионом и нефтеперерабатывающими предприятиями связаны крупные инвестиционные проекты компании. Можно сказать, что Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод - является главным нефтеперерабатывающим предприятием НК “ЮКОС”.
“Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод” - открытое акционерное общество (в дальнейшем именуемое “Общество”) учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года №1403 “Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения.” Учредитель - Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Общество учреждено на неограниченный срок деятельности.
Полное фирменное наименование Общества - Открытое акционерное общество “Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод”. Сокращенное фирменное наименование Общества - ОАО “НК НПЗ”. Фирменное наименование на английском языке - “Novokuibyshevsk Refinery Stock Company.”
Юридический адрес Общества: 446207, Самарская обл., г. Новокуйбышевск.
Основные виды деятельности НПЗ:
Открытое акционерное общество “Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод” является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты его государственной регистрации. Общество имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. НК НПЗ имеет круглую печать с полным фирменным наименованием с указанием на место его нахождения, а также он вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и иные средства визуальной идентификации.
Общество
является правопреемником
Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")