Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:25, дипломная работа
Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.
Введение.
Банковская система России и её современное состояние.
Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций.
Система банковского надзора: структура, нормативная база.
Аспекты банковского надзора.
2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов или слияние коммерческих банков.
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.
Другие формы контроля и регулирования деятельности.
3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.
Заключение.
Литература.
Приложения.
П Л А Н
Введение.
2.1. Лицензирование банковской деятельности.
2.2. Создание филиалов
или слияние коммерческих
2.3. Банковский капитал.
2.4. Регулирование деятельности коммерческих банков.
3.1. Инспектирование.
3.2. Аудит банка.
3.3. Внутренний контроль.
Заключение.
Литература.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ.
Банковская система России строится на двухуровневой основе: с Центральным банком на верхнем уровне и всеми видами кредитных учреждений (объединёнными в законах под названием «коммерческие банки») на втором уровне.
Центральный банк освобождается от операций с клиентурой, он осуществляет операции с коммерческими банками и другими юридическими лицами. Таким образом регулирование денежного обращения и кредита выводится за пределы прямых полномочий правительств республик и передаётся в компетенцию Центрального банка РФ. Этот шаг должен рассматриваться как абсолютно необходимый для оздоровления денежно-кредитной системы РФ, её отхода от административно-командных форм финансирования экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования.
С образованием в РФ двухуровневой банковской системы, в которой наряду с Центральным банком действуют многочисленные самостоятельные коммерческие банки, существенно повысилось регулирование их деятельности.
Коммерческие банки, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, организационной структуры, являются самостоятельными организациями, получающими прибыль от посредничества в движении денежных средств в народном хозяйстве. Их отношения с заёмщиками носят партнерский характер. Коммерческие банки не подчиняются в административном порядке Центральному банку и выполняют все указания только в пределах норм, определённых Законами О банках РФ.
Оперативная деятельность коммерческих банков освобождена от диктата исполнительных и распорядительных органов власти. Любому учредителю коммерческих банков предоставлены по размеру вкладов в уставной капитал права, а следовательно, и равные права в управлении.
Развитие банковской системы на данном этапе происходит в условиях кризиса экономики республики, что соответственно отражается на деятельности коммерческих банков, где накопились серьёзные проблемы, решение которых позволит сократить её и обеспечить дальнейшее развитие.
Введение федеральных законов о деятельности банков и принятие в соответствии с ними нормативных актов Центрального банка устанавливает новую ступень развития банковской системы, приближая её к международным стандартам.
Однако, тяжёлое финансовое положение значительного числа банков свидетельствует о серьёзных проблемах в банковской системе и требует вмешательства государства. Оно вызвано ростом неплатежеспособности, рисковой кредитной политикой проводимой банком, необоснованными расходами по сравнению с полученными доходами, ростом кредиторской задолженности и др.
Наличие таких нарушений вынуждает Банк России к применению жестких санкций в соответствии со статьёй 75 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» , а именно: закрытие их, ограничение круга отдельных банковских операций и т.д.
На данный период одной из актуальных задач, стоящих перед Центральным банком и его подразделениями является выявление проблемных банков и поиск наиболее эффективных методов их оздоровления, т.е. путём систематического контроля за деятельностью кредитных организаций способствовать стабилизации банковской системы.
Совершенствуется система надзора за деятельностью банков по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования, которая позволит определить проблемные банки на ранней стадии, а не тогда, когда финансовые трудности приобретут необратимый характер и единственной мерой останется лишь отзыв у банка. Для этого в первую очередь необходимо навести порядок в отчётной и исполнительской дисциплине коммерческих банков.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского надзора - поддержание стабильности кредитной системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банком России с участием специалистов Мирового рынка разработана и введена финансовая отчётность, приближенная к мировым стандартам. Она идёт параллельно с той отчётностью, которую банки предоставляют по существующим правилам. Анализ отчётности даёт более полное представление об их деятельности.
В соответствии со статьей 25 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов депонируемых в Банке России. Кроме того, в целях поддержания стабильности и устойчивого функционирования банковской системы России, коммерческие банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам.
Необходимость
банковского надзора определяет
Все эти причины порождают создание особых органов контроля в виде самостоятельных структур, осуществляющих надзор путём предварительного регулирования банковской деятельности и последующего контроля за правильностью ведения бухгалтерского учёта и глубокого анализа баланса, включая отчёты о прибылях и убытках. Эти функции выполняются государственными органами надзора и инспектирования, а также специализированными аудиторскими службами.
1.БАНКОВСКАЯ
СИСТЕМА РОССИИ И ЕЕ
Современная банковская система - неотъемлемая часть российской экономики. Коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций, и Центральный банк России, как главный банк страны образует банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых, региональных и иных программ создаются специальные банки (банки развития) в порядке и на условиях, предписанных законодательными актами России. В настоящее время в России образовалась двухуровневая банковская система:
Центральный банк РФ |
Коммерческие банки |
Иные кредитные учреждения |
Особое положение занимает Сберегательный банк РФ, он создан на акционерной основе и контрольным пакетом акций банка владеет Центральный банк России.
Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - неотъемлемое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Одной из важнейших предпосылок проведения эффективной денежно - кредитной политики Банка России является обеспечение надёжности кредитных организаций в целях недопущения системного банковского кризиса.
Основной характеристикой изменения структуры банковской системы стало сокращение количества кредитных организаций, испытывающих трудности и недостатки в деле управления рисками, а также ужесточения критериев регистрации и лицензирования банковской деятельности количество действующих кредитных организаций уменьшилось с 2029 на 1.01.1997 до 1764 на 1.10.19971 - по России, а в Дагестане по данным Национального банка РД по состоянию на 01.01.98 года зарегистрировано 106 коммерческих банков, в то же время на отчётную дату банковская система региона представлена 63 коммерческими банками, имеющими лицензию Центрального банка России на проведение банковских операций, а остальные 43 банка лишены этого права по причине отзыва у них лицензии. Если рассматривать это по годам, то картина выглядит следующим образом: в 1994 - 7, в 1995 - 12, в 1996 - 9, в 1997 - 152 (см. диаграмму 1).
Уже в начале этого года направлены материалы на отзыв лицензий у 3 коммерческих банков. Дополнительными факторами, способствующими уменьшению количества банков, являются наметившийся процесс консолидации банковской системы в форме слияния банков, преобразования малых банков в филиалы крупных, а также низкая конкурентоспособность группы банков, работающих на рынках, малоперспективных с позиции их ёмкости и доходности.
Другой важнейшей
Процесс концентрации активов сопровождается весьма острой конкурентной борьбой в условиях дефицита сфер высоко прибыльного приложения капитала и реальных инвестиционных возможностей. Основным следствием конкуренции в банковском секторе становится усиление позиций крупных банков на фоне сокращения общего количества самостоятельных кредитных организаций.
В территориальном разрезе идут два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга процесса: во-первых, сокращение числа банков в регионах и, укрепление в регионах позиций крупных банков федерального значения. Так, процентное отношение филиалов банков из других регионов к количеству местных банков и их филиалов находится на уровне менее 40% только в Московском регионе. Филиальная сеть Дагестана представлена 20 филиалами кредитных организаций, расположенных за пределами республики.
В число 40 крупнейших кредитных организаций России не входил по состоянию на 1.01.1997 ни один банк 7 экономических районов, на 1.01.1997- 8 районов, на 1.10.1997 - 9 районов. Средние и мелкие банки доминируют в Северном, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах, где самый крупный банк не входит в состав 70 крупнейших по России, а в Центрально-Чернозёмном районе самый крупный по объёму активов банк не входит в число 100 крупнейших по России5.
Финансовое
состояние кредитных
В сравнении с 01.01.1997 годом ситуация в банковской системе региона медленно, но постепенно выравнивается и вызвано это сокращением числа проблемных банков. Так, если по данным на 01.01.1997 год к проблемным банкам было отнесено 78% от числа действующих банков, то на 01.01.1998 года это отношение составляет 51%. Совокупный зарегистрированный уставной капитал коммерческих банков Дагестана на 01.01.1997 года по сравнению с 01.01.1996 года увеличился на 29,9 млрд. руб., в истекшем году он увеличился на 34 млрд. руб. Если в 1995 году уставной капитал свыше 1 млрд. руб. имели 17 банков, в 1996 году - 15, прошлом году уставной капитал свыше 1 млрд. руб. имели 17 коммерческих банков, то в текущем году - 22 (см. диаграмму 3), в том числе 14 - свыше 2 млрд. руб.8.
Это связано с мерами принятыми коммерческими банками по наращиванию капитала и отзывом лицензий у ряда банков, утративших собственный капитал. Центральным банком РФ поставлена задача довести собственный капитал банков до 1 млн. экю к 1 января 1999 года. Это можно будет сделать за счёт привлечения новых участников, слияния и присоединения коммерческих банков, в иных случаях будет ставиться вопрос об отзыве лицензий.
1.1.Необходимость регулирования деятельности
Информация о работе Регилирование деятельности коммерческих банков