Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:54, курсовая работа
Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры и ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг требует от менеджмента высокого профессионализма и уточнения стратегии и тактики.
Введение 3
1.Теоретические аспекты реорганизации 6
1.1.Общее понятие реорганизации 6
1.2. Формы и основные процедуры 10
1.3. Причины, вызывающие необходимость в реорганизации банка 20
2. Анализ практики реорганизации коммерческих банков 24
2.1. Особенности реорганизации банков 24
2.2. Реорганизация банков как способ укрепления банковской системы 46
Заключение 62
Список использованных источников 66
Составленный ранее план может оказаться недостаточным. В этом случае рекомендуется предпринять, по меньшей мере, еще два шага.
ж) Определение ключевых синергизмов. Еще до слияния следует четко определить приоритеты. Тогда партнерам легче прийти к соглашению о необходимых организационных мероприятиях для того, чтобы реализовать потенциальные синергизмы, то есть достижение большей эффективности, в ключевых операциях консолидированного банка.
з) Определение идеального уровня интеграции. Необходим анализ разных моделей интеграции для того, чтобы найти оптимальную организационную структуру. Некоторые авторы предлагают выбирать уровень интеграции по таким критериям: значимость приобретаемой структуры для объединенной организации; ожидаемые проблемы интеграции. Приобретающей компании рекомендуется по возможности быстро объединить те направления, по которым синергизмы были бы наибольшими, а различия — меньшими. Подразделения и функции, которые сильно различаются и интеграция которых не очень важна, только выиграют от того, что не будут интегрированы.
Рекомендаций по достижению успеха при слиянии или поглощении одного банка другим не существует; но можно сформулировать некоторые правила, дать ряд советов, упрощающих путь к успеху, причем и правила или советы эти, исходящие от разных специалистов, неизбежно будут в чем-то нетождественными, так что менеджерам банков то или иное решение придется принимать, в конечном счете, самостоятельно[13,c.398].
Особо следует остановиться на отношении регулирующих органов к процессам банковских объединений.
Мировой опыт не подтверждает иллюзий относительно того, будто процессы эффективных банковских присоединений и слияний могут быть автоматически отрегулированы самим рынком. Они нуждаются в сознательном регулировании со стороны прежде всего центральных банков. И очень важно, чтобы последние не стимулировали их искусственно, на основе стихийных рыночных тенденций и тем самым не придавали им дополнительную противоречивость, не «вменяли» им не свойственные данным процессам функции.
Отечественный опыт банковского регулирования в этом смысле, как представляется, нельзя признать удачным. По крайней мере, до августа 1998 года в основе соответствующей деятельности Центрального Банка лежали постулаты сомнительной ценности.
Во-первых, реорганизация у нас в отличие от других стран трактовалась на деле главным образом не как созидательное средство решения проблем банков, а как способ ликвидации самих проблемных банков.
Во-вторых, с помощью этого способа регулирующие органы пытались стабилизировать финансовый рынок, что практически означало, с одной стороны, фактический административный запрет на появление новых банковских структур, общее ограничение их количества, а с другой — поощрение спонтанных рыночных тенденций к централизации банковского капитала, то есть «подогревание» процессов укрупнения крупных банков за счет банков малых и средних. Фактически имела место попытка ограничения видового многообразия банков и конкуренции в банковском секторе ради ложно понятой стабилизации. При этом на задний план ушли требования безопасности банковской системы. К сожалению, указанная политика российских властей искусственного «подогрева» процесса централизации банковского капитала, процесса выживания с рынка малых и средних банков, продолжается и сейчас[23,c.9].
Помимо присоединения и слияния в общем законодательстве признаются такие формы реорганизации банков, как разделение, выделение и преобразование. Эта же позиция подтверждается в Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 14 января 2004 г. № 109-И, хотя в других его документах ничего не говорится об этих последних 3-х формах реорганизации.
Разделение банка представляет собой: с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к вновь возникшим вместо него двум или более банкам; с организационно-экономической точки зрения — прекращение деятельности прежнего банка, аннулирование его лицензии и ликвидация акта о его регистрации и возникновение на его месте двух и более новых банков, каждый из которых должен будет пройти государственную регистрацию и получить лицензию.
В середине XX в. появилось новое направление в развитии банков — выделение из структуры банка определенных отделов. Например, развитие трастовой деятельности в отдельных банках начинает выходить за рамки отдельного вида операций. Преобладающее значение такой операции, которой уже узки рамки отдела банка, привели к появлению трастовых компаний. Они становятся юридически самостоятельным кредитным институтом, но, как правило, остаются тесно связанным и с банком и входят в банковский холдинг. Подобная ситуация складывается с лизинговыми и факторинговыми компаниями, которые выделились из лизинговых и факторинговых отделов коммерческих банков. Первоначально они занимались и лизингом и факторингом, а потом выделились в самостоятельно существующие организации со своими балансом, клиентурой, рынком сбыта[24,с.256].
Выделение банка из банка означает: с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей, какими обладал и продолжает обладать банк, к одному или нескольким новым банкам, возникшим на его базе; с организационно-экономической точки зрения — появление наряду с прежним банком еще одного или более новых банков, которые должны пройти процедуру регистрации и лицензирования. В учредительные документы реорганизующегося банка вносятся соответствующие изменения, связанные прежде всего с уменьшением размеров его капитала. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требования к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму. Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк передает опорному банку определенную договором сумму активов и пассивов[21,c.287].
Преобразование банка означает: с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к другому банку (или иному юридическому лицу) в связи с изменением банком своей организационно-правовой формы; с организационно-экономической точки зрения — сохранение прежнего банка в новой для него организационно-правовой форме, например, банка, работавшего как ООО, — в форме банка акционерного, и, наоборот, с перерегистрацией и заменой ранее полученной им лицензии на равноценную или возникновение вместо банка небанковской организации, то есть вместо банка, действовавшего в форме ООО, — производственного кооператива, а вместо банка в форме АО — производственного кооператива либо некоммерческой организации. Преобразование происходит в результате получения дополнительной лицензии на проведение дополнительных банковских операций, изменения названия, выпуска новых акций.
С экономической точки зрения разделение и выделение банков представляют собой разукрупнение, или децентрализацию или деконцентрацию банковских капиталов. Преобразование банка в этом плане является процессом нейтральным.
Разделение и выделение как формы реорганизации банков в российской практике не встречаются и интереса для банков пока не представляют, за исключением организации так называемых бридж-банков, когда из гибнущего банка всевозможными «серыми» путями выводят хорошие активы, уводят солидных клиентов и на этой базе учреждают новый банк.
Определенный интерес для банков представляет последняя из «законных» форм реорганизации — преобразование, но лишь когда возникает необходимость или просто желание изменить организационно-правовую форму с акционерной на паевую или наоборот.
Преобразование банка из формы ОАО в форму ЗАО или, наоборот, по закону реорганизацией не считается.
В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» данный вопрос решается неоднозначно. В статье 32 Закона имеется второе решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации банка в случаях, установленных в подпункты 1—3 пункт 1 статьи 17 «Основания назначения временной администрации». Получается, что требование о реорганизации может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк, сохраняющий лицензию, придет временная администрация, которой еще предстоит разбираться с ситуацией на месте. Рост нестабильности на финансовых рынках требует нового уровня понимания и подходов к оценке и измерению рисков. Возникают сложные финансовые продукты. Это означает, что современная система мониторинга и прогнозирования рисков должна отслеживать и измерять их как на уровне банка, так и на уровне его подразделения. Это привело к активизации слияний и поглощений во всем мире. Рисунок 1.3.1 свидетельствует о том, что в настоящее время объем сделок в виде слияний и поглощений резко возрос.
Рис. 1.3.1. Всего слияний и поглощений в мире [22,с.8]
Основания для проведения реорганизации следующие:
Конкретно к 3-й группе, испытывающих серьезные финансовые трудности, относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:
К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет размера обязательных резервов или представили их с задержкой более чем на пять рабочих дней, а также банки, систематически задерживавшие представление требуемых форм отчетности до пяти рабочих дней.
К 4-й группе, находящиеся в критическом финансовом положении, относятся банки, проблемы в деятельности которых приобрели наиболее острый и/или затяжной характер, включая банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе относят банки, имеющие хотя бы один из перечисленных ниже признаков:
К данной группе могут быть отнесены также банки, систематически не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на пять рабочих дней[16,с.252].
В соответствии с Положением об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения, утвержденным Центрального Банка Российской Федерации 30.12.1997 № 12-П, можно выделить следующие особенности реорганизационных процедур[2]:
Уполномоченные совместным общим собранием участников лица в течение тридцати рабочих дней с даты проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков направляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения Банка, возникшего в результате слияния, следующие документы: