Регилирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.

Содержание

Введение.

Банковская система России и её современное состояние.

Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.

Аспекты банковского надзора.

2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.

Другие формы контроля и регулирования деятельности.

3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Регилирование деятельности комбанков.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

 кредитных  организаций. 

 

Современная российская банковская система имеет хотя и  недолгую, но бурную историю. Она берёт своё начало с конца 80-х годов, когда союзное Правительство(Совмин СССР) предоставило предприятиям широкую хозяйственную самостоятельность, стало вводить различные элементы рынка, в том числе законодательные акты, необходимые для институциональных преобразований - право создавать кооперативы, товарищества, акционерные общества, биржи и т.д. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к перекачке прибыли в фонды стимулирования и социальных мероприятий с последующим обналичиванием средств - так начался лавинообразный процесс обострения дефицитов и нарастания скрытой инфляции. С января 1992 года она была официально легализована в рамках либерализации цен и вскоре перешла в стадию гиперинфляции. На банковской системе это отразилось следующим образом. Если в 1998 - 1991 гг. рост числа банков и их капиталов приходился за счёт раздробления бывших государственных банков, перекачке бюджетных средств через создаваемые «министерские» банки, то в водовороте гиперинфляции в процесс формирования банковского капитала оказались вовлечены практически все национальные ресурсы - как юридических, так и физических лиц. Так в след за непродолжительным биржевым бумом 1990-1992 гг. наступил банковский бум. Число зарегистрированных в России кредитных учреждений росло по мировым меркам беспретендентными темпами с 4-х в 1988 году до 2500 в 1994 году.

В течении ряда последних лет финансово-кредитная система России находится в состоянии перманентного кризиса, который периодически сопровождается крупными скандалами, связанными с банкротством коммерческих банков и финансово инвестиционных компаний. Это происходит в условиях, когда перед банковской системой страны остро стоит проблема скорейшей реализации неотложных мер по коренному изменению механизма рефинансирования активных операций коммерческих операций коммерческих банков, снижению процентных ставок на денежном рынке, совершенствованию банковского контроля и надзора. Актуален также вопрос об избавлении банковской системы России от слабых кредитных институтов.

В условиях продолжающихся банкротств кредитных учреждений основной целью политики, как и прежде, остаётся достижение финансовой стабилизации путём осуществления контроля за инфляцией путём применения кредитных рычагов воздействия на состояние денежного рынка через систему коммерческих банков. Важным шагом в этом направлении было введение упорядоченной системы рефинансирования текущих потребностей банков в ликвидных средствах через так называемое ломбардное окно Банка России под залог государственных ценных бумаг. Эта система стала своеобразным дополнением к таким инструментам регулирования кредитной деятельности коммерческих банков, как взимание обязательных резервов.

Очевидно, что  практика предоставления краткосрочных  кредитов, основания на залоге ГКО, непосредственно не связана с  реальным сектором экономики, а продиктована напряжённым положением в бюджетно-налоговой сфере экономики. Пока ещё не достигнут желаемый эффект воздействия на экономику путём регулирования процентных ставок. В ряде  важнейших отраслей производства продолжается спад несмотря на уже твёрдо наметившееся снижение процентных ставок. В этих условиях особое значение приобретают вопросы совершенствования и повышения качества банковского лицензирования, надзора и контроля, а также проведение мероприятий по финансовому оздоровлению банков. В условиях когда банкротство коммерческих банков принимает массовый характер, возникает острая необходимость срочно предпринять шаги по разделению и совершенствованию отдельных лицензионно-надзорных функций, выполняемых сейчас подразделениями Банка России.

Необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлечённых средств, в числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Без адекватной системы регулирования и надзора невозможно нормальное функционирование банковской системы и достижение банками той степени стабильного общественного доверия, которая является минимально необходимой для упомянутого нормального функционирования. Это внутренний аспект проблемы. Также, без адекватного регулирования и надзора банковская система страны не может восприниматься её партнёрами из мирового сообщества как полноценная. Отсутствие системы банковского надзора, соответствующего международным признанным стандартам, является настораживающим сигналом для цивилизованного мира. Следует упомянуть и то, что ущербность банковского надзора рассматривается не просто как частная беда банковской системы конкретной страны, но в значительной степени как ущербность общей системы экономического регулирования, без которого, очевидно, не может состояться полноценная экономическая система. При таких оценках перспектива активного сотрудничества, привлечения здоровых капиталов и в целом перспективы интеграции страны в рыночную мирохозяйственную систему являются существенно менее благоприятными. Это международный аспект проблемы. Также особого контроля требует ведение бухгалтерского учёта с тем, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство в банковской сфере может привести не только не только к цепи разорений, но и социальным волнениям, Подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев всё банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.

Все эти причины  порождают создание особых органов контроля в виде самостоятельных структур, осуществляющих надзор, путём предварительного регулирования банковской деятельности и последующего контроля за правильностью ведения бухгалтерского учёта и глубокого анализа баланса, включая отчёты о прибылях и убытках. Эти функции выполняются государственными органами надзора и инспектирования, а также специализированными аудиторскими службами.

Целью банковского  надзора является:  

  1. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  2. Регулирование финансовой прочности банковских учреждений для защиты интересов вкладчиков и поддержания стабильности на финансовом рынке. С помощью поощрений и ограничений государство может способствовать созданию коммерческих банков, воздействовать на характер банковских операций на основе изменения процентной базы, введения льгот по нормативным требованиям.

Исходя из этого, в современных условиях задачей  банковского надзора является минимизация  негативных социально-экономических  последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает: предупреждение системного банковского кризиса; снижение риска неконтролируемой утери ликвидности отдельными кредитными организациями.

Очевидно, что  качество решения упомянутых задач  зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их деятельности.

Организация банковского  надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях  международных комитетов.       

Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделений надзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Системный подход к банковскому надзору за отдельными банками предусматривает четкое разграничение этапов жизненного цикла: «зарождение» (закладывается фундамент дальнейшего развития), «становление» (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персонала) и «затухание», а также фиксацию на каждом из этапов основных целей банковского надзора.                          

     Таблица  1. 

Банковский  надзор (системный подход)

 

 

Этапы

жизненного  цикла

 

Цели банковского надзора

 

Инструмен-тарий  банковского надзора

 

Приоритет подразделений надзорного блока

 

«Зарожде-ние»

 

Отбор наиболее достойных претендентов в коммерческие банки, создание жестких преград на пути заранее обречённых на раннее «старение»

 

Анализ бизнес-планов; проверка руководящего персонала и учредителей; контроль за минимальным размером уставного капитала; проверка наличия материально-технической базы

 

Управление  лицензирова-ния (совмест-но с управлениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы и др.)

 

«Становле-ние» дости-жение зрелости)

 

Предотвраще-ние сбоев развития, соблюдение банковского законодательства и норматив-ных документов Банка России

 

Предоставле-ние финансовой отчетности; нормативы; инспекционные проверки; штрафы; аудит

 

Сводно-эко-номическое управление и управление прудециально-го надзора (совместно с управлением инспектирова-ния, валютным, ценных бумаг и др.)

 

«Затухание»

 

Вывод из состояния «старения», в случае невозмож-ности – цивилизован-ная ликвидация с минимальными социально- экономическими издержками 

 

Планы санации; организационно-техническая и финансовая помощь; инспекцион-ные проверки; временные администрации; ликвидационные мероприятия

 

Управление  санирования (совместно с управлением инспектирова-ния и др.)


 

Суммируя  вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив развития и совершенствования банковского надзора:

  1. Надзор за банковской системой в широком плане распадается на три взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.
  2. Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых банкротств банков.
  3. Центр тяжести банковского надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.
  4. Надзорная практика должна учитывать различные этапы жизненного цикла банка- лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рассматривая их как элементы единой системы. Для реализации поставленных целей необходимо выработать новые подходы к отчётности банков. Документация должна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятой и не перегруженной. В этой связи возможно более широкое внедрение нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга.
  5. Совершенствование надзорной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максимальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

1.2.СИСТЕМА  БАНКОВСКОГО НАДЗОРА:СТРУКТУРА,  НОРМАТИВНАЯ БАЗА.

В Российской  Федерации надзор за деятельностью кредитных организаций является прерогативой Банка России, что закреплено на уровне федерального законодательства (в частности, статьи 55, 74, 75, 76 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Совершенствование системы банковского надзора проводится Банком России в тесном взаимодействии с международными финансовыми организациями - Базельским комитетом по банковскому надзору, Международным валютным фондом, Всемирным банком, а также с Европейским банком реконструкции и развития.

Центральный банк является основным субъектом государственного банковского контроля. К функциям Центрального банка Российской Федерации в сфере надзора и лицензирования банковской деятельности можно отнести:

  • разработку единых правил лицензирования и экономических нормативов для коммерческих банков, координацию деятельности служб банковского надзора Центральных банков, оказание консультационных и методических услуг  Центральным и коммерческим банкам по данным вопросам, ведение общегосударственного реестра коммерческих банков;
  • выдача лицензий и осуществление прямого надзора за крупномасштабными и межрегиональными коммерческими банками;
  • проведение ревизий коммерческих банков (национальные банки - 1-2 раза в году, инобанки - 1 раз в 2 года, небанковские филиалы - 1 раз в 3 года);
  • управление процессами слияний и поглощений банков;
  • внедрение научных разработок;
  • координация и установление связей с банками;

установление  нормативных коэффициентов, определение  форм, сроков и содержания отчётности.

Центральным банком Российской Федерации установлены следующие формы отчётности:

1.Баланс на  первое число месяца - в первый  рабо

  чий день  месяца, следующего за отчётным 

  (банки, имеющие  в своём составе филиалы, -

  четвёртого  числа месяца, следующего за отчёт

  ным).

  1. Квартальная оборотная ведомость - третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).
  2. Ежеквартально ведомость остатка по счетам «прочие дебиторы и кредиторы» - третьего числа  первого месяца следующего квартала (шестого числа)
  3. Ежеквартально перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда коммерческого банка, с указанием дат и сумм фактически внесённых и заявленных ими паевых взносов - третьего числа первого  месяца следующего квартала .
  4. Ежеквартально Отчет об операционных и разных                                 доходах и расходах (форма №2) - вместе с балансом.
  5. Расчёт экономических нормативов - вместе с балансом.
  6. Расшифровка остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам  банка государственных предприятий и организаций по отраслевому признаку - в срок до 5-го числа каждого месяца.
  7. Расшифровка отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств - вместе с балансом.
  8. Коммерческие банки, зарегистрированные  Центральным банком РФ, дополнительно представляют:

расшифровки отдельных  балансовых счетов,

требующихся для  расчёта экономических нормати

вов деятельности коммерческих банков вместе с 

балансом;

расчёт отчислений в страховые фонды - вместе с 

балансом.

  1. Коммерческие банки, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, представляют отчётность по валютным операциям.

Структурные подразделения  Главного управления ЦБ РФ, осуществляющие надзор за деятельностью коммерческих банков, должны владеть всей информацией соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России, а также координировать работу Главного управления ЦБ РФ по применению к коммерческим банкам различных мер воздействия. Поэтому именно это структурное подразделение должно докладывать руководству Главного управления ЦБ РФ о необходимости применения той или иной санкции как по результатам собственного анализа деятельности кредитной организации по имеющимся документам, так и на основании проверок других  структурных подразделений Главного управления ЦБ РФ. Центральном Банке России существуют структурные подразделения:  Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка, Комитет по банковскому надзору, Департамент пруденциального банковского надзора.

Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков