Регилирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.

Содержание

Введение.

Банковская система России и её современное состояние.

Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.

Аспекты банковского надзора.

2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.

Другие формы контроля и регулирования деятельности.

3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Регилирование деятельности комбанков.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

 

 

 По данным  отчётности на 01.01.98 года не обеспечили  соблюдение установленных значений  экономических нормативов из  числа действующих - 41 банк, в том  числе норматива Н1 - 10 банков, Н3 - 2, Н4 - 1, Н5 - 20, Н6 - 11, Н7 - 3, Н8 - 9, Н9 - 6, Н9.1 - 5, Н10 - 3, Н10.1 - 2, Н11 - 6, Н12 - 8, Н12.1 - 6.

Руководствуясь  указаниями Банка России от 31.10.97 года № 10-у и разъяснениями к ним, Национальный банк РД установил в отчетном году индивидуальные значения экономических нормативов - 29 коммерческим банкам, а  5 банкам («Адам Интернэшнл», «Хасавюртовский», «Шурабанк», «Умут» и «Эльбин») индивидуальные значения норматива Н11 установлены с 1996 года. По 3 банкам («Адам Интернэшнл», «Шурабанк», «Хасавюртовский») в связи с достижением фактических значений нормативов до значений, установленных инструкцией №1, контрольные значения норматива Н11 отменены20.

Контроль осуществляется на основании месячных балансов банков (приложение №4) , к которым прилагаются справки с расчётами фактических значений обязательных экономических нормативов (приложение №5) и расшифровками отдельных балансовых счетов (приложение №6), подписанные руководителем банка и главным бухгалтером. По результатам рассмотрения месячных балансов и справок в течение 10 дней после предоставления их в территориальное учреждение Банка России последнее составляет соответствующее заключение, которое рассматривается руководителем территориального учреждения Банка России с принятием соответствующего решения (приложение №7).

 В нарушения  кредитной организацией обязательных  экономических нормативов Банк  России применяет к ним меры  воздействия в соответствии со статьёй 75 Федерального закона «О Центральном банке РФ» и адекватных указаний ЦБ.

Это и требования устранить выявленные нарушения, взыскать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного  капитала, ограничения проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев. Если они повторяются и создают реальную угрозу интересам вкладчиков, то Банк России вправе:

  • взыскать штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала;
  •   потребовать от кредитной организации принять меры по финансовому оздоровлению кредитной организации;
  • по замене руководителя ;
  • по реорганизации кредитной организации.

Кроме того, изменить для кредитной организации обязательные нормативы, ввести запрет на проведение отдельных операций, назначить временную  администрацию , отозвать лицензию.

Также, в случае нарушения кредитными организациями  обязательных экономических нормативов, Банк России не поддерживает просьбы об открытии филиалов, о расширении круга операций. 

3.ДРУГИЕ  ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

3.1.ИНСПЕКТИРОВАНИЕ.

Управление  инспектирования коммерческих банков Банка Росси создано на основании Приказа ЦБ РФ № 02-55 от 19.04.93 года в целях осуществления эффективного контроля за деятельностью кредитных организаций и их филиалов. В своей деятельности Управление инспектирования руководствуется Федеральными законами «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и иными нормативными актами.

Служба надзора  существовала в Банке России и  ранее. Однако с самого начала она  была ориентирована на работу по выдаче лицензий, разработку регламентаций и пруденциальный контроль за деятельностью банков. Предполагалось, что комплексные проверки непосредственно в банках будут проводить аудиторы, получившие соответствующее разрешение от Банка России. Однако, попытка внедрения такого механизма в силу различных обстоятельств оказалась не совсем удачной. Это обстоятельство и предопределило необходимость создания в Банке России собственной независимой инспекции.

Теперь ЦБРФ получил возможность непосредственно  получать объективные данные о финансовом положении коммерческих банков, а также удостовериться в правильности выводов дистанционного надзора.

Основными задачами Управления инспектирования являются:

  • организация и проведение проверок кредитных организаций и их филиалов;
  • контроль за правильным исполнением требований действующего банковского законодательства, направленных на обеспечение стабильности работы банков, содействие обеспечению экономических интересов их клиентов и других кредитных организаций;
  • участие в разработке методик по проверке кредитных организаций , консультирование сотрудников отделов, входящих в Управление , по вопросам проверок и оказание практической помощи в разрешении проблемных ситуаций, возникших в ходе проверок;
  • осуществление информационно- аналитического обеспечения;
  • разработка предложений по внедрению в инспекционную деятельность современных информационных технологий и программ.

В соответствии с действующим положением проверки могут быть комплексными и не комплексными.

Комплексная проверка, проводимая в течение не более 30 дней, предусматривает контроль за всеми основными банковскими операциями, своевременностью завершения операционного дня с составлением необходимых бухгалтерских документов.

Каждый банк подлежит комплексной проверке, как  правило, не реже одного раза в два  года.

Не комплексная  проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные наиболее вероятные нарушения.

  В соответствии  с действующим положением  об  Управлении инспектирования коммерческих банков участники групп проверки праве:

  • проверять наличие в банке денег и ценностей, денежные, бухгалтерские, учредительные и другие документы, а также договоры и другие обязательства, связанные с деятельностью проверяемого банка;
  • получать от сотрудников банка необходимые объяснения  и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также документы по этим вопросам и копии с них;
  • входить в банк и обследовать с соблюдением соответствующих общепринятых правил любые помещения, используемых банком для проведения банковских операций, а также денежные хранилища и сейфы.

Результаты  проверки оформляются актом, который  подписывается участниками проверки. В акте указываются:

  1. Общая характеристика банка;
  2. Состояние (достоверность) бухгалтерского учёта и отчётности;
  3. Использование ресурсов;
  4. Риски;
  5. Финансовое положение банка;
  6. Качество управления банком.

С актом проверки знакомят также руководителя банка  и его главного бухгалтера и (в соответствующих случаях) лицо, заведующее кассой, которые обязаны ознакомиться с содержанием акта, который составляется в трёх экземплярах.

При наличии возражений или замечаний по акту проверки должностные лица банка могут сделать об этом оговорку перед своей подписью в акте и приложить письменные возражения. По этим возражениям руководитель проверки должен дать своё письменное заключение, которое тоже прилагается к акту.

По каждому  банку инспекционным подразделением учреждения Банка России, в районе деятельности которого данный банк находится, ведётся банковское досье. Главное управление инспектирования коммерческих банков Банка России ведёт досье в отношении банков независимо от их места нахождения, с учётом задачи и функций, выполняемых этим главным управлением

Управление  инспектирования коммерческих банков при осуществлении своих функций взаимодействует с другими подразделениями Банка Росси, а также по поручению руководства Банка России с органами государственной власти.

 

3.2.АУДИТ БАНКА.       

 

Своевременное выявление проблем банка может  быть достигнуто путём постоянного сотрудничества ЦБ с аудиторскими фирмами и последних с банками, что должно дополнить ежегодные разовые проверки.

Аудиторские фирмы  и аудиторы, работающие самостоятельно, в своей деятельности руководствуются  Федеральными законами «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», «О банках и банковской деятельности», а также Временным Положением об аудиторской деятельности в банковской системе.

Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности и оценке объективных данных о деятельности кредитных организаций, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

Основной целью  банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности кредитных организаций и её соответствия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе нормативным актам и указаниям Центрального банка Российской Федерации). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором), имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок.

Кредитная организация  публикует в открытой печати годовой отчёт(включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации после подтверждения его достоверности аудиторской организацией, аудитором работающим самостоятельно.

Кредитные организации  самостоятельно выбирают аудиторскую  фирму или аудитора, работающего  самостоятельно, для проведения у  них аудиторской проверки.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной; полной или выборочной.

Обязательная  аудиторская проверка проводится в случаях прямо установленных банковским законодательством Российской Федерации; инициативная - по решению кредитной организации.

Обязательная  аудиторская проверка может проводится по поручению государственных органов, полнота проверки определяется аудиторской фирмой (аудитором).

Аудиторские проверки не отменяют осуществление надзора  за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Аудиторские фирмы (аудиторы) помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учёта, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчётности, анализу финансово - хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, по регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Стоимость аудиторских  услуг определяется договором, заключаемым  аудиторской фирмой (аудитором) с  кредитной организацией. Договор  может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода.

Проверка деятельности кредитных организаций и их филиалов может быть осуществлена аудиторской  фирмой по поручению Центрального банка  Российской Федерации.

Аудиторской деятельностью  в области банковского аудита имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от формы собственности, на которой они основаны, получившие в установленном порядке от Банка России лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской или другой, связанной с ней, деятельностью.

Аудиторы независимы от проверяемой кредитной организации  при проведении аудиторской проверки и составлении заключения, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов и Центрального банка Российской Федерации, поручивших им проведение аудиторской проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

Аудиторская проверка не будет проводиться:

  1. Аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемой кредитной организации, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой)отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве;
  2. Аудиторскими фирмами в отношении кредитных организаций, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
  3. Аудиторскими фирмами (аудиторами), оказывавшими данной кредитной организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности;
  4. Аудиторскими объединениями, которые имеют правовой статус общественной организации.

Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков