Регилирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.

Содержание

Введение.

Банковская система России и её современное состояние.

Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.

Аспекты банковского надзора.

2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.

Другие формы контроля и регулирования деятельности.

3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Регилирование деятельности комбанков.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

В декабре 1996 года был создан специальный Комитет  банковского надзора, который координирует деятельность всех департаментов по регулированию деятельности банков. Комитет  банковского надзора Банка России создан в качестве коллегиального органа, деятельность которого направлена на выработку предложений и осуществление мероприятий по реализации политики Центрального банка в сфере регулирования и надзора за кредитными организациями.

Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но в основном не реже одного раза в месяц. Комитет работает весьма активно, рассматривает на каждом заседании (а в месяц проводится 3-4 заседания) по 8-10 вопросов. Одна из функций Комитета банковского надзора  состоит в том чтобы выборочно приглашать территориальные подразделения для отчёта. В своей деятельности Комитет банковского надзора руководствуется  федеральными законами, а также Положением о Комитете банковского надзора Банка России.

Департамент пруденциального банковского надзора Центрального банка Российской Федерации образован в соответствии с решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 6 мая 1996 года. В своей деятельности  руководствуется федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и  «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, Положением о департаменте и другими актами Банка России. Основной задачей Департамента является методическое и организационное обеспечение Банка России в сфере пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций. В соответствии с возложенной на него задачей Департамент сосредотачивает свое внимание непосредственно на надзорных функциях. Основные аспекты его деятельности - регламентация банковского надзора за коммерческими банками, направленная на разработку нормативов деятельности коммерческих банков, которые позволили бы обеспечить их платежеспособность, разработка необходимой отчётности, на основе которой можно осуществлять банковский надзор и анализ деятельности коммерческих банков, разработка методики расчета предельных значений рисков, участие в рассмотрении вопросов о целесообразности расширения деятельности кредитных организаций, вносит предложения об отзыве у кредитных организаций лицензий, разработка решений Комитета банковского надзора по вопросам, относящимся к компетенции департамента, координация работы с территориальными учреждениями (службами, непосредственно занимающимися банковским надзором на местах), организация лицензирования и аудита банковской деятельности. Департамент является заказчиком ряда инспекционных проверок. Он же является и потребителем той «продукции», которую инспекторы выдают. Задача Департамента - проанализировать и сделать выводы по результатам проверок. Департамент тесно взаимодействует с Департаментом лицензирования, Департаментом организации санирования и многими другими, в том числе  и не входящими в «надзорный блок». 

Учитывая рассредоточенность коммерческих банков, с целью усиления функций банковского надзора за деятельностью банков, существует опыт передачи надзорных функций РКЦ. На РКЦ возлагаются обязанности по проведению проверок в обслуживаемых ими кредитных организациях по ряду отдельных вопросов, включающих анализ качества кредитного портфеля, достоверность представления расшифровки, соблюдение резервных требований. Другое новшество - введение в банк экспертов ЦБ РФ. Это интересный способ проведения надзора на месте. Эксперт находится в курсе всех дел банка или какого-то конкретного участка работы.

Территориальным учреждениям Банка России, в частности, управлениям по работе с коммерческими банками и инспектирования коммерческих банков, а также РКЦ вменяется в обязанность обеспечить более  действенный контроль за соблюдением кредитными организациями, филиалами кредитных организаций правил ведения бухгалтерского учёта, осуществление расчётов, достоверностью отчётности предоставляемой ими в   учреждения Банка России, систематически анализировать её, оперативно рассматривать и реагировать на любые негативные явления в деятельности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций (наличие фактов задержек платежей, несвоевременного исполнения обязательств, поступление жалоб или иных фактов свидетельствующих об ухудшении финансового состояния кредитной организации), включая проведение целевых проверок территориальными учреждениями Банка России, на которых возложено  исполнение этих обязанностей на основании соответствующего приказа по территориальному учреждению Банка России .

В случае выявления фактов предоставления недостоверной отчётности и нарушения правил ведения бухгалтерского учёта, искажающих финансовое состояние и/или финансовые результаты деятельности кредитной организации, обязательные резервные требования, территориальные учреждения оперативно применяют меры воздействия в соответствии со статьёй 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в том числе в соответствующих случаях направлять ходатайства об отзыве лицензий на осуществление банковских операций.

Территориальным учреждениям Банка России предоставляется  право требовать от кредитных  организаций и филиалов кредитных  организаций, расположенных в данном регионе, предоставления в оперативном  порядке бухгалтерских балансов с периодичностью, установленной территориальным учреждением Банка России. О предъявлении к кредитной организации данных требований (с указанием причин) территориальные учреждения Банка России в течении трёх дней информируют Департамент пруденциального банковского надзора Банка России. Дополнительная отчётность, предоставляемая кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России, направляется в Департамент пруденциального банковского надзора только по специальному запросу.

Банк России, а также его территориальные  учреждения действуют в соответствии с российским законодательством и нормативными актами Банка России.

Совершенствование банковского надзора в России должно соответствовать мировым нормам и принципам. Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому регулированию9. Базельский комитет на протяжении многих лет работает в области путей укрепления финансовой стабильности как непосредственно, так и путём контактов с субъектами банковского регулирования во всём мире.

В частности, в  апреле 1997года Комитет подготовил два  документа:

  • перечень Базовых Принципов эффективного банковского надзора;
  • Сборник существующих рекомендаций, установок  и стандартов Базельского комитета.

Национальным  органам банковского надзора , которые ищут возможности для укрепления существующего надзорного режима, рекомендуется использовать для разработки специальной программы преодоления недостатков Базовые Принципы эффективного надзора за банковской деятельностью.

Базельский  документ - это двадцать пять основных принципов, обеспечивающих эффективность системы надзора. Принципы относятся к следующим областям:

  1. Условия, необходимые для эффективного банковского надзора;
  2. Лицензирование и структура;
  3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование;
  4. Методика текущего банковского регулирования
  5. Требования по предоставлению информации;
  6. Полномочия надзорных инстанций;
  7. Международные банковские операции.

Базельские  принципы призваны служить базовым  документом для органов банковского надзора и других государственных органов во всех странах и по всему миру. Банк России принял решение присоединиться к ним летом 1997 года. Многие из этих положений в том или ином виде получили отражение в нормативных актах Банка России и в российском законодательстве.

Деятельность  Банка России при осуществлении  надзора за деятельностью коммерческих банков регламентируется  Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности», Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)предприятий», Гражданским кодексом РФ.

Главной целью  надзора в соответствии со ст. 55 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков.  В развитие  указанных законов Банком России были разработаны следующие инструкции и положения:

  • Инструкция Банка России №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 1.10.1997, которая содержит обязательные экономические нормативы деятельности банков и порядок их расчёта. В связи с пересмотром порядка расчёта собственных средств (капитала) кредитных организаций с учётом  дополнительных рисков отечественной экономики и банковской системы, а также с введением новых Правил ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях в Инструкцию  №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» были внесены изменения.
  • Инструкция №49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 27.09.1996, устанавливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Действие Инструкции распространяется на все виды кредитных организаций.
  • Инструкция №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» от 31.03.1997. В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определённых Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышение эффективности надзора, Банк России устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.
  • Положение №509 «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997 г. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и определяет общий для всех порядок организации внутреннего контроля. Основная цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, минимизации рисков банковской деятельности. Система внутреннего контроля должна удовлетворять требованиям, установленным настоящим Положением. Банки осуществляют создание внутреннего контроля и формируют службы внутреннего контроля в соответствии с этим Положением.
  • Инструкция №41 «Об установлении лимитов  открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации» от 22.05.1996. В соответствии со ст. 61, 70, 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 4(2) и 9(2) Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 22 Инструкции Банка России от 29. 06. 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продаже предприятиями,  учреждениями и организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» Банк России настоящим вводит следующий порядок установления лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации.
  • Положение № 264 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации». Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица, производится Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», настоящим Положением и указаниями Банка России.
  • Методические рекомендации № 513 «О порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» от 13. 11. 1997 г. Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России  от 22. 11. 1996 г. № 363 «О планах санации кредитной организации» предусматривают, что в случае невыполнения кредитными организациями в установленный ЦБ РФ срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитными организациями операции создали реальную угрозу интересам кредиторов, Банк России  в праве потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению.
  • Инструкция № 65 «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» от 11. 09. 1997 г. Настоящая инструкция определяет особенности организации надзора за банками, имеющими филиалы. Необходимость выделения банков, имеющих филиалы, в самостоятельную надзорную категорию обусловлена тем, что эти банки наряду с общими рисками, присущими банковской деятельности, подвержены повышенным региональному и страновому рискам, а также дополнительному риску потери такими банками управляемости.
  • Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации № 61 от 18. 06. 1997 г. Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О бухгалтерском учете», иными законодательными актами Российский Федерации и нормативными актами Банка России и устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.
  • Правила  ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) № 66 от 18 09. 1997 г. Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О бухгалтерском учете», иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России и устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательны для исполнения всеми учреждениями Центрального банка Российской Федерации.       

 

2.АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

 

Коммерческие  банки относятся к наиболее строго контролируемой сфере предпринимательской  деятельности в любой, так называемой цивилизованной стране. Этот пристальный контроль и регулирование отражает квазиобщественную природу банков. Интересы банков переплетаются с интересами общества и надлежащее исполнение банками важнейших общественных функций (хранение вкладов, кредитование, ведение счетов) обязательно предполагают надзор за их деятельностью. Практически каждая фаза банковской деятельности должна попадать под надзор.

Многочисленные  аспекты банковского надзора  можно сгруппировать следующим  образом:

  1. Лицензирование банковской деятельности;
  2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков;
  3. Банковский капитал;
  4. Регулирование деятельности коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. ОГРАНИЧЕНИЕ  НА ПРАВО ЗАНИМАТЬСЯ БАНКОВСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

 

 

Лицензирование  банковской деятельности является начальной  стадией надзора. Во многом эта стадия ключевая , лицензию легче дать, чем отобрать. Сегодня в республике зарегистрировано 106 коммерческих банков. Из них 7 акционерных коммерческих банков, а остальные паевые, 7 имеют лицензию на работу с валютой10 .

В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности»  Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, ведёт книгу государственной регистрации. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор определяемый Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета. Кредитные организации получают право на осуществление банковских операций с момента получения лицензии. В ней указываются банковские операции, которые может проводить кредитная организация и валюта, в которой они могут осуществляться. Лицензия выдаётся без ограничения сроков действия. В законе также указаны документы, предоставляемые в Банк России для регистрации кредитной организации:

  1. Ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Учредители также представляют документы, подтверждающие право собственности одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, или обязательство арендодателя о представлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации кредитной организации. К ходатайству о регистрации также прилагаются расчётный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности отдельно на каждый год. Ходатайство подписывается председателем совета кредитной организации или другим лицом, уполномоченным собранием учредителей;
  2. Учредительный договор. Учредительный договор должен быть подписан всеми учредителями кредитной организации. При этом указываются их место нахождения (почтовый адрес) и банковские реквизиты;
  3. Устав кредитной организации. К уставу кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, прилагается список акционеров. Устав должен быть утверждён собранием учредителей и подписан председателем совета кредитной организации;
  4. Протокол общего собрания учредителей;
  5. Свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
  6. Нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей;
  7. Декларации о доходах учредителей;
  8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации;
  9. Список учредителей кредитной организации.

Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков