Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:50, реферат
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для страны, контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
1.ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Принципы региональной экономики
1.2. Этапы экономического районирования и отраслевая структура
1.3 Теоретические основы региональной политики в строительстве
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РК
2.1 Развитие региональной строительной сферы
2.2 Анализ строительного производства в Республике Казахстан
2.3. Анализ региональных проблем в экономике Республики Казахстан
3.РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1. Методы отраслевого экономического обоснования производства
3.2 Направления структурной перестройки хозяйства регионов
3.3 Развитие депрессивных регионов республики
3.4. Основные направления и механизмы реализации Программы жилищного строительства в республике
Заключение
Список литературы
При этом, по существу, игнорируется сам факт системной организации мира и его материального устройства, когда территория и комплекс неразрывно связанных с ней взаимно интегрированных сложно организованных природных и социальных систем является всеобщей формой организации биосферы.
Системный анализ показывает, что
сегодня имеется достаточно
Системный анализ показывает, что здесь должны быть использованы теоретико-игровые методы и модели, а также методы распознавания образов (конфликт в условиях неопределенности как бифуркационный процесс развития сложных систем).
Известно, что непосредственно связанные с природопользованием науки – география, экономика, экология – обычно оперируют такими фундаментальными понятиями, как «равновесие» и «устойчивое развитие».
Поскольку
учет процессов самоорганизации
при управлении системами класса
«природа-общество» требует
Исходя
из мирового опыта, основу экономики рационального
природопользования и охраны окружающей
среды должны составлять следующие функциональные
элементы:
методология и теория
геоинформационные системы (ГИСы) в части банков данных и знаний по территориям и природным ресурсам, методик кадастровых, экономических и других видов оценок;
эколого-экономические механизмы управления и согласования решений по целевым программам развития на государственном, межрегиональном и региональном уровнях;
специализированные финансовые институты (РегиоИнформБанки, Банки реконструкции и развития территорий и др. - кадастровая и денежная оценка земли и ресурсов, ипотека и др., чем будут обеспечиваться рыночные отношения в природопользовании и финансирование развития регионов); «индустрия знаний».
Объединение всех этих элементов в технически и технологически единую (человеко-машинную) систему должно осуществляться в рамках специальных государственного и региональных центров планирования и управления этими процессами.
Конкретным практическим результатом действия подобных механизмов должно стать получение каждым гражданином регулярного, гарантированного и устойчивого дохода (ренты) от действий природных условий, а также от пассивной и активной частей ВНП, куда поступает доход от недро- и ресурсопользования
Воздействие
современного общества на природную
среду приобретает явно выраженные
глобальные масштабы. В связи с
этим перед человеческим обществом
возникла принципиально новая задача
обеспечение рационального
В связи с возрастающими темпами изменения природной среды и общества возникает цепная реакция усиления взаимозависимости общества и природной среды. Общество и природа стали единой динамической системой, находящейся в подвижном состоянии, регулирующейся по принципу обратной связи. Чем большие изменения происходят в любой составной части системы, тем большие изменения должны происходить в другой части для поддержания целостности и сбалансированности системы в целом.
Контроль и сознательное регулирование природных процессов людьми обычно происходит на недостаточном уровне. В результате антропогенное воздействие на природу приводит к неблагоприятным для человечества изменениям. При построении рациональной системы регулирования взаимоотношений природы и общества следует исходить из ряда принципов, которые сформулированы исследователями экономических и природных процессов.
Впервые исследовавший системно проблему роста народонаселения Т.Р. Мальтус показал, что в силу ограниченности территории всегда существует предел роста населения даже при неограниченной производительности земли.
Позднее
проблема соотношения темпов экономического
роста и поддержания
Обобщая теоретические выводы о проблеме взаимозависимости роста экономического потенциала и природных систем Б. Скинер сформулировал следующий тезис: если доступный запас ограничен в размерах, спрос, в конечном счете, превысит возможность его удовлетворения независимо от величины имеющегося запаса. Поэтому государства должны ограничивать и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
При
направленности мер государственного
воздействия на замедление экономического
роста или его стабилизацию, страна
обречена на постоянное уменьшение доли
мирового производства и потребления.
Период эффективного
функционирования социально-экономической
системы стран увеличивается, если достигается
их большая конкурентоспособность на
мировом рынке. Внутренние противоречия
социально экономических систем разрешаются
за счет их экспорта во внешнюю среду.
Прежде всего речь идет о переносе в менее
развитые страны вредных производств,
усиленной эксплуатации их природных
ресурсов, включая невоспроизводимые
полезные ископаемые. Однако, в целом противоречия
сохраняются. Центральным из них является
противоречие между экономическим ростом
как одной из целей государственного регулирования
и поддержанием стабильности природных
систем, обеспечивающих данный рост.
Следует учитывать, что система рыночного саморегулирования не позволяет направить действие механизма государственного регулирования в сторону, противоположную рыночным устремлениям хозяйствующих субъектов.
Применительно
к социально-экономическим
Поскольку такое стремление объективно
присуще всем странам с той или иной степенью
отклонения от общего направления развития,
то следует признать, что задача поддержания
глобального равновесия не имеет решения
в условиях товарного хозяйства. Государственное
регулирование взаимодействия природы
и общества может быть только паллиативным,
обеспечивающим относительное преимущество
страны в рамках мирового хозяйства.
Пока
в обществе в целом преобладают стихийные
механизмы саморегулирования, реализация
принципа комплексности и экологической
обоснованности хозяйственных решений
принципиально невозможно.
В рамках отдельных социальноэкономических систем государство должно обеспечить рациональное соответствие производства и состояния природной среды. Взаимодействие природы и общества необходимо строить на основе циклического, непрерывного, безотходного производства, аналогичного природным процессам.
Поскольку производственная деятельность человека связана с непрерывным изъятием у природы ее компонентов, следует обеспечивать их соответствующую компенсацию. При этом реализуется принцип обеспечения приоритетности долгосрочных интересов социально-экономических систем перед краткосрочными.
В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.
Деградация окружающей среды,
истощение ресурсов, повышение уровня
загрязнения дают сигнал
В соответствии с воззрениями
ряда экономистов, рыночные
В соответствии с теоремой
Р. Коуза рыночная экономика
добивается эффективного
Положения теоремы Коуза
В частности, теорема не
В результате рынок не
К основным причинам провалов
рынка в сфере
Провалы
рынка в рационализации природопользования
требуют активной государственной
политики, направленной на их корректировку.
Государственное регулирование
природной среды имеет
В 80-х годах инструментарий
государственного