Реорганизация банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры и ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг требует от менеджмента высокого профессионализма и уточнения стратегии и тактики.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты реорганизации 6
1.1.Общее понятие реорганизации 6
1.2. Формы и основные процедуры 10
1.3. Причины, вызывающие необходимость в реорганизации банка 20
2. Анализ практики реорганизации коммерческих банков 24
2.1. Особенности реорганизации банков 24
2.2. Реорганизация банков как способ укрепления банковской системы 46
Заключение 62
Список использованных источников 66

Работа содержит 1 файл

Купкенова 423.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Составленный ранее план может оказаться недостаточным. В этом случае рекомендуется предпринять, по меньшей мере, еще два шага.

ж) Определение ключевых синергизмов. Еще до слияния следует четко определить приоритеты. Тогда партнерам легче прийти к соглашению о необходимых организационных мероприятиях для того, чтобы реализовать потенциальные синергизмы, то есть достижение большей эффективности, в ключевых операциях консолидированного банка.

з) Определение идеального уровня интеграции. Необходим анализ разных моделей интеграции для того, чтобы найти оптимальную организационную структуру. Некоторые авторы предлагают выбирать уровень интеграции по таким критериям: значимость приобре­таемой структуры для объединенной организации; ожидаемые проблемы интеграции. Приоб­ретающей компании рекомендуется по возможности быстро объединить те направления, по которым синергизмы были бы наибольшими, а различия — меньшими. Подразделения и функции, которые сильно различаются и интеграция которых не очень важна, только выиг­рают от того, что не будут интегрированы.

Рекомендаций по достижению успеха при слиянии или погло­щении одного банка другим не существует; но можно сформулировать некото­рые правила, дать ряд советов, упрощающих путь к успеху, причем и правила или советы эти, исходящие от разных специалистов, неизбежно будут в чем-то нетождественными, так что менеджерам банков то или иное решение придется принимать, в конечном счете, самостоятельно[13,c.398].

Особо следует остановиться на отношении регулирующих органов к процессам банковских объединений.

Мировой опыт не подтверждает иллюзий относительно того, будто процессы эффективных банковских присоединений и слияний могут быть автоматически от­регулированы самим рынком. Они нуждаются в сознательном регулировании со стороны прежде всего центральных банков. И очень важно, чтобы последние не стимулировали их искусственно, на основе стихийных рыночных тенденций и тем самым не придавали им дополнительную противоречивость, не «вменяли» им не свойственные данным процессам функции.

Отечественный опыт банковского регулирования в этом смысле, как представ­ляется, нельзя признать удачным. По крайней мере, до августа 1998 года в основе соответствующей деятельности Центрального Банка лежали постулаты сомнительной ценности.

Во-первых, реорганизация у нас в отличие от других стран трактовалась на деле главным образом не как созидательное средство решения проблем банков, а как способ ликвидации самих проблемных банков.

Во-вторых, с помощью этого способа регулирующие органы пытались стабилизировать финансовый рынок, что практически означало, с одной стороны, фактический административный запрет на появление новых банковских структур, общее ограниче­ние их количества, а с другой — поощрение спонтанных рыночных тенденций к цен­трализации банковского капитала, то есть «подогревание» процессов укрупнения круп­ных банков за счет банков малых и средних. Фактически имела место попытка огра­ничения видового многообразия банков и конкуренции в банковском секторе ради ложно понятой стабилизации. При этом на задний план ушли требования безопасно­сти банковской системы. К сожалению, указанная политика российских властей ис­кусственного «подогрева» процесса централизации банковского капитала, процесса выживания с рынка малых и средних банков, продолжается и сейчас[23,c.9].

Помимо присоединения и слияния в общем законодательст­ве признаются такие формы реорганизации банков, как разделение, выделение и преобразование. Эта же позиция подтверждается в Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 14 января 2004 г. № 109-И, хотя в других его документах ничего не говорится об этих последних 3-х формах реорганизации.

Разделение банка представляет собой: с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к вновь возникшим вместо него двум или более банкам; с организационно-экономической точки зрения — прекращение деятельности прежне­го банка, аннулирование его лицензии и ликвидация акта о его регистрации и воз­никновение на его месте двух и более новых банков, каждый из которых должен будет пройти государственную регистрацию и получить лицензию.

В середине XX в. появилось новое направление в развитии бан­ков — выделение из структуры банка определенных отделов. Напри­мер, развитие трастовой деятельности в отдельных банках начинает выходить за рамки отдельного вида операций. Преобладающее зна­чение такой операции, которой уже узки рамки отдела банка, при­вели к появлению трастовых компаний. Они становятся юридиче­ски самостоятельным кредитным институтом, но, как правило, ос­таются тесно связанным и с банком и входят в банковский холдинг.     Подобная ситуация складывается с лизинговыми и факторинго­выми компаниями, которые выделились из лизинговых и факторинговых отделов коммерческих банков. Первоначально они занимались и лизингом и факторингом, а потом выделились в самостоя­тельно существующие организации со своими балансом, клиенту­рой, рынком сбыта[24,с.256].

Выделение банка из банка означает: с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей, какими обладал и продолжает обладать банк, к одному или не­скольким новым банкам, возникшим на его базе; с организационно-экономической точки зрения — появление наряду с прежним банком еще одного или более новых банков, которые должны пройти процедуру регистрации и лицензирования. В учре­дительные документы реорганизующегося банка вносятся соответствующие изме­нения, связанные прежде всего с уменьшением размеров его капитала. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требования к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму. Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк передает опорному банку определенную договором сумму активов и пассивов[21,c.287].

Преобразование банка означает: с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к другому банку (или иному юридическому лицу) в связи с из­менением банком своей организационно-правовой формы; с организационно-экономической точки зрения — сохранение прежнего банка в новой для него орга­низационно-правовой форме, например, банка, работавшего как ООО, — в форме банка ак­ционерного, и, наоборот, с перерегистрацией и заменой ранее полученной им лицен­зии на равноценную или возникновение вместо банка небанковской организации, то есть вместо банка, действовавшего в форме ООО, — производственного кооператива, а вместо банка в форме АО — производственного кооператива либо некоммерческой организации. Преобразование происходит в результате получения дополни­тельной лицензии на проведение дополнительных банковских опе­раций, изменения названия, выпуска новых акций.

С экономической точки зрения разделение и выделение банков представляют собой разукрупнение, или децентрализацию или деконцентрацию бан­ковских капиталов. Преобразование банка в этом плане является процессом ней­тральным.

Разделение и выделение как формы реорганизации банков в российской практи­ке не встречаются и интереса для банков пока не представляют, за исключением организации так называемых бридж-банков, когда из гибнущего банка всевозмож­ными «серыми» путями выводят хорошие активы, уводят солидных клиентов и на этой базе учреждают новый банк.

Определенный интерес для банков представляет последняя из «законных» форм реорганизации — преобразование, но лишь когда возникает необходимость или просто желание изменить организационно-правовую форму с акционерной на паевую или наоборот.

Преобразование банка из формы ОАО в форму ЗАО или, наоборот, по закону ре­организацией не считается.

 

1.3. Причины, вызывающие необходимость в реорганизации банка

 

В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» данный вопрос решается неоднозначно. В статье 32 Закона имеется вто­рое решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации бан­ка в случаях, уста­новленных в подпункты 1—3 пункт 1 статьи 17 «Основания назначения временной администра­ции». Получается, что требование о реорганизации может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк, сохраняющий лицензию, придет временная ад­министрация, которой еще предстоит разбираться с ситуацией на месте. Рост нестабильности на финансовых рынках требует нового уровня понимания и подходов к оценке и измерению рисков. Возникают сложные финансовые продукты. Это означает, что современная система мониторинга и прогнозирования рисков должна отслеживать и измерять их как на уровне банка, так и на уровне его подразделения. Это привело к активизации слияний и поглощений во всем мире. Рисунок 1.3.1 свидетельствует о том, что в настоящее время объем сделок в виде слияний и поглощений резко возрос.

Рис. 1.3.1. Всего слияний и поглощений в мире [22,с.8]

 

Основания для проведения реорганизации следующие:

                                           банк не удов­летворяет денежные требования кредиторов и/или не выполняет обяза­тельные платежи в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

                                           допустил снижение собственного капи­тала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 меся­цев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных норма­тивов;

                                           нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца бо­лее чем на 20%. Имеется Инструкция Центрального Банка «О порядке осуществления мер по предупреждению не­состоятельности (банкротства) кредитных организаций» от 12 июля 1999 г. № 84-И, в которой подтверждаются оба названных выше решения. В целом к категории проблемных отнесены банки, отвечающие хотя бы одному из пере­численных ниже признаков:

                                           имеется хотя бы один не устраненный факт нарушений правил ведения бухгалтер­ского учета и/или представления недостоверной отчетности;

                                           не обеспечивается представление предусмотренной в законодательстве информации о деятельности либо финансовом положении банка или допускаются действия, кроме пред­ставления недостоверной отчетности, препятствующие получению органами банковского надзора, а также физическими и юридическими лицами полной и/или достоверной информа­ции о деятельности либо финансовом положении банка;

                                           систематически не выполняются требования территориального учреждения Банка России и/или взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недос­татки, в период до истечения срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению указанных в нем недостатков.

Конкретно к 3-й группе, испытывающих серьезные финансовые трудности, относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

                                           не выполняют нормативы достаточности собственного капитала, при этом значение показателя H1 не ниже 5%, и/или мгновенной, и/или текущей ликвидности;

                                           допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более трех ра­бочих дней и/или два случая нарушений за последние три месяца при расчете размера обяза­тельных резервов.

К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет размера обязательных резервов или пред­ставили их с задержкой более чем на пять рабочих дней, а также банки, систематически  задерживавшие представление требуемых форм отчетности до пяти рабочих дней.

К 4-й группе, находящиеся в критическом финансовом положении, относятся банки, проблемы в деятельности которых приобрели наиболее острый и/или затяжной характер, включая банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе отно­сят банки, имеющие хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

                                           не удовлетворяют денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняют обязательных платежей, в том числе перед Банком России, в течение одного месяца и более с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения;

                                           не выполняют норматив достаточности собственного капитала;

                                           допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более одного месяца и/или более двух случаев нарушений за последние шесть месяцев при расчете разме­ра обязательных резервов.

К данной группе могут быть отнесены также банки, систематически  не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на пять рабочих дней[16,с.252].

 

 

 

 

 

 

 


2. Анализ практики реорганизации коммерческих банков

 

2.1. Особенности реорганизации банков

 

В соответствии с Положением об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения, утвержденным Центрального Банка Российской Федерации 30.12.1997 № 12-П, можно выделить следующие особенности реорганизационных процедур[2]:

                                           при слиянии:

Уполномоченные совместным общим собранием участников лица в  течение тридцати рабочих дней с даты проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков направляют в территориальное  учреждение  Банка России по месту предполагаемого нахождения Банка, возникшего в результате слияния, следующие документы:

                                           договор о слиянии;

                                           бизнес - план Банка;

                                           документы, необходимые для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций, для банка в форме акционерного общества;

Информация о работе Реорганизация банка