Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:50, реферат
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для страны, контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
1.ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Принципы региональной экономики
1.2. Этапы экономического районирования и отраслевая структура
1.3 Теоретические основы региональной политики в строительстве
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РК
2.1 Развитие региональной строительной сферы
2.2 Анализ строительного производства в Республике Казахстан
2.3. Анализ региональных проблем в экономике Республики Казахстан
3.РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1. Методы отраслевого экономического обоснования производства
3.2 Направления структурной перестройки хозяйства регионов
3.3 Развитие депрессивных регионов республики
3.4. Основные направления и механизмы реализации Программы жилищного строительства в республике
Заключение
Список литературы
Новый этап НТП, получивший название 3-ей промышленной революции, и 5-й цикл ознаменовались очередной сменой тенденции в регионах стран на самых современных наукоемких отраслях обострила кризис или стагнацию многих районов, расцвет которых пришелся на предыдущие этапы.
С
углублением географического
В западной литературе в 70-е годы на стыке с теорией жизненных циклов возникла и теория фильтрации продукта, выделяющая стадии с разными сочетаниями факторов размещения его производства. На стадии инновации изобретение находит воплощение в товаре или технологии с не вполне определенной сферой применения. На стадии роста производство, еще не массовое, по-прежнему зависит от источников информации, технической базы и тяготеет к высокоразвитым регионам. На стадии зрелости оно приобретает массовый и специализированный характер. Фирмы снижают издержки путем рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и районы с более дешевой рабочей силой.
Конечно,
структурная перестройка
Эти явления прослеживаются на графике (рис. 1). Все типы районов, появившихся на разных циклах начиная с 1-го, по существу походят в своем историческом развитии один и тот же путь. Порожденные одним из циклов, они набирают силу пополняясь отраслями следующего цикла, на который приходиться их расцвет. Но еще шаг – и они оказываются уже в состоянии стагнации, поскольку их устаревающие отраслевые и социальные структуры тормозят обновление хозяйства на новой волне, тогда как районы позднего освоения, не обремененные этим «грузом», более восприимчивы к нововведению. Примерно через два цикла от зарождения район впадает в депрессию или кризис, а через три, вновь находит резервы для возрождения на новом витке НТП.
а
р
а
к
т
е
р
р
а
з
в
и
и
я
1-го цикла
2-го цикла
3-го цикла
4-го цикла
5-го цикла
столичного типа
с устойчивым развитием
Рис.
1. Динамика районов разного типа
в ходе больших циклов Кондратьева.
Итак, в ходе длинных циклов число и разнообразие типов промышленных районов увеличивались. Одни из них успешно адоптировались к инновациям, другие, будучи лидерами в том или ином цикле, оказывались затем неконкурентоспособными аутсайдерами, третьи после длительного упадка смогли найти резервы для возрождения в новом качестве. Примечательно, что, несмотря на постоянное появление новых индустриальных ареалов, полюсов роста, самыми устойчивыми оставались старейшие центы – крупногородские и особенно столичные. На протяжении всей индустриальной эпохи они имели многофункциональную, гибкую структуру экономики с высокой долей непроизводственной сферы. Удерживая функции принятия решений и генерирования инноваций в национальном и международном масштабах, они обеспечивали себе позиции на высших ступенях иерархии территориальных структур. Большинство же сугубо промышленных районов, возникавших на очередной длинной волне, хуже адаптировались к последствиям, запаздывали с диверсификацией.
Не
исключено, что эволюция типов территориально-
Итак, можно говорить о разной роли определенных типов территорий в инновационном цикле и об их разной способности адаптироваться к НТП. Хотя процессы генерирования и применения новшеств тесно переплетаются, они на территории в неодинаково устойчивой пропорции. В этой связи заслуживает внимания типология регионов и мест по их отношению к инновационному процессу, предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:
Наибольшим креативным потенциалом обладают ареалы центрального типа. Среди них, в свою очередь, выделяются лидеры – формальные и неформальные столицы, особенно «глобальные города». В широком смысле центральными их делает именно ориентация на усвоение мирового опыта, на генерирование базисных политических, социальных, научно-технических инноваций, на воспроизводство необходимых для этого качеств деловой и творческой среды. Историческую преемственность такой среды долгое время поддерживали урбанизация и территориальной сосредоточение многих прогрессопределяющих производств. Вместе с тем издержки суперконцентрации заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих морально и физически элементов производственно-технической базы. Нередко возникает разрыв между креативными и адаптивными возможностями центрального района: далеко не все из вырабатываемых им самим инноваций он способен широко освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе трудовых, для вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.
Адаптивные территории – разнородная и подвижная категория. В их числе прежде всего классические промышленные районы, возникшие в ходе первых индустриальных циклов. Здесь урбанизация была не причиной, а следствием промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших выгоды новых для того времени, но устаревших ныне технологий и форм организации производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу депрессии, переходя из ряда передовых в категорию застойных полупериферийных ареалов. Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо если не для предотвращения, то для смягчения неблагоприятных явлений в таких районах – один из ключевых вопросов современной региональной политики.
В
более выгодном положении находятся
сегодня полупериферийные районы умеренного
аграрно-индустриального
К местностям консервативного типа чаще всего относятся периферийные территории, население которых сохраняет приверженность ценностям до индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода районы присущи наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.
То или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных тенденций, ставка на инерцию покоя или на инерцию движения определяют неравномерность регионального развития и роль в нем отдельных территорий. Она тесно связана с их географическим положением на условной оси «центр – полупериферия – периферия», которая прослеживается и на межрегиональном, и на внутрирегиональном уровнях. В последнем случае с центрами ассоциируются ядра городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а так же отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные и внегородские пространства.
Если самым устойчивым звеном с креативными функциями на протяжении последних столетий являются районы центра, то самым динамичным и нестабильным остается группа адаптивных районов полупериферии, в пределах которой центры развития постоянно смещаются с изменением экономической конъюнктуры. Даже при создаваемой на определенных стадиях видимости их опережающего развития, при нарастании полицентричности в системах городов, между центральными и полупериферийными районами сохраняются отчетливая иерархия и соподчиненность.
В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики необходимо выработка четкой и действенной региональной политики в проведении экономических реформ в стране. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а так же к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.
Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ предусматривает создание специальных фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов, предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.
В управлении региональными программами особенно важно разграничение компетенции между республиканскими и местными органами. Так, республиканские органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществление экономической реформы.
Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.
Процессы дезинтеграции экономики страны особенно проявившиеся в последние годы ставят перед местными органами управления задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции.
На всем пространстве страны должен функционировать единый рынок, основными принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и капиталов по всей территории, и единства принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных форм собственности.