Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:38, дипломная работа
Главная цель данной работы заключается в анализе конкурентных свойств конкретной организации, выявлении основных проблем деятельности, разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность товара, услуги
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Источники информации, основные методы и способы анализа финансового состояния предприятия
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
SWOT – анализ предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРИС»
Краткая характеристика ООО «Парис»
Оценка финансового состояния ООО «Парис» на основе ликвидности баланса
Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия ООО «Парис»
SWOT – анализ ООО «Парис»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПОПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРИС»
Обоснование необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия
Методы повышения конкурентоспособности предприятия
Организационные мероприятия. Совершенствование должностных инструкций
Развитие маркетинговой деятельности и рекламы
Экономический эффект от предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности коммерческого предприятия сферы общественного питания ООО “Парис”».
Студентки___________курса
Группы №____________
___________________
Подпись___________________
«____»_______________20__ г.
Зав. кафедрой ____________
Подпись___________________
«____»_______________20__ г.
Санкт-Петербург
2009 год
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность товара, услуги
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Источники информации, основные методы и способы анализа финансового состояния предприятия
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
SWOT – анализ предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРИС»
Краткая характеристика ООО «Парис»
Оценка финансового состояния ООО «Парис» на основе ликвидности баланса
Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия ООО «Парис»
SWOT – анализ ООО «Парис»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПОПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРИС»
Обоснование необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия
Методы повышения конкурентоспособности предприятия
Организационные мероприятия. Совершенствование должностных инструкций
Развитие маркетинговой деятельности и рекламы
Экономический эффект от предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Бухгалтерский баланс ООО «Парис»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической жизни любой страны. В советское время конкуренция была подавлена планом и не могла быть заменена социалистическим соревнованием, экономика была лишена важнейшей движущей силы развития. Этим объясняются многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, низкого качества выпускаемой продукции.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно, для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость – это сложные и взаимосвязанные категории.
С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне финансовой устойчивости.
С другой стороны, неустойчивое финансовое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.
Успешное финансовое управление направлено на:
выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
рост объёмов производства и реализации;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;
обеспечение рентабельной работы фирмы.
Главная цель данной работы заключается в анализе конкурентных свойств конкретной организации, выявлении основных проблем деятельности, разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Объектом исследования выбрано предприятия ООО «Парис» (ресторан «Акари»).
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара и предприятия;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Системный анализ хозяйственной деятельности фирмы с позиций конкуренции.
Определение причин возможного снижения конкурентоспособности предприятия.
Определение стратегии деятельности, эффективных методов в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продавцов/ произвадителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Сущность конкурентоспособности предприятия
Конкуренция – термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает «сталкивание». Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением.
В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ — одна из самых значимых.
В силу многоаспектности применения понятия конкуренции в различных отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
Так, в учебнике по маркетингу под редакцией Романова А.Н. предлагается следующее определение конкурентоспособности: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех конкурентоспособность как обладание производителем, предприятием, доходы» [11, с. 571].
Автор Большого экономического словаря Азрилиян А.Н. определяет конкурентоспособность как «…свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с конкурирующими субъектами рыночных отношений»[1, с. 754].
Фатхутдинов Р.А. определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [9, с. 35].
Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Конкурентоспособность предприятия на прямую зависит от конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.
Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.
Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с поставщиками – через куплю – продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами – через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами – через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.
Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:
Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.
Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество.
Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.
Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.
Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.
Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.
Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.
Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование».
1.2. Конкурентоспособность товара, услуги
Одним из составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции.
Также конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.
Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.
Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции.