Регилирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.

Содержание

Введение.

Банковская система России и её современное состояние.

Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.

Аспекты банковского надзора.

2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.

Другие формы контроля и регулирования деятельности.

3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Регилирование деятельности комбанков.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

Решающую роль при развитии капитальной базы коммерческие банки отводят привлечению дополнительных взносов существующих и потенциальных учредителей и в незначительных размерах за счёт роста прибыльности, пополнения фондов и восстановления резерва на возможные потери при погашении ссуд.

Условие достаточности  капитала включает в себя средства, находящиеся в банках для поддержания их собственного основного капитала (в целях обеспечения финансовых обязательств акционеров и для защиты вкладчиков от неожиданных потерь, понесенных банками).

С 2000 г. Банк России предъявит к банкам повышенные требования по коэффициенту достаточности капитала. Минимально допустимое значение достаточности собственных средств (капитала) устанавливается, в зависимости от размера собственных средств (капитала), в следующих размерах:                                   Таблица 2.

от 5 млн. ЭКЮ и выше

от 1 до 5 млн. ЭКЮ

менее 1 млн. ЭКЮ

с 1.02.98г. - 7%

с 1.02.98г. - 7%

с 1.02.98г. - 7%

с 1.02.99г. - 8%

с 1.02.99г. - 9%

 

с 1.01.2000г. - 10%

с 1.01.2000г. - 11%

 

 

 

Существует  много способов вычисления коэффициента достаточности капитала: от простого соотношения капитала к сумме всех активов или обязательств, коэффициента «свободного» капитала, а также соотношение капитала с активами банка, взвешенными с учётом риска. Коэффициент «свободного» капитала предусматривает то, что все инвестиции в основной капитал и долгосрочные активы должны образоваться за счёт собственного капитала, и его остаток может использоваться для защиты банка от непредвиденных рисков.

Условие достаточности  капитала предполагает то, что в  банке есть собственные средства для защиты вкладчиков от неожиданных потерь, понесённых банками, и в целях обеспечения обязательств акционеров.

  Соотношение  капитала и активов служит  сигналом состояния дел банка.  Его снижение может свидетельствовать  о финансовых потерях, резких  увеличениях предоставления ссуд (вполне возможно из-за ухудшения внутреннего контроля). Коэффициент достаточности капитала с учётом рисков хорошо отражает риски данного банка, но его значительно сложнее рассчитать.

Банк России посредством повышения требований к качеству банковского капитала решает задачу недопущения влияния кредитных и рыночных рисков на финансовое состояние банков. Методика его расчёта будет максимально приближена к рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору и опираться на подразделение капитала на два уровня: капитал первого уровня, включающий оплаченную часть акционерного капитала и полученные в результате операций средства, и капитал второго уровня, охватывающий различные резервы, что ограничит возможность увеличения размера собственных средств за счёт неустойчивых источников, обремененных потенциальными обязательствами. Применение данного подхода одновременно снизит объём рисков, принятых на себя банками.

2.4.КОНТРОЛЬ  ЗА ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКОВ.

 

Это разработка специальных нормативов ликвидности, выполняя которые банки вынуждены работать так, что бы в любой момент были готовы исполнить взятые на себя обязательства.

В целях обеспечения  экономических условий устойчивого  функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» Центральный Банк Российской Федерации устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

  • минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
  • минимальный размер  собственных средств (капитала) для действующих банков;
  • нормативы достаточности капитала;
  • нормативы ликвидности банков;
  • максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
  • максимальный размер привлечённых денежных вкладов (депозитов) населения;
  • максимальный размер вексельных обязательств банка;
  • нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Другие обязательные нормативы - предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный  размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры валютного, процентного, и иных рисков - устанавливаются отдельными нормативными актами России.

Первым в  перечне обязательных экономических  нормативов идёт минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций (минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций). С 1.01.99года инструкция устанавливает норматив в 1 млн. ЭКЮ. Для кредитных организаций, которые не достигнут к 1.01.1999 году минимальных количественных требований по величине капитала, ближайший год станет поворотным в том смысле, что сохранение самостоятельного статуса предполагает преобразование их в небанковскую кредитную организацию.

Норматив Н1, или норматив достаточности капитала, определяется Инструкцией как отношение собственных средств (капитала) банка к суммарному объёму активов, взвешенных с учётом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери. Активы кредитных организаций разделены на пять групп в зависимости от степени риска вложений и возможной потери части стоимости.

Первая группа включает в себя средства на счетах в Центральном банке Российской Федерации, вложения в государственные  долговые обязательства и облигации внутреннего займа. По всем перечисленным позициям установлен нулевой коэффициент риска: таким образом, активы первой группы никак не участвуют в расчете норматива достаточности капитала. Вместе с тем в первую группу включена также позиция «касса и приравненные к ней средства» с коэффициентом риска 2%. Во второй группе активов с коэффициентом риска 10% находятся ссуды под залог государственных ценных бумаг, под залог драгоценных металлов в слитках, а также ссуды, гарантированные Правительством Российской Федерации. В третьей группе активов находятся вложения в долговые обязательства субъектов Российской Федерации и местных органов власти, ссуды под залог ценных бумаг субъектов РФ и местных органов власти. Также в третью группу входят средства на корреспондентских счетах в свободно конвертируемой валюте у банков-нерезидентов стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с коэффициентом 20%. К четвёртой «группе риска» с коэффициентом 7% отнесены средства на корреспондентских счетах у банков-резидентов в иностранной валюте и в рублях, собственные здания и сооружения за минусом переданных в залог, ценные бумаги для перепродажи (т.е. находящиеся на балансе банка менее шести месяцев), а также средства на счетах у банков-нерезидентов стран, не являющихся членами ОЭСР, за исключением стран ближнего зарубежья. Средства на счетах у банков стран ближнего зарубежья вместе со всеми прочими активами кредитной организации попадают в пятую группу - группу стопроцентного риска.

В целях контроля за состоянием ликвидности банка устанавливаются нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей, а также по операциям с драгоценными металлами.

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется как отношение  суммы высоколиквидных активов  банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение норматива (Н2) устанавливается в размере 20%.

Норматив текущей  ликвидности (Н3) определяется как отношение  суммы ликвидных активов банка  к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение норматива (Н3) устанавливается в размере : с баланса на 1.02.98 г. - 50%, с баланса на 1.02.99г. - 70%.

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) определяется как отношение всей долгосрочной задолженности банку, включая выданные гарантии и поручительства, сроком погашения свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года. Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120%.

Норматив общей  ликвидности (Н5) определяется как процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Минимально допустимое значение норматива Н5 устанавливается в размере 20%.

Максимальный  размер риска на одного заемщика или  группу связанных заёмщиков (Н6) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н6 устанавливается в размере 25%.

Максимальный  размер крупных кредитных рисков (Н7) устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка. Устанавливается, что совокупная величина крупных кредитов и займов, выданных банком, включая взаимосвязанных заёмщиков, с учётом 50% забалансовых требований (гарантий и поручительств) не может превышать размер капитала банка в 1998 г. - более чем в 8 раз.

Максимальный  размер риска на одного кредитора (вкладчика) (Н8) устанавливается как процентное соотношение величины вкладов , депозитов или полученных банком кредитов, гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается в размере 25%.

Максимальный  размер риска на одного заёмщика-акционера (участника) (Н9) определяется как отношение суммы кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается в размере 20%.

Совокупная  величина кредитов и займов (Н9.1), выданных акционерам (участникам) банка, не может превышать с 1 января 1998 г. 50% собственных средств (капитала) банка.

Максимальный  размер кредитов, займов , гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (Н10). Максимально допустимое значение Н10 на одного инсайдера и связанных с ним лиц устанавливается в размере 2%.

Совокупная  величина кредитов и займов , выданных инсайдерам (Н10.1) не может превышать 3% собственных средств (капитала) банка.

Максимальный  размер привлечённых денежных вкладов (депозитов) населения (Н11) устанавливается  как процентное соотношение общей  суммы денежных вкладов (депозитов) населения и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н11 устанавливается в размере 100%.

Норматив использования  собственных средств (капитала) банка  для приобретения долей (акций) других юридических лиц (Н12) устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н12 устанавливается в размере 25%. При этом устанавливается, что собственные средства банка, инвестируемые на приобретение долей (акций) одного юридического лица (Н12.1) не могут превышать 10% собственных средств (капитала) банка.

Норматив риска  собственных вексельных обязательств (Н13). Максимально допустимое значение норматива Н13 устанавливается в размере 100%.

Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14). Минимально допустимое значение норматива Н14 устанавливается в размере - 10%.

Контроль за соблюдением банками обязательных экономических нормативов возлагаются на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счёта банка.

Анализируя  деятельность коммерческих банков и  признаки их проблемности Национальный банк Республики Дагестан отмечает, что зачастую банки не обеспечивают соблюдение пруденциальных норм деятельности и допускают нарушения обязательных экономических нормативов. По состоянию на 01.01.1998 года в Дагестане число банков, нарушивших установленные значения экономических нормативов, согласно Инструкции Банка России от 30.01.96 года №1 «О порядке регулирования деятельности банков», составило 41 банк, или 65% от числа действующих . Из указанного числа банков 43% - это банки, отнесённые к категории проблемных , не выполняющих ежемесячно от 1 до 7 экономических нормативов. При этом, 7 банков не выполнили экономические нормативы из-за отрицательного значения капитала. 20-ю банками соблюдаются все предусмотренные Инструкцией Банка России предельные значения (из них в отношении 3 банков - «Дагэнерго», «Промсвязьинвест», «Умут» - действуют индивидуально установленные значения нормативов) и 1 банк «Хасавюртовский»соблюдает значение нормативов с учётом индивидуальных18.

Банки, отнесённые к категории финансово устойчивых, допускали нарушения по 1-3 нормативам с различной степенью периодичности, преимущественно эти нормативы ликвидности, максимального размера кредитных рисков на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков, включая участников (акционеров) банка, В 1997 году допущены нарушения норматива достаточности капитала (Н1) - 120 случаев, нормативов ликвидности - 405 случаев, в том числе текущей (Н2) - 195 случаев, мгновенной (Н3) - 160 случаев и долгосрочной (Н4) - 50 случаев, отношения ликвидных и суммарных активов - 284 случая, максимального размера риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков - 209 случаев, максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) - 37 случаев, максимального размера риска на одного кредитора (Н8) -83 случая, максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9) - 95 случаев, максимального размера кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам банка (Н10) - 36 случаев, максимального размера привлеченных денежных вкладов (Н11) - 119 случаев, норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц (Н12) - 83 случая19 (см. диаграмму 5).

Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков