Разработка мероприятий по увеличению экономической эффективности на примере ОАО «Омскстройматериалы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:16, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы является предприятие ОАО «Омскстройматериалы». Основная деятельность данного предприятия-производство керамического кирпича и теплоэнергии. В современных условиях рынка большинство предприятий данной отрасли испытывают трудности, обусловленные влиянием инфляции, ростом цен на сырьё и материалы, повышение конкурентоспособности.

Содержание

Введение 6
1.Значение повышения экономической эффективности предприятий промышленности строительных материалов в России 8
1.1.Понятие эффективности производства и пути ее повышения 8
1.2. Перспективы развития промышленных материалов: в частности керамического кирпича 19
1.3.Проблемы развития строительной отрасли в России 23
2. Анализ экономического состояния ОАО «Омскстройматериалы» 29
2.1.Общая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ технико-экономических показателей 32
2.3.Финансовый анализ 45
3.Разработка мероприятий по повышению эффективной деятельности ОАО «Омскстройматериалы» 70
3.1.Мероприятие по проведению рекламной компании. 70
3.2.Мероприятие по расширению рынка сбыта. 72
3.3.Мероприятие по сдаче складского помещения. 74
3.4.Мероприятие по расширению ассортимента выпускаемой продукции. 75
3.5.Мероприятие по увеличению реализации продукции. 77
4.Пересчет технико-экономических показателей ОАО Омскстройматериа- лы» 82
Заключение 86
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

 

            Крупные и средние организации  занимают господствующее положение  в строительной индустрии и  по прежнему выполняют основной  объем работ по договорам строительного подряда. На первое января 2002г. их насчитывалось тринадцать тысяч организаций (11,1% от общего числа действующих строительных организаций ), 2001г. ими выполнено 56% общего объема подрядных работ . Работы по договорам строительного подряда осуществляют также многопрофильные промышленные, транспортные и другие организации. На долю этих организаций в2001г. приходилось 9,4% общего выполненного объема работ (в 2000г. – 10%).

               Крупными и средними организациями  отрасли «строительства» в 2001г. произведено товаров, работ , услуг на 482,9 млрд. рублей, что составило 5,8% общего выпуска по всем отраслям экономики (в 2000г – 5,7%).

С ростом объемов подрядных работ  постепенно начинает уменьшаться удельный вес работ не строительного характера в общем объеме работ, услуг. Так, в 2001г. доля  этих работ по крупным и средним организациям составила в целом 9,9% против 11,0% в 2000г., в том числе по общестроительным и специализированным организациям – соответственно 10,8% и 11,9%, ремонтно – строительным организациям – 4,8% и 5,2%. 

           В  2002г. основными факторами, сдерживающими  деятельность строительных организаций,  по – прежнему остаются высокий  уровень налогов (на этот фактор указывают 66% руководителей), неплатежеспособность заказчиков (62%), высокая стоимость материалов , конструкций, изделий (47%) .

На рис.1.5. приведен пример факторов ограничивающих производственную деятельность строительных организаций (на конец года; в % к общему количеству организаций).   .

Рис.1.5. Факторы ограничивающие  производственную деятельность строительных организаций за 2000-2002гг

 

           Наблюдается  замедление роста  сальдированого  финансового результата строительных  организаций. Так, если за  1999г. его объем возрос в 3,7 раза от уровня 1998г., то в 2000г. по сравнению с 1999г. – в 1,7 раза. В 1 полугодии 2002г.сальдированный финансовый результат строительных организаций составил 68,2% к соответствующему периоду предыдущего года .

           Доля убыточных организаций в общем числе строительных организаций в 1 полугодии 2002г.по сравнению с 1 полугодием 2001г. возросла на 5,4 процентного пункта, а сумма убытка возросла в 2,0 раза. 

        Кредиторская  задолженность  строительных  материалов на конец июня 2002г составила 407,6 млрд. рублей, в том числе просроченная – 124,4 млрд.рублей, или 30,5% от общего объема кредиторской задолженности (в декабре 2000г. – 40,6%, в декабре 2001г. – 32,9%).

       Дебиторская задолженность  строительных организаций на конец июня 2002г. составила 262,2 млрд. рублей, в том числе просроченная – соответственно 78,6 млрд. рублей, илди 30% от общего объема дебиторской задолженности (в декабре 2000г. – 39%, в декабре 2001г. – 33,5%).

        В 2000г. среднем  за месяц просроченная дебиторская задолженность росла на 0,4%, просроченная кредиторская задолженность  - на 1%, в 2001г. – соответственно на 0,1% и дебиторская задолженность росла на 0,4% , просроченная кредиторская задолженность снижалась на 0,05%.

        Структура просроченной дебиторской задолженности с декабря 2001 по июнь 2002г. претерпела изменение: снизилась доля задолженности по платежам в бюджет с 26% до 24,8%, поставщикам – с 40,9% до 40,1% и во вне- бюджетные фонды – 20,4% до 15,9%

 

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ОАО «ОМСКСТРОЙМАТЕРИАЛЫ»

 

2.1. Общая характеристика предприятия

 

         ОАО «Омскстройматериалы» образовано в 1993 году по обязательной программе приватизации отрасли на базе действующего кирпичного завода №1 и государственного арендно - кооперативного объединения «Омскстройматериалы» с последующей перерегистрацией 24.06.1996года №1956. данное предприятие является открытым акционерным обществом с правом юридического лица действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

        Учредителем  акционерного общества является  трудовой коллектив, состоящий  в списках арендного предприятия  на 1.01.1993год. уставной капитал  ОАО «Омскстройматериалы» на 1.01.2003год  составляет 21764 рубля. На данный момент количество акционеров составляет 347 человек.

        Для государственной  регистрации ОАО каждый из  участников коллектива обязан  внести не менее 50% своей доли  в уставной капитал. Участник  обязан полностью внести свою  долю не позднее года после регистрации общества.

         Вкладом участника общества в объединенный капитал могут быть денежные средства, а также любые материальные ценности, ценные бумаги, права пользования природными ресурсами и иные имущественные права, в том числе право на интеллектуальную собственность.

          Стоимость вносимого каждым учредителем имущества  определяется в денежной форме совместным решением участников общества. Объединенное имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставной капитал (фонд) общества.

         Как юридическое лицо общество является собственником: имущества, переданного ему учредителями; продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов и другого имущества, приобретенного им в процессе своей деятельности.

        Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в определении формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установле- ния цен, оплаты труда и распределения прибыли.

        Основным видом деятельности ОАО «Омскстройматериалы» является выпуск строительного кирпича по ГОСТ 530- 95 и производство тепловой энергии. Выпуск строительного кирпича является основным видом деятельности и составляет 86% всего товарооборота, а тепло энергия занимает всего 14%.   

   Стабильным и перспективным покупателем кирпича стали индивидуальные  застройщики и частные предприятия. Покупатели товара делятся на два основных сегмента: юридические лица — предприятия и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население, закупающее кирпич для собственного строительства. Частные лица, как правило, приобретают кирпич самостоятельно или опосредованною - через подрядчиков. Цены на кирпич по обоим сегментам не отличаются, различны величины закупаемых партий — для частного строительства они меньше.

     Он может применяться для рядовой кладки стен жилых и общественных зданий.

        Продукция, выпускаемая ОАО «Омскстройматериалы» потребляется на местном рынке и высокая себестоимость не позволяет быть конкурентоспособной в других регионах.

    Кроме того, АО в своем составе имеет непроизводительную сферу: общежитие семейного типа, магазин для обслуживания трудового коллектива в счет обмена продукции на потребительские товары и мини-пекарню для выпечки хлеба в счет оплаты труда, так как реализация продукции не обеспечивает денежную оплату, выплата живыми деньгами производится в размере 85%.

    Акционерное общество  создавалось в целях:

  • участие в формировании товарного рынка;
  • удовлетворения общественных потребностей в его продукции и услугах.
  • получении прибыли.

Организационная структура предприятия

      Аппарат управления  предприятия представляет собой  систему взаимосвязанных органов  и работников управления. На предприятии  существуют постоянно-действующие  отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.

       В верхней иерархии  управленческой структуры имеются  должности:  директор, гл.инженер,  начальник ОТК, зам. директора по экономическим вопросам, зам. директора по снабжению и сбыту, гл. бухгалтер, зам. директора по хозяйственной части, начальник цеха основного производства.

       В состав отделов управления входят:  финансовый отдел,  бухгалтерия, отдел МТС, отдел сбыта, отдел кадров.

      Также имеются  отделы:  гл. механика и энергетика, технологическая лаборатория,  отдел  технического контроля, отдел   охраны труда и техники безопасности, отдел охраны окружающей среды,  хозяйственный отдел, отдел организации труда и заработной платы, отдел производства и управления.

       В технологической  лаборатории проводится анализ  основных и вспомогательных материалов, поступивших и изготовленных  на предприятии на  соответствие  их технических показателей нормам ГОСТов и ТУ.

         Организационная  структура предприятия построена  с учетом товарного принципа. Директор предприятия имеет трех  заместителей по коммерческой  работе, по управлению персоналом  и заместителя по экспорту  и оказанию  услуг.

        Организационная структура предприятия представлена в приложении1.

        Отдел бухгалтерии  состоит из четырех специалистов - главного бухгалтера, экономиста  и двух рядовых бухгалтеров,  занимающихся вопросами оперативного  учета и контроля.

    Стратегию фирмы определяет отдел маркетинга и анализа предприятия, который занимается изучением проблем по экспорту и разрабатывает рекомендации для руководства компании по совершенствованию экспортной стратегии на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управлении товародвижением, а также формирования ценовой политики.                                        

         Большую  роль в эффективности экспортной  деятельности и грают и такие  функциональные отделы как юридический,  финансовый, бухгалтерия, технический.

      Качество менеджмента основных специалистов фирмы находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающем выполнение поставленных стратегических задач. В целом организационная структура достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований  рынка.  

 

2.2. Анализ основных  технико-экономических показателей                                                                                   деятельности предприятия

 

В условиях рыночной экономики основа экономического развития  предприятия - прибыль, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий  финансовый результат деятельности предприятия - валовая (балансовая) прибыль или убыток.

Валовая прибыль формируется как  финансовый результат от реализации продукции (услуг), имущества организации (основных средств, материальных активов, материальных оборотных средств и других активов), а также доходов от внереализационных операций и представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции, имущества и себестоимостью выполненных работ (услуг) и товарно-материальных ценностей, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:

 

Пв=Пр+Пч+П+ВД,     (2.1) 

где  Пв - валовая прибыль, тыс. руб.;

Пр - прибыль от сдачи  заказчикам выполненных работ и услуг, тыс. руб.;

Пч - прибыль от реализации имущества, тыс. руб.;

П - прибыль от реализации продукции подсобных и вспомогательных  производств, тыс. руб.;

ВД - внереализационные  доходы и убытки, тыс. руб.

В процессе расчета валовой  прибыли учитываются также доходы и расходы предприятия от внереализационных операций.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия после  налогообложения, называется чистой прибылью. Эта прибыль направляется на капитальные  вложения и прирост основного  и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

Каждое предприятие  в результате  своей производственно-хозяйственной  деятельности за свою работу получает денежный эквивалент, который называется выручкой. Выручка, как финансовый показатель, характеризует завершение производственного цикла, возврат авансированного на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте средств.

Выручка  предприятия  включает в себя денежные средства от:

 -реализации  работ (средства, получаемые от заказчика за выполненные объемы работ);

- реализация услуг  другим предприятиям;

- реализация услуг  населению;

- продажа на сторону  основных фондов, нематериальных активов и другого имущества;

- доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям.

К доходам и расходам от внереализационных операций относятся: денежные суммы полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций; процентов, полученных на сумму средств, числящихся на счетах организации; курсовых разниц по валютным счетам и операциям с иностранной валютой; доходов (дивидендов, процентов) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, а также доходов от долевого участия в деятельности других организаций; прочие доходы, расходы и потери.

Информация о работе Разработка мероприятий по увеличению экономической эффективности на примере ОАО «Омскстройматериалы»