Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:54, курсовая работа
Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры и ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг требует от менеджмента высокого профессионализма и уточнения стратегии и тактики.
Введение 3
1.Теоретические аспекты реорганизации 6
1.1.Общее понятие реорганизации 6
1.2. Формы и основные процедуры 10
1.3. Причины, вызывающие необходимость в реорганизации банка 20
2. Анализ практики реорганизации коммерческих банков 24
2.1. Особенности реорганизации банков 24
2.2. Реорганизация банков как способ укрепления банковской системы 46
Заключение 62
Список использованных источников 66
Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты реорганизации
1.1.Общее понятие реорганизации
1.2. Формы и основные процедуры
1.3. Причины, вызывающие необходимость в реорганизации банка
2. Анализ практики реорганизации коммерческих банков
2.1. Особенности реорганизации банков
2.2. Реорганизация банков как способ укрепления банковской системы
Заключение
Список использованных источников
Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры и ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг требует от менеджмента высокого профессионализма и уточнения стратегии и тактики. Известно, что даже в относительно стабильных экономиках отдельные банки зачастую нуждаются в проведении специальных мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации. Есть и другие факторы, побуждающие коммерческие банки к консолидации бизнеса. К их числу следует отнести:
Банковский сектор экономики во всем мире претерпевает в последние десятилетия значительные изменения, характеризующиеся глобализацией финансовых рынков, интернационализацией бизнеса и диверсификацией продуктового ряда. Успешное функционирование кредитной организации в первую очередь обусловливается ее способностью правильно оценивать стремительно меняющееся внешнее окружение, выделять факторы и направления как внутреннего, так и внешнего воздействия, влияющие на условия развития бизнеса, а также своевременно и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям. На определенном этапе развития любой хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью реорганизации бизнеса в ответ на изменения внешней среды функционирования.
В банковской сфере такая реорганизация происходит через слияния и присоединения коммерческих банков в России.
В эпоху глобализации наблюдается беспрецедентная по своим масштабам волна слияний и поглощений, охватившая большинство стран мира. За период 1996-2001 годов в ведущих промышленно развитых странах ("группа десяти") было зарегистрировано 34 147 сделок, что в 1,7 раза превышает их число в предыдущем пятилетии, а общая сумма от них возросла почти в 6 раз.
Масштабы слияний и поглощений с участием кредитно-финансовых учреждений (рыночная стоимость сделок - свыше 1 миллиарда долларов) растет опережающими, по сравнению с общей тенденцией, темпами. Одним из побудительных мотивов слияний и поглощений в банковской сфере является ужесточение требований органов надзора по выполнению норм по достаточности капитала. Сделки, совершаемые на банковском рынке в форме слияний или присоединений, в международной практике и России подлежат обязательному регулированию как в части соблюдения равноправной конкуренции, так и в части их юридического оформления.
В нашей стране реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с:
Актуальность данной темы заключается в том, что повышенный интерес к слияниям и присоединениям коммерческих банков как форме реорганизации кредитных организаций вызван объективными процессами совершенствования российской банковской системы, созданием основ для ее поступательного развития. Большое значение объединение банковских капиталов приобретает в свете вхождения России в мировое экономическое и торговое пространство, предоставления больших прав иностранным инвесторам на отечественном рынке.
Объект исследования данной бакалаврской работы коммерческие банки.
Предмет исследования бакалаврской работы реорганизация коммерческих банков. Цель написания данной работы, это реорганизация банков на современном этапе.
При написании данной дипломной работы необходимо было решить следующие задачи:
определить общее понятие реорганизации;
рассмотреть основные формы и процедуры реорганизации;
проанализировать основные причины, вызывающие реорганизацию
банков;
рассмотреть особенности реорганизации банков;
охарактеризовать реорганизацию банков, как способ укрепления банковской системы.
Информационная база, которая использовалась при написании данной дипломной работы следующая:
научно-теоретическая литература по банковской деятельности;
периодическая литература (журналы) с описанием существующих проблем при реорганизации банков.
Структура дипломной работы следующая: введение, основная часть из двух разделов, заключение, библиографический список.
Общее понятие реорганизации юридического лица вообще и банка в частности отсутствует в официальных документах. Статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации[1], а вслед за ней и банковские законы, а также нормативные акты банка России, в которых так или иначе затрагивается данная проблема, начинаются сразу с перечисления форм реорганизации, как их понимали составители Гражданского Кодекса и других нормативных документов. Имеются в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом в законах вопрос о цели и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится. Тем не менее, в них обозначается некий подход к нему.
Так, в Законе «О Центральном банке Российской Федерации» термин «реорганизация» употреблен один раз, именно в «карательной» 74-й статье, где, в частности, сказано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать от банка, чтобы в нем начали осуществляться мероприятия, направленные на финансовое оздоровление, заменили руководителей, провели реорганизацию[5]. Что означает последнее, не объяснено, однако ясно, что в данном случае «реорганизация» не отождествляется и не смешивается с «финансовым оздоровлением».
Рассмотрим с этой точки зрения и Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в котором установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности банков. К таким мерам здесь отнесены:
Банк, его участники и Банк России обязываются прибегать к названным мерам в случаях, когда банк на протяжении последних шести месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования кредиторов и/или выполнить обязательные платежи в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах; по той же причине не удовлетворяет требования кредиторов и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения; допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственного капитала; нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%; начиная с третьего года деятельности, по итогам отчетного месяца допустил уменьшение значения собственного капитала ниже зарегистрированного размера Уставного Капитала.
Смысл перечисленных оснований ясен. Банки, для которых реализация таких мер стала необходимостью, по классификации Центрального Банка относятся к категории проблемных, т.е. в лучшем случае к 3-й группе - «испытывающих серьезные финансовые трудности», в худшем - к 4-й группе, где числятся банки, «находящиеся в критическом финансовом положении»[3].
Во-первых, реорганизация банков трактуется неоднозначно: в одних случаях — как инструмент наказания, в других — как мера, призванная помочь им решить свои проблемы.
Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации.
В-третьих, условия реорганизации банков в разных законах различны.
В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков[16,c.251]. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждения финансовой несостоятельности, так и восстановления платежеспособности банков.
В-пятых, и это главное, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.
Следовательно, в нормативных документах сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить слияния, присоединения и иные формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя бы небольшой позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам. Как, например, «больной» будет присоединяться к здоровому банку, если последний не видит в том смысла. Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и другими подобными формами. Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России[14,c.384].
Более того, слияния и прочие «законные» формы — явление достаточно редкое, между тем как с другими формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Именно эти формы наиболее важны для их повседневной деятельности. А поскольку проблематика не «закрыта» ни законами, ни инструкциями, ни методическими рекомендациями Центробанка, постольку банкам приходится решать соответствующие вопросы исходя лишь из собственного понимания дела и собственного опыта, которые далеко не всегда бывают эффективными[21,с.287].
Типичными реорганизационными проблемами, которые постоянно должны решать банки, в том числе финансово устойчивые, а подчас только они, так как соответствующая работа часто требует наличия свободных ресурсов, являются: