Разгосударствление и приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
изучить причины медленной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….9
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации 12
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………16
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
Приватизация в развитых капиталистических странах …………………20
Приватизация в постсоциалистических странах …………………………26
Опыт приватизации в Российской Федерации……………………………31
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………………..34
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…38
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………40
Применяемость мирового опыта приватизации к экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..………...51

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что  при разгосударствлении форма собственности  не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

Основными формами разгосударствления являются:

  • ограничение вмешательства государства в управление собственностью;
  • преобразование государственного предприятия в арендное;
  • преобразование государственного предприятия в коллективное;
  • преобразование государственного предприятия в акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью и другие типы товариществ;
  • приобретение гражданскими или юридическими лицами принадлежащих государству акций, долей или паев в акционерном обществе или товариществе;
  • выкуп предприятия, сданного в аренду;
  • продажа предприятия на конкурсе или на аукционе;
  • безвозмездная передача имущества предприятия трудовому коллективу.

Процесс разгосударствления основывается на следующих принципах: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных  граждан, гласность, соблюдение интересов  государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

В экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность, цели и основные принципы приватизации

 

 

Под приватизацией следует  понимать процесс передачи права  собственности на предприятия, имущественные  комплексы и иное имущество, ранее  принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние  десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания  того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.

К главным целям приватизации, следует отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

Контроль за разработкой  и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.

В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:

  • сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается;
  • право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, которое реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
  • дифференциация методов, форм и процедур приватизации в зависимости от стоимости, размера, технического состояния и назначения объекта приватизации (от продажи на аукционе до преобразования в акционерное общество);
  • определение масштабов допуска иностранного капитала к дележу собственности;
  • предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации, решение вопроса о возможности допуска теневого капитала к дележу собственности;
  • контроль за ходом приватизации со стороны государства.

В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Субъекты и объекты приватизации. Методы приватизации

 

 

Объектами приватизации являются:

  • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий;
  • государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий;
  • государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;
  • доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.  

Не  подлежат  разгосударствлению   и  приватизации  предприятия (объединения),  организации и  виды имущества,  отнесенные законом к перечню  объектов, которые  могут находиться  только в собственности государства.

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:

  • граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;
  • юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • иностранные инвесторы.

Не подлежат приватизации:

  • предприятия оборонного комплекса;
  • объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;
  • естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;
  • казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета).

В мировой практике приватизации государственной собственности  известны два метода ее осуществления – возмездный и безвозмездный.

В РБ выделяют следующие  методы приватизации:

  • возмездный (выкуп государственного имущества);
  • безвозмездный (передача в собственность трудовым коллективам и раздача гражданам РБ через приватизационные чеки).

Возмездный метод – это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

- обеспечивает появление  частного собственника;

- дает государству дополнительные средства;

- создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и  открытая.

Закрытая продажа предусматривает продажу предприятий персоналу и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет  участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

Безвозмездный метод – это приватизация в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с  Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерных обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).

Чек (ваучер) – это  ценная бумага на предъявителя, которая  дает их владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых  предприятий и право получения дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация