Регилирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.

Содержание

Введение.

Банковская система России и её современное состояние.

Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.

Аспекты банковского надзора.

2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.

Другие формы контроля и регулирования деятельности.

3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Регилирование деятельности комбанков.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

Если после  заключения договора или дачи поручения  на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные выше, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. Сокрытие указанных обстоятельств является основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.

Аудиторские фирмы  и аудиторы, работающие самостоятельно, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита, представляют годовые отчеты о своей деятельности в местные главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации и в Управление лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента банковского надзора Центрального банка Российской Федерации.

 

 

 

 

3.3.ВНУТРЕННИЙ  КОНТРОЛЬ.

 

Для поддержания  стабильности банковской системы России особое значение имеет сфера регулирования  банковских рисков. Одним из направлений работы в данной области является определение оптимальных подходов к организации внутреннего контроля в банках.

Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг».

Наличие законодательной  базы, практика повседневной работы по осуществлению контроля за рисками  банковской деятельности привели российские банки в процессе их становления и развития к осознанию необходимости создания (в той или иной форме) систем внутреннего контроля.

Однако банки  не имели чётко формализованных  ориентиров при формировании таких систем, а инспекторы Центрального банка, проверяя тот или иной банк, не располагали нормативно закреплёнными критериями для оценки эффективности внутрибанковского контроля.

Всё это послужило  основанием для принятия Центральным  банком Российской Федерации 28 августа 1997 года Положения «Об организации  внутреннего контроля в банках». В развитие этого документа 29 августа 1997 года вышли Указания Банка России «Об организации внутреннего контроля за операциями кредитных организаций на финансовых рынках».

Положение «Об  организации внутреннего контроля в банках» определяет цели и задачи внутреннего контроля, функции, права и обязанности службы внутреннего контроля , требования, предъявляемые к её сотрудникам , подходы к оценке Банком России состояния внутреннего контроля в банках.

В основу организации  внутреннего контроля в банках заложен  ряд принципов:

  1. Независимость службы внутреннего контроля от отраслевых подразделений;
  2. Всесторонность служб внутреннего контроля (контролем должны охватываться все направления деятельности банка);
  3. Многоуровневый характер внутреннего контроля (под контролем находится как уровень исполнителей, так и все уровни управления в системе исполнительного руководства);
  4. Компетентность внутреннего контроля, которая предполагает наличие квалифицированных требований при подборе кадров в службу внутреннего контроля;
  5. Соответствие системы внутреннего контроля характеру  и масштабам проводимых банком операций.

Основной целью  внутреннего контроля является защита интересов банка, его акционеров и клиентов путём контроля за соблюдением отдельными службами и конкретными сотрудниками законодательства, иных нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечение надлежащего уровня надёжности и устойчивости банка. В соответствии с этим основной задачей внутреннего контроля можно назвать минимизацию рисков банковской деятельности.

Права службы внутреннего  контроля (доступ к работе со всеми  документами банка, право давать оценку соответствия действий и операций, осуществляемых его сотрудниками, действующим нормативно-правовым и внутрибанковским требованиям; привлечение к работе сотрудников структурных подразделений банка и др.) и её обязанности (осуществление постоянного мониторинга рисков банковской деятельности; разработка рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений и осуществления контроля за их исполнением; своевременное информирование руководства банка о превышении допустимых норм риска, о фактических и возможных нарушениях и др.) тесно переплетаются между собой и призваны способствовать наиболее эффективному решению задач, стоящих перед внутренним контролем в банках.

В Рекомендациях  по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности перечислены основные виды рисков, за которыми в банках должен быть установлен первостепенный контроль. К таким видам рисков относятся: кредитный риск, рыночный риск, процентный риск, риск потери ликвидности, операционный, страновой, правовой и другие в зависимости от специфики деятельности банка. Особый интерес с точки зрения определения подходов к технике определения контроля за рисками (предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль), которые практически исключат ситуацию выхода всех направлений деятельности банка из-под контроля.

Положение определило достаточно широкий спектр задач, стоящих  перед внутренним контролем:

  • выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
  • определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
  • принятие своевременных и эффективных решений , направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
  • выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
  • сохранность активов банка;
  • адекватное отражение операций банка в учёте;
  • надлежащее состояние отчётности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
  • эффективное функционирование внутреннего аудита банка;
  • эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.

Служба внутреннего  контроля - оперативное подразделение  и его постоянное взаимодействие с исполнительными органами банка может дать незамедлительные положительные результаты.

Сейчас в  Центральный банк Российской Федерации  поступают заявки на проведение аттестации руководителей служб внутреннего  контроля банков. В ближайшее время  Банк России планирует разработать  и довести до сведения банков порядок аттестации руководителей службы внутреннего контроля в банках, осуществляющих операции на финансовых рынках.

1998 год явится  годом активного внедрения в  банках системы внутреннего контроля, являющегося принципиальным элементом надлежащей организации деятельности кредитных организаций. Особое значение это имеет для крупных банков с их специфическими рисками. Все риски, принятые на себя банком, должны находится под жёсткой системой внутреннего контроля, не допускающей нарушения политики банка, а также норм, установленных Банком России. Это касается в равной степени как банковских рисков, так и стандартов, установленных для банков как профессиональных рынка ценных бумаг. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Стабильное  функционирование банковской системы остаётся важнейшим условием  реализации стоящих перед Банком России задач. В 1998 г. продолжается адаптация банковской системы к сложившимся условиям финансовой и общехозяйственной конъюнктуры. Ожидаемое увеличение объёмов прямых и портфельных инвестиций банков в реальный сектор экономики ставит перед Банком России задачу недопущения негативного влияния возрастающих при этом кредитных и рыночных рисков на финансовое состояние банков.                      -

Данная задача решается Банком России посредством повышения требований к качеству банковского капитала. Методика его расчёта будет максимально приближена к рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору и опираться на подразделение капитала на два уровня, что ограничит возможность увеличения размера собственных средств за счёт неустойчивых источников, обременённых потенциальными обязательствами. Применение данного подхода одновременно снизит объём рисков, принятых на себя банками.

Введённый в  этом году в действие новый порядок  формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам позволит более точно определить потенциальный объём потерь банка от невозврата выданных кредитов, не допуская фиктивного роста банковских капиталов. Формирование резерва в соответствии с новыми требованиями обеспечит условия для полного покрытия банками кредитных рисков, а значит, и для их более активного участия в кредитовании конечных заёмщиков.

С 2000 г. Банк России предъявит к банкам повышенные требования по коэффициенту достаточности капитала. Требуемый уровень достаточности составит 10% для банков с капиталом больше 5 млн. экю и 11% - для банков с капиталом от 1 до 5 млн. экю. Система показателей, регламентирующих структуру требований и обязательств кредитных организаций, будет приближена к расширяющемуся составу инструментов осуществления банковских операций.

Продолжается  работа по проверке достоверности учёта  и отчётности в банках. Банк России считает, сто организация управления рисками невозможна без достоверного бухгалтерского учёта и отчётности. Сознательное искажение состояния дел в кредитной организации рассматривается Банком России в качестве серьёзного нарушения, которое является основанием для применения самых жёстких мер воздействия вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Текущий год  является годом активного внедрения  в банках системы внутреннего  контроля, являющегося принципиальным элементом надлежащей организации деятельности кредитных организаций. Особое значение это имеет для крупных банков с их специфическими рисками. Все риски, принятые на себя банком, должны находится под жёсткой системой внутреннего контроля, не допускающей нарушения политики банка, а также норм, установленных Банком России. Это касается в равной степени как банковских рисков, так и стандартов, установленных для банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг.

С институциональной  точки зрения перестройка банковской системы затронет все кредитные  организации. Жесткая конкуренция  в среде крупных банков будет  сопровождаться их внутренней организационной перестройкой, в том числе развитием филиальной сети. Снижению рисков, связанных с внутренней управляемостью банками, послужит применение территориальными учреждениями Банка России более интенсивных мер надзора по отношению к филиалам банков.

Для кредитных организаций, которые не достигнут к 01.01.1999 году минимальных количественных требований по величине капитала, ближайший год станет поворотным в том смысле, что сокращение самостоятельного статуса предполагает преобразование их небанковскую кредитную организацию.

Создавшаяся ситуация требует разработки путей выхода из этого положения. Что необходимо предпринять банкам в этой связи?

  1. Пересмотреть свою работу, отказаться от неоправданной рисковой политики и таких расходов при отсутствии источников;
  2. Обеспечить регулярное и своевременное представление информации о деятельности банка в объёме установленном Банком России в соответствии со ст. 56 Федерального Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  3. Осуществлять ежедневное составление консолидированного баланса с учётом операций, проведенных филиалами;
  4. Активизировать работу по наращиванию уставного капитала и изменить политику выплат дивидендов при отсутствии прибыли;
  5. Организовать работу по возврату кредитов, реализовав свои права по заложенному имуществу;
  6. Увеличить количество услуг, сказываемых клиентам банка, т.е. разнообразить доходы банка;
  7. Обеспечить формирование резервных фондов в размерах, установленных уставом Банка в соответствии с законодательными и нормативными актами Центрального банка РФ;
  8. Целеустремлённо заниматься подготовкой и подбором специалистов банка. В этом плане можно использовать возможности наших учебных заведений. Совместными усилиями коммерческих банков и Национального Банка можно было бы создать постоянно действующую систему переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1.  Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности».
  3. Положение «О Департаменте пруденциального банковского надзора» от 4.04.1997г.
  4. Положение №509 «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997 г.
  5. Временное Положение №258 «Об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации» от 18.03.1996 г.
  6. Положение № 264 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации».
  7. Инструкция Банка России №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 1.10.1997г.
  8. Инструкция №49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 27.09.1996г.
  9. Инструкция №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» от 31.03.1997г.
  10. Инструкция №41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации» от 22.05.1996 г.
  11. Инструкция № 65 «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» от 11.09.1997 г.
  12. Методические рекомендации № 513 «О порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» от 13. 11. 1997г.
  13. Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России/Сост. Л.А. Позднякова. - М.: ЦПП Банка России, 1996.
  14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год/Центральный банк Российской Федерации.
  15. Ильясов С.М., Нажмутдинов К.А. Контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций. - Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 1998.
  16. Банковское дело/под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1993.
  17. Беляев М.К., Бузуев А.В. Банковский надзор на пути развития//Банковское дело. - 1998. - №1. - С.2-11
  18. Беляев М.К., Бузуев А.В. Банковский надзор на пути развития//Банковское дело. - 1998. - №2. - С.10-18
  19. Симановский А.Ю. Об отдельных аспектах регулирования банковской деятельности//Деньги и кредит. - 1997. - №9. - С.14-22
  20. Прокофьева О.К. К вопросу о совершенствовании инструментов банковского надзора//Деньги и кредит. - 1997. - №9. - С.22-23
  21. Турбанов А.В. О внутреннем контроле в российских банках//Деньги и кредит. - 1997. - №9. - С.30-32
  22. Симановский А.Ю. Пруденциальный Банковский надзор: состояние, проблемы, перспективы//Деньги и кредит. - 1997. - №5. - С.20-24
  23. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития//Деньги и кредит. - 1997. - №9. - С.9-13
  24. Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью//Бизнес и банки. - 1997. - №21.
  25. Егоров С.Е., Виноградов В.В. Письмо ассоциации российских банков//Бизнес и банки. - 1997. - №32.
  26. Цемянский А.Я. Банковский надзор должен быть непрерывным//Бизнес и банки. - 1997. - №17.
  27. Гаджиев А.А. КБ: время «быстрых денег» прошло//Новое дело. - 1997. - №17.
  28. Дубинин С.К. О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций//Бизнес и банки. - 1997. - №14.
  29. Земцов А.В. Обзор современной банковской системы России//Банковское дело. - 1997. - №1. - С.8-11
  30. Тавасиев А. Проблемы российской банковской системы//Бизнес и банки. - 1996. - №52.
  31. Симановский А.Ю., Сухов М.И. О проблемах и перспективах банковского надзора//Деньги и кредит. -1996. - №8. - С.12-20
  32. Соколов Ю.А. О совершенствовании нормативной базы по регулированию деятельности проблемных банков//Деньги и кредит. -1996. - №1. - С.43-46
  33. Надзорная деятельность Банка России//Деньги и кредит. -1996. - №1. - С.55-61
  34. Совещание по вопросам банковского надзора и инспектирования//Деньги и кредит. -1996. - №1. - С.78-79

Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков