Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа
Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.
Введение.
Банковская система России и её современное состояние.
Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.
Аспекты банковского надзора.
2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.
Другие формы контроля и регулирования деятельности.
3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.
Заключение.
Литература.
Приложения.
кредитных организаций.
Современная российская банковская система имеет хотя и недолгую, но бурную историю. Она берёт своё начало с конца 80-х годов, когда союзное Правительство(Совмин СССР) предоставило предприятиям широкую хозяйственную самостоятельность, стало вводить различные элементы рынка, в том числе законодательные акты, необходимые для институциональных преобразований - право создавать кооперативы, товарищества, акционерные общества, биржи и т.д. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к перекачке прибыли в фонды стимулирования и социальных мероприятий с последующим обналичиванием средств - так начался лавинообразный процесс обострения дефицитов и нарастания скрытой инфляции. С января 1992 года она была официально легализована в рамках либерализации цен и вскоре перешла в стадию гиперинфляции. На банковской системе это отразилось следующим образом. Если в 1998 - 1991 гг. рост числа банков и их капиталов приходился за счёт раздробления бывших государственных банков, перекачке бюджетных средств через создаваемые «министерские» банки, то в водовороте гиперинфляции в процесс формирования банковского капитала оказались вовлечены практически все национальные ресурсы - как юридических, так и физических лиц. Так в след за непродолжительным биржевым бумом 1990-1992 гг. наступил банковский бум. Число зарегистрированных в России кредитных учреждений росло по мировым меркам беспретендентными темпами с 4-х в 1988 году до 2500 в 1994 году.
В течении ряда
последних лет финансово-кредит
В условиях продолжающихся банкротств кредитных учреждений основной целью политики, как и прежде, остаётся достижение финансовой стабилизации путём осуществления контроля за инфляцией путём применения кредитных рычагов воздействия на состояние денежного рынка через систему коммерческих банков. Важным шагом в этом направлении было введение упорядоченной системы рефинансирования текущих потребностей банков в ликвидных средствах через так называемое ломбардное окно Банка России под залог государственных ценных бумаг. Эта система стала своеобразным дополнением к таким инструментам регулирования кредитной деятельности коммерческих банков, как взимание обязательных резервов.
Очевидно, что практика предоставления краткосрочных кредитов, основания на залоге ГКО, непосредственно не связана с реальным сектором экономики, а продиктована напряжённым положением в бюджетно-налоговой сфере экономики. Пока ещё не достигнут желаемый эффект воздействия на экономику путём регулирования процентных ставок. В ряде важнейших отраслей производства продолжается спад несмотря на уже твёрдо наметившееся снижение процентных ставок. В этих условиях особое значение приобретают вопросы совершенствования и повышения качества банковского лицензирования, надзора и контроля, а также проведение мероприятий по финансовому оздоровлению банков. В условиях когда банкротство коммерческих банков принимает массовый характер, возникает острая необходимость срочно предпринять шаги по разделению и совершенствованию отдельных лицензионно-надзорных функций, выполняемых сейчас подразделениями Банка России.
Необходимость
банковского надзора
Все эти причины порождают создание особых органов контроля в виде самостоятельных структур, осуществляющих надзор, путём предварительного регулирования банковской деятельности и последующего контроля за правильностью ведения бухгалтерского учёта и глубокого анализа баланса, включая отчёты о прибылях и убытках. Эти функции выполняются государственными органами надзора и инспектирования, а также специализированными аудиторскими службами.
Целью банковского надзора является:
Исходя из этого, в современных условиях задачей банковского надзора является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает: предупреждение системного банковского кризиса; снижение риска неконтролируемой утери ликвидности отдельными кредитными организациями.
Очевидно, что качество решения упомянутых задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их деятельности.
Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных комитетов.
Решение большинства проблем банковского
надзора видится в усилении системного
подхода, преодолении обособленности
отдельных подразделений надзорного блока,
дальнейшем совершенствовании их деятельности.
Системный подход к банковскому надзору
за отдельными банками предусматривает
четкое разграничение этапов жизненного
цикла: «зарождение» (закладывается фундамент
дальнейшего развития), «становление»
(рост финансово-экономических показателей,
расширение сферы деятельности, увеличение
персонала) и «затухание», а также фиксацию
на каждом из этапов основных целей банковского
надзора.
Таблица 1.
Банковский надзор (системный подход)
Этапы жизненного цикла |
Цели банковского надзора |
Инструмен-тарий банковского надзора |
Приоритет подразделений надзорного блока |
«Зарожде-ние» |
Отбор наиболее достойных претендентов в коммерческие банки, создание жестких преград на пути заранее обречённых на раннее «старение» |
Анализ бизнес-планов; проверка руководящего персонала и учредителей; контроль за минимальным размером уставного капитала; проверка наличия материально-технической базы |
Управление лицензирова-ния (совмест-но с управлениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы и др.) |
«Становле-ние» дости-жение зрелости) |
Предотвраще-ние сбоев развития, соблюдение банковского законодательства и норматив-ных документов Банка России |
Предоставле-ние финансовой отчетности; нормативы; инспекционные проверки; штрафы; аудит |
Сводно-эко-номическое управление и управление прудециально-го надзора (совместно с управлением инспектирова-ния, валютным, ценных бумаг и др.) |
«Затухание» |
Вывод из состояния «старения», в случае невозмож-ности – цивилизован-ная ликвидация с минимальными социально- экономическими издержками |
Планы санации; организационно-техническая и финансовая помощь; инспекцион-ные проверки; временные администрации; ликвидационные мероприятия |
Управление санирования (совместно с управлением инспектирова-ния и др.) |
Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив развития и совершенствования банковского надзора:
1.2.СИСТЕМА
БАНКОВСКОГО НАДЗОРА:СТРУКТУРА,
В Российской Федерации надзор за деятельностью кредитных организаций является прерогативой Банка России, что закреплено на уровне федерального законодательства (в частности, статьи 55, 74, 75, 76 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Совершенствование системы банковского надзора проводится Банком России в тесном взаимодействии с международными финансовыми организациями - Базельским комитетом по банковскому надзору, Международным валютным фондом, Всемирным банком, а также с Европейским банком реконструкции и развития.
Центральный банк является основным субъектом государственного банковского контроля. К функциям Центрального банка Российской Федерации в сфере надзора и лицензирования банковской деятельности можно отнести:
установление нормативных коэффициентов, определение форм, сроков и содержания отчётности.
Центральным банком Российской Федерации установлены следующие формы отчётности:
1.Баланс на первое число месяца - в первый рабо
чий день месяца, следующего за отчётным
(банки, имеющие в своём составе филиалы, -
четвёртого числа месяца, следующего за отчёт
ным).
расшифровки отдельных балансовых счетов,
требующихся для расчёта экономических нормати
вов деятельности коммерческих банков вместе с
балансом;
расчёт отчислений в страховые фонды - вместе с
балансом.
Структурные подразделения Главного управления ЦБ РФ, осуществляющие надзор за деятельностью коммерческих банков, должны владеть всей информацией соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России, а также координировать работу Главного управления ЦБ РФ по применению к коммерческим банкам различных мер воздействия. Поэтому именно это структурное подразделение должно докладывать руководству Главного управления ЦБ РФ о необходимости применения той или иной санкции как по результатам собственного анализа деятельности кредитной организации по имеющимся документам, так и на основании проверок других структурных подразделений Главного управления ЦБ РФ. Центральном Банке России существуют структурные подразделения: Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка, Комитет по банковскому надзору, Департамент пруденциального банковского надзора.
Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков