Региональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для страны, контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

Содержание

1.ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Принципы региональной экономики
1.2. Этапы экономического районирования и отраслевая структура
1.3 Теоретические основы региональной политики в строительстве
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РК
2.1 Развитие региональной строительной сферы
2.2 Анализ строительного производства в Республике Казахстан
2.3. Анализ региональных проблем в экономике Республики Казахстан
3.РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1. Методы отраслевого экономического обоснования производства
3.2 Направления структурной перестройки хозяйства регионов
3.3 Развитие депрессивных регионов республики
3.4. Основные направления и механизмы реализации Программы жилищного строительства в республике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     При этом, по существу, игнорируется сам факт системной организации мира и его материального устройства, когда территория и комплекс неразрывно связанных с ней взаимно интегрированных сложно организованных природных и социальных систем является всеобщей формой организации биосферы.

        Системный анализ показывает, что  сегодня имеется достаточно много  методических положений, которыми  обеспечивается определенная степень  эффективности функции управления  региональным природопользованием. 

     Системный анализ показывает, что здесь должны быть использованы теоретико-игровые методы и модели, а также методы распознавания образов (конфликт в условиях неопределенности как бифуркационный процесс развития сложных систем).

     Известно, что непосредственно связанные  с природопользованием науки – география, экономика, экология – обычно оперируют такими фундаментальными понятиями, как «равновесие» и «устойчивое развитие».

     Поскольку учет процессов самоорганизации  при управлении системами класса «природа-общество» требует значительно  меньших (по крайней мере, на порядок!) затрат ресурсов и времени по сравнению с повсеместно практикуемой сегодня внешней формой управления, при подобном (интегральном) подходе к организации управления региональным природопользованием может быть получен гораздо больший эффект функционирования и развитии этих подсистем.  
           Исходя из мирового опыта, основу экономики рационального природопользования и охраны окружающей среды должны составлять следующие функциональные элементы:

       методология и теория управления  АСС класса «природа-общество»;                нормативно-правовые формы, основанные на единстве общей стратегии социально-экономи-ческого развития страны и регионов;

     геоинформационные системы (ГИСы) в части банков данных и знаний по территориям и природным  ресурсам, методик кадастровых, экономических и других видов оценок;

     эколого-экономические  механизмы управления и согласования решений по целевым программам развития на государственном, межрегиональном  и региональном уровнях;

     специализированные  финансовые институты (РегиоИнформБанки, Банки реконструкции и развития территорий и др. - кадастровая и денежная оценка земли и ресурсов, ипотека и др., чем будут обеспечиваться рыночные отношения в природопользовании и финансирование развития регионов); «индустрия знаний».

     Объединение всех этих элементов в технически и технологически единую (человеко-машинную) систему должно осуществляться в  рамках специальных государственного и региональных центров планирования и управления этими процессами.

     Конкретным  практическим результатом действия подобных механизмов должно стать получение каждым гражданином  регулярного, гарантированного и устойчивого дохода (ренты) от действий природных условий, а также от пассивной и активной частей ВНП, куда поступает доход от недро- и ресурсопользования

     Воздействие современного общества на природную  среду  приобретает явно выраженные глобальные масштабы. В связи с  этим перед человеческим обществом  возникла принципиально новая задача обеспечение рационального регулирования  всей совокупности природных условий общественного развития в отличие от ранее решаемой задачи освоения локальных природных комплексов, в значительной степени воспроизводимых за счет естественных природных процессов.

     В связи с возрастающими темпами  изменения природной среды и  общества возникает цепная реакция усиления взаимозависимости общества и природной среды. Общество и природа стали единой динамической системой, находящейся в подвижном состоянии, регулирующейся по принципу обратной связи. Чем большие изменения происходят в любой составной части системы, тем большие изменения должны происходить в другой части для поддержания целостности и сбалансированности системы в целом.

     Контроль  и сознательное регулирование природных  процессов людьми обычно происходит на недостаточном уровне. В результате антропогенное воздействие на природу приводит к неблагоприятным для человечества изменениям. При построении рациональной системы регулирования взаимоотношений природы и общества следует исходить из ряда принципов, которые сформулированы исследователями экономических и природных процессов.

     Впервые исследовавший системно проблему роста  народонаселения Т.Р. Мальтус показал, что в силу ограниченности территории всегда существует предел роста населения  даже при неограниченной производительности земли.

     Позднее проблема соотношения темпов экономического роста и поддержания устойчивости социально-экономических и природных  систем была исследована членами  Римского клуба. В работе "Пределы  роста" Д. Медоуз и другие авторы показали, что человечество, осуществляя политику экономического роста, движется к катастрофе, предотвратить которую можно, только приняв меры по ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса.

     Обобщая теоретические выводы о проблеме взаимозависимости роста экономического потенциала и природных систем Б. Скинер сформулировал следующий тезис: если доступный запас ограничен в размерах, спрос, в конечном счете, превысит возможность его удовлетворения независимо от величины имеющегося запаса. Поэтому государства должны ограничивать и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

      При направленности мер государственного воздействия на замедление экономического роста или его стабилизацию, страна обречена на постоянное уменьшение доли мирового производства и потребления. 
        Период эффективного функционирования социально-экономической системы стран увеличивается, если достигается их большая конкурентоспособность на мировом рынке. Внутренние противоречия социально экономических систем разрешаются за счет их экспорта во внешнюю среду. Прежде всего речь идет о переносе в менее развитые страны вредных производств, усиленной эксплуатации их природных ресурсов, включая невоспроизводимые полезные ископаемые. Однако, в целом противоречия сохраняются. Центральным из них является противоречие между экономическим ростом как одной из целей государственного регулирования и поддержанием стабильности природных систем, обеспечивающих данный рост.

      Следует учитывать, что система рыночного саморегулирования не позволяет направить действие механизма государственного регулирования в сторону, противоположную рыночным устремлениям хозяйствующих субъектов.

      Применительно к социально-экономическим системам отдельной страны следует считать, что пока не существует действенных механизмов регулирования на планетарном уровне, нет возможности контролировать глобальное равновесие. На уровне отдельной страны можно ставить только локальные задачи, решение которых обеспечивает относительное равновесие социально-экономической системы при повышении конкурентоспособности страны в рамках мирового хозяйства.

        Поскольку такое стремление объективно присуще всем странам с той или иной степенью отклонения от общего направления развития, то следует признать, что задача поддержания глобального равновесия не имеет решения в условиях товарного хозяйства. Государственное регулирование взаимодействия природы и общества может быть только паллиативным, обеспечивающим относительное преимущество страны в рамках мирового хозяйства.  
           Пока в обществе в целом преобладают стихийные механизмы саморегулирования, реализация принципа комплексности и экологической обоснованности хозяйственных решений принципиально невозможно.

      В рамках отдельных социальноэкономических систем государство должно обеспечить рациональное соответствие производства и состояния природной среды. Взаимодействие природы и общества необходимо строить на основе циклического, непрерывного, безотходного производства, аналогичного природным процессам.

      Поскольку производственная деятельность человека связана с непрерывным изъятием у природы ее компонентов, следует  обеспечивать их соответствующую компенсацию. При этом реализуется принцип  обеспечения приоритетности долгосрочных интересов социально-экономических систем перед краткосрочными.

        В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.

        Деградация окружающей среды,  истощение ресурсов, повышение уровня  загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные ресурсы (в широком смысле, включая чистоту окружающей среды) могут давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство. В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются стимулы для их эффективного использования.

        В соответствии с воззрениями  ряда экономистов, рыночные регуляторы  в принципе достаточны для обеспечения эффективного природопользования. Для их эффективного функционирования важно четкое определение прав собственности.

        В соответствии с теоремой  Р. Коуза рыночная экономика  добивается эффективного использования  природных ресурсов благодаря четкой системе прав собственности, закрепленной законодательно. В процессе переговоров между собственником и лицом, осуществляющим природопользование, определяется объем выплаты компенсаций собственнику за нанесение ущерба его собственности. Этот приведет к уменьшению производства и загрязнения до уровня, при котором чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных экстернальных издержек. В противном случае соответствующие расходы вынужден нести собственник, компенсируя производителю сокращение объемов его производства до уровня социального оптимума.

        Положения теоремы Коуза построены  в рамках общих представлений  классической школы. Поэтому они  в значительной степени абстрактны.

        В частности, теорема не учитывает  особенностей институциональной структуры общества; различий в уровнях жизни и затрат в различных странах, регионах, социальных группах (это особенно важно в связи с невозможностью транспортировать многие природные ресурсы); сложности идентификации природопользователя; высокий уровень трансакционных издержек при реализации прав собственности как собственником, так и пользователем ресурсов; различный уровень монополизации производства и реализации продукции.

         В результате рынок не регулирует  эффективно процессы природопользования. В то же время надо отметить, что теорема Коуза показывает одну из важнейших причин неэффективности современной системы регулирования природопользования.

         К основным причинам провалов  рынка в сфере природопользования  следует отнести:

  • наличие экстерналий (внешних эффектов);
  • локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;
  • урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;
  • долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов.

      Провалы рынка в рационализации природопользования требуют активной государственной  политики, направленной на их корректировку. Государственное регулирование  природной среды имеет относительно короткую историю. Поиск эффективных государственных регуляторов в области природопользования начался фактически в 60-х годах ХХ столетия, когда многие страны столкнулись с обострением экологической ситуации. В странах с рыночной экономикой были созданы централизованные административные системы управления охраной окружающей среды. Стал реализовываться принцип, введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. - "загрязнитель платит". Одновременно государства начали субсидирование природоохранной деятельности.

        В 80-х годах инструментарий  государственного регулирования  природопользования расширился. В  то же время в его применении  до сих пор отсутствует системность.  Эффективно функционирующей модели  государственного регулирования природопользования в мире нет.

Информация о работе Региональная экономика