Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:38, дипломная работа
Главная цель данной работы заключается в анализе конкурентных свойств конкретной организации, выявлении основных проблем деятельности, разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность товара, услуги
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Источники информации, основные методы и способы анализа финансового состояния предприятия
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
SWOT – анализ предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРИС»
Краткая характеристика ООО «Парис»
Оценка финансового состояния ООО «Парис» на основе ликвидности баланса
Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия ООО «Парис»
SWOT – анализ ООО «Парис»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПОПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРИС»
Обоснование необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия
Методы повышения конкурентоспособности предприятия
Организационные мероприятия. Совершенствование должностных инструкций
Развитие маркетинговой деятельности и рекламы
Экономический эффект от предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
Конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих факторов - это преимущество низшего порядка (экстенсивного типа), имеющее непродолжительный и неустойчивый характер.
3. деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные.
Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.
Нужно отметить следующую важную особенность: выше указано, насколько велика роль существования специализированных и развитых факторов. Как правило, их развивают сами фирмы и предприятия, как наиболее знающие, что им нужно именно сейчас для обеспечения конкурентного преимущества.
Конечно, создавать и совершенствовать сразу все типы факторов невозможно. То, какие факторы создаются, совершенствуются и эффективно используются, зависит от характера спроса на рынке, наличия и возможностей родственных и смежных предприятий, характера конкуренции и целей самого предприятия.
Безусловно, каждая из представленных выше классификаций имеет право на существование. Ее использование будет зависеть от цели проводимого исследования и от того принципа, который положен в ее основу.
Факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.
Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Поддержка высокой конкурентоспособности означает, что все ресурсы предприятия используются настолько продуктивно, что оно оказывается более прибыльным, чем его главные конкуренты. Это одновременно предусматривает, что предприятие занимает стабильное место на рынке товаров и услуг, и его продукция пользуется постоянным спросом. Однако в жизни это состояние не является неизменным. Поэтому руководство предприятия должно уметь отслеживать изменения, которые происходят в условиях хозяйствования, и проводить соответствующие превращения в политике ведения производства и реализации товаров. Такими преобразованиями могут быть: изменение товарной политики, внедрение новых технологий, диверсификация производства, изменение организационно-правового статуса предприятия, модернизация форм сбыта продукции, выход на новые рынки, создание общих производств и т.д.
Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля и привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Финансовая устойчивость – это характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.
Финансовое положения предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50 % финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным.
Финансовый анализ использует информационную базу бухгалтерского учета и отчетности и в зависимости от потребности пользователей предоставляет широкий спектр аналитических данных, необходимых для определения различных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Финансовый анализ строится на получении определенных коэффициентов и соотношений, характеризующих различные стороны финансового состояния предприятия. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть хорошим, плохим и напряженным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе говорят о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как платежеспособность, ликвидность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, эффект финансового рычага и другие, а также методику их расчета.
Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния и его платежеспособности.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, тат как абсолютные показатели в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.
Относительные показатели предприятия можно сравнить с общепринятыми нормами для обнаружения степени риска и прогнозирования возможности банкротства; с аналогичными данными других предприятий, что позволяет обнаружить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для обнаружения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.
Соотношения, вытекающие из финансовой отчетности предприятия, дают возможность аналитику оценить различные стороны его финансово-хозяйственной деятельности. Совокупность количественных и качественных характеристик финансового состояния предприятия и тенденций его развития, в том числе за ряд лет и в сравнении с характеристиками других предприятий, определяют содержание результатов аналитической работы, оформляемых в виде аналитического заключения.
Экономическая ситуация характеризуется совокупностью текущих показателей, скоростью их изменения, отношением к показателям критической ситуации. В процессе анализа применяют различные способы обработки экономической информации, получения сводных показателей и определения взаимосвязей между этими показателями. Основные из них: сравнение, группировки, средние величины, процентные изменения, коэффициенты, индексы, элиминирование (исключение). При этом сопоставляются одинаковые показатели одного предприятия, полученные в различное время, или сопоставление производится с аналогичными показателями других предприятий подобного типа. Поэтому наиболее общим требованием, предъявляемым к анализируемым показателям, является сравнимость данных.
Сравнение - важнейший способ анализа деятельности предприятия. При сравнении оценку происходящему дают через сходные понятия и явления. Сравнение позволяет соизмерять процессы и делать соответствующие выводы. Необходимым условием применения способа сравнения при анализе является соблюдение сопоставимости показателей. Используемые при сравнении показатели должны быть однородны по экономическому содержанию. Сравнение применяют в следующих случаях:
сравнение фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить направление, динамику и темпы развития, определить происшедшие изменения и их устойчивость;
сравнение фактических данных предприятия с данными других предприятий, со среднеотраслевыми показателями с целью определить место собственного предприятия, наметить пути его дальнейшего развития.
Группировки используются в анализе для расчленения изучаемой совокупности явлений на однородные составные части (группы или подгруппы) по тому или иному признаку.
C группировками тесно связано исчисление средних величин. Средние величины применяют для общей характеристики совокупности явлений по определенному признаку. Чаще всего в анализе применяют средневзвешенные величины, дающие наиболее точные результаты.
Процентные изменения показывают динамику изменения тех или иных показателей во времени или процентное отношение одних показателей к другим.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.
Вертикальный анализ позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам.
Анализом ФСП занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для определения условий кредитования, поставщики для своевременного получения платежей и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Финансовый анализ позволяет получить объективную информацию о финансовом состоянии предприятия, прибыльности и эффективности ее работы.
Финансовое состояние предприятия оценивается показателя ми, характеризующими наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Эти показатели отражают результаты эко номической деятельности предприятия, определяют его конку рентоспособность, деловой потенциал, позволяют просчитать степень гарантий экономических интересов предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Финансовое состояние формируется в процессе хозяйствен ной деятельности предприятия и во многом определяется взаи моотношениями с поставщиками, покупателями, налоговыми и финансовыми органами, банками, акционерами и другими воз можными партнерами. По результатам анализа каждый из парт неров может оценить выгодность экономического сотрудниче ства, так как набор показателей анализа финансового состояния позволяет получить достаточно полную характеристику возмож ностей предприятия обеспечивать бесперебойную хозяйственную деятельность, его инвестиционной привлекательности, платеже способности, финансовой устойчивости и независимости, опре делить перспективы развития.
В изучении финансового состояния предприятия заинтересованы и внешние, и внутренние пользователи. К внут ренним пользователям относятся собственники и администрация предприятия, к внешним - кредиторы, инвесторы, коммерческие партнеры.
Анализ финансового состояния, проводимый в интересах внутренних пользователей, направлен на выявление наиболее слабых позиций в финансовой деятельности предприятия в це лях их укрепления и определения возможностей, условий работы предприятия, создания информационной базы для принятия управленческих решений, обеспечивающих эффективную работу предприятия.
Анализ финансового состояния в интересах внешних пользо вателей проводится для оценки степени гарантий их экономичес ких интересов - способности предприятия своевременно погасить свои обязательства, обеспечивать эффективное использование средств для инвесторов и т.п. Этот анализ позволяет оценить выгодность и надежность сотрудничества с конкретной организацией.
Результаты и качество анализа финансового состояния предприятия во многом определяется доступностью и качеством ин формационной базы.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.