Разгосударствление и приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
изучить причины медленной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….9
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации 12
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………16
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
Приватизация в развитых капиталистических странах …………………20
Приватизация в постсоциалистических странах …………………………26
Опыт приватизации в Российской Федерации……………………………31
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………………..34
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…38
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………40
Применяемость мирового опыта приватизации к экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..………...51

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

Для динамичного развития процесса необходимо, в первую очередь, актуализировать роль государства  при принятии решений об акционировании крупных промышленных предприятий  и устранить от принятия окончательного решения трудовые коллективы, не ущемляя при этом других их прав (льготы на покупку акций, участие в принятии решений по созданию юридического лица и выкупу этим лицом имущественного комплекса своего предприятия и др.). Это позволит придать процессу приватизации определенную динамику и не только задействовать частные сбережения граждан, но и привлечь стратегических инвесторов для создания новых предприятий, обслуживающих интересы крупных народнохозяйственных комплексов. В то же время для полноценного включения фондового рынка и притока денежных средств в реальный сектор важно ускорить завершение чековой приватизации, сконцентрировав усилия на поэтапной отмене запрета на отчуждение акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество".

Для отечественной практики характерно сохранение государственного контроля над реформированными предприятиями (по данным на 01.01 2005 г., в Беларуси функционировало 618 хозяйственных обществ с республиканской долей собственности (из них 11 - ЗАО и 4 - ООО); в уставных фондах 303 АО доля государства составляет свыше 75%, в 66 АО - от 50 до 75%, в 116 - от 25 до 50%, в 30 - от 10 до 25% ).

Анализ динамики экономического развития акционерных обществ, созданных на базе государственных предприятий Республики Беларусь, убеждает в необходимости принятия скорейших мер по повышению их эффективности.

В этом ключе экономически оправданным был бы процесс расширения полномочий института особого права ("золотой акции"), если бы имел своей целью решение задачи привлечения дополнительных финансовых ресурсов под единым стратегическим управлением при одновременном осуществлении имущественных взаимодействий различных субъектов хозяйствования в направлении их интеграции и с целью формирования высокотехнологических производств. Более того, у государства имеются достаточно эффективные и прозрачные институты управления и контроля в виде наблюдательных советов, правлений, представителей государства. Опыт западноевропейских стран, США, Японии и Южной Кореи убеждает: национальный капитал получает шанс выступить конкурентной в мирохозяйственном плане силой, если структурируется в финансово-промышленные группы, поддерживаемые государством.

Полагаем, что государство  может и должно выступить инициатором  создания корпоративных структур (так, инициатором создания крупнейших российских корпораций РАО "ЕЭС России" и  РАО "Газпром" на базе производственных объединений нефтяного комплекса также выступало государство, ставившее своей целью сохранение управляемости стратегическими отраслями экономики страны в общегосударственных интересах).

Обязательная передача в доверительное управление акций, принадлежащих государственным  служащим, в настоящее время открывает перед государством возможность концентрировать голоса множества миноритарных акционеров в один весомый голос, руководить деятельностью ОАО, влиять на принятие стратегических решений и дивидендную политику. Это позволяет рассматривать государство не только как приоритетного собственника, но и как единственного держателя контрольных пакетов акций (что характерно для холдингов). В условиях рыночной экономики холдинги проявили себя в качестве эффективной формы управления интегрированными структурами. Их достоинством является способность консолидировать и мобилизовать финансовые ресурсы, оперативно маневрировать капиталом, производственными мощностями, управленческим и производственным персоналом.

Государственные холдинговые  компании получили распространение в Западной Европе после второй мировой войны, причем не только в странах, характеризующихся значительной долей государственного сектора в экономике (Италия, Австрия), но и в таких странах, как Швеция и Великобритания, в экономике которых удельный вес государственных предприятий намного меньше. В большинстве случаев при формировании государственных холдинговых компаний преследовалась цель оздоровления предприятий. Наиболее яркими примерами этого в Европе служат Италия (государственная холдинговая компания IBI) и Швеция (холдинг Statsforetag AB). В других случаях главной задачей выступало управление государственными предприятиями и компаниями смешанной формы собственности (австрийский холдинг OIAG, британский National Enterprise Board). Подобные холдинги создавались, как правило, после проведения масштабной национализации частных компаний.

Что касается оценки результатов  деятельности холдинговых компаний за рубежом и их эффективности  как механизма управления госсектором, то по этому вопросу среди экономистов нет единого мнения. Большинство зарубежных специалистов склоняются к тому, что недостатки холдинговых компаний перевешивают их потенциальные преимущества. Различные виды участия в капиталах других компаний (или подчинения в различных формах) позволяют минимизировать риски от разработок, внедрения новой техники, технологии (по оценкам специалистов, в корпоративных структурах они составляют не более 2% от общей суммы капитала входящих компаний). Исследованиями также установлено, что между концентрацией собственности и эффективностью хозяйствования не существует линейной связи. Но, как показывает мировой опыт, источник стратегических выгод для участников крупных интегрированных структур - это конкурентные преимущества, особенно в сфере технологического развития, обеспеченные интеграцией ресурсов. Присоединение к стабильному акционерному обществу значительно повысит доходность и ликвидность предприятия благодаря операционной экономии и экономии за счет масштаба. Операционная экономия достигается через устранение дублирующих и параллельных функций (объединение функций маркетинга, учета, снабжения). Экономия за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы при той же системе материально-технического обеспечения и численности работников, что не исключает снижения средних издержек благодаря увеличению объемов производства.

Концентрация промышленного  производства представляет собой объективный  процесс сосредоточения капитала, который  в рамках акционирования предполагает формирование гибких производственных структур с усилением специализации входящих в него подразделений. Согласно анализу, проведенному международной группой КПМГ (ведущая международная консультационная компания Великобритании), в ближайшие годы эта тенденция будет усиливаться на фоне возрастающего стремления компаний занять доминирующие позиции на мировом рынке.

Таким образом, интеграционное направление реструктуризации отношений  собственности предопределяет перспективы  освоения информационных, наукоемких технологий и позволяет ожидать не только высоких экономических результатов за счет осуществления контроля и организации, но и формирования мобильного капитала посредством многоотраслевой диверсификации. Необходимость перехода к корпоративной экономике определяется перспективами ускорения экономического роста, выражающимися в стремительном развитии научно-технического потенциала, создании новых производств, основанных на высоких технологиях (микроэлектроники, робототехники, фармацевтики и др.), возможности производства конкурентоспособной продукции, росте доходов бюджета и благосостояния общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение работы можно  сказать, что приватизация - это переход  государственной собственности  в частные руки (физическими и  юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований.

В развитых странах, с  одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она - следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Существует несколько способов приватизации:

  • первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией). Недостатками этого способа являлись:

- различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов;

- бесплатное получение имущества, которое не превращает работника в хозяина;

  • второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы). Недостатками этого способа является нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».

Способы приватизации - это  выкуп арендованного имущества  арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами приватизации (покупателями государственной собственности) могут быть: граждане Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.

Всю работу по приватизации государственной собственности  возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Государственная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике Беларусь.
  2. Давыденко, В.Н. Приватизация предприятий в Республике Беларусь/ В.Н.Давыденко // Проблемы теории и практики управления. – Мн.: 1996. - № 3. – С.54.
  3. Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2010 годы. http://gki.gov.by [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gki.gov.by. Дата доступа: 09.04.2012.
  4. Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».
  5. Закон Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь». – НЭГ, 1993. - № 45 (46).

 

  1. Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства / Т.В. Карпей //  Учебно-методическое пособие. -  Мн.: 2004. С. 49.
  2. Кирюхин, К.С. Актуальные проблемы российской экономики. / Кирюхин, К.С. //  Аналитический вестник Совета Российской Федерации №7. -  Мос: 2002. С. 12.
  3. Национальная экономика Беларуси. Учеб.пособие \ Под общей редакцией В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2010.
  4. Павловская, В.П. Основы приватизации / В.П.Павловская Л.П.Булыгина //  Учебно-методическое пособие. –  Б: 2004. С. 4.
  5. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.gki.gov.by. Дата доступа: 09.04.2012.
  6. Порядок реформирования отношений собственности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://invest.belarus.by.  Дата доступа: 09.04.2012.
  7. Ракова, Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты / Е.Ю. Ракова // Белорусский экономический журнал, №3. – Мн.: 2001. С. 28.
  8. Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы/В.Н.Шимов. – Мн.: БГЭУ, 2003.
  9. Электронный ресурс - Режим доступа: http://belta.by. Дата доступа: 09.04.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1. Динамика реформирования государственной собственности  за период с 1991 по 2010 годы

 

Годы

Количество реформированных  объектов  
государственной собственности

Республиканской собственности

Коммунальной собственности

Всего

1991

19

42

61

1992

32

158

190

1993

140

104

244

1994

184

457

641

1995

53

412

465

1996

98

390

488

1997

97

380

477

1998

51

278

329

1999

106

201

307

2000

52

125

177

2001

24

70

94

2002

89

105

194

2003

65

177

242

2004

51

94

145

2005

27

19

46

2006

4

12

16

2007

5

8

13

2008

156

37

193

2009

169

63

232

2010

111

112

223

Всего

1533

3244

4777

Информация о работе Разгосударствление и приватизация