Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:32, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
изучить причины медленной приватизации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….9
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации 12
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………16
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
Приватизация в развитых капиталистических странах …………………20
Приватизация в постсоциалистических странах …………………………26
Опыт приватизации в Российской Федерации……………………………31
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………………..34
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…38
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………40
Применяемость мирового опыта приватизации к экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..………...51
Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним, прежде всего можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине ХХ века перерос в научно-техническую революцию, ознаменовавшейся переходом к наукоёмким сложным технологиям - информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, новым композиционным материалам и т.п.
Вторым фактором, прямо вытекающим из первого можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позже в США, Японии была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное распространение огосударствление экономики. На определённом этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению уровня благосостояния народа, росту выпуска продукции.
Однако к середине 1970 - начала 1980 гг. темпы экономического роста замедлялись, стала нарастать инфляция, что обострило конкурентную борьбу. Прежняя модель государственного регулирования экономики была исчерпана, поскольку любая экономическая система имеет пределы для своего экстенсивного роста.
Основными задачами в
экономике стали
Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночную децентрализацию и сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы отдельных предприятий.
Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.
Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:
Как целенаправленную систему приватизацию впервые стали проводить консервативное правительство М. Тэтчер в Великобритании ("тэтчеризм"). Эти процессы быстро распространились сначала в Европе, а затем и в других странах. Явление приватизации - это по сути дела реализация нелиберальной хозяйственной политики.
В 1970 - 80-е г. процесс приватизации принял общемировые масштабы. В большинстве развитых стран, где была проведена приватизация, экономическое положение улучшилось. К примеру, в Великобритании в результате увеличения налогов и сокращения субсидий госпредприятиям отмечалось укрепление госбюджета.
В процессе приватизации возрастает роль частной собственности, которая выступает, как в новых формах, например, собственность различного рода институтов и фондов, доля которых постоянно растёт, так и в традиционных, но наполненных новым содержанием - мелкая индивидуальная акционерная собственность. Принципиально новой является форма трудовой акционерной собственности.
Намного возросла роль среднего и малого бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Например, Италия превратилась за несколько десятилетий из аграрно-индустриальной в высокоразвитую индустриальную страну, идущую по пути к постиндустриализации. Большую роль сыграл мелкий и средний бизнес в ФРГ, где в конце 80-х годов было около 1,9 млн. мелких и средних фирм (крупных предприятий - 3600), в которых работало 2/3 всего занятого населения страны и производилась приблизительно половина всего валового внутреннего продукта. Государство оказывало им помощь кредитами с низкой ставкой процентов, финансовую поддержку и представляло налоговые льготы.
Складывающиеся соотношения
между государственным и
Лидер приватизации – Великобритания – предложила следующие способы приватизации: распродажу и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажу государственного жилья квартиросъёмщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и её функций частному сектору.
Николас Ридли - главный архитектор и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятия работают на себя, а не на потребителя.
Основной причиной приватизации в Великобритании, как, впрочем, и в других странах, была действительная или кажущаяся неэффективности государственных предприятий - низкая производительность труда, высокая капиталоёмкость, малая прибыльность, завышенные издержки.
Основной декларированной задачей приватизации было повышение эффективности предприятий. Достичь этого фактически намечалось путём освобождения их от общественных обязательств и постановкой в конкурентные условия.
Второй важнейший целью приватизации было расширение числа индивидуальных акционеров, превращение британского общества в демократию собственников посредством участия в акциях, покупки собственного жилья и т.д. Кроме этих двух был целый ряд и относительно второстепенных задач - сокращение потребности государственного сектора в займах, ослабление экономической и политической мощи профсоюзов, получение политических выгод.
Долгое время понятие
"приватизация" отождествлялось
с продажей госпредприятий и имущества.
Первое широковещательное
Так в Великобритании
в 80-х г. было распродано 16 из 51 государственной
корпорации, в результате чего число
занятых в государственном
Хронологически процесс приватизации можно разделить на три основных этапа. С 1979 г. года по лето 1984 г. года осуществлялась преимущественно продажа предприятий конкурентных отраслей, что, прежде всего, мотивировалось стремлением уменьшить потребность государственного сектора в займах, т.е. дефицит государственного сектора. Это был период своего рода "малой приватизации" по-британски - по большей части в частный сектор передавались небольшие по размерам компании. С лета 1984 г. по осень 1987 г. ход и характер процесса приватизации диктовались в основном стремлением расширить круг владельцев акций. Показательны в этом отношении продажи британской телефонной корпорации ("Бритиш телеком") и британской газовой корпорации ("Бритиш ГЭС"). Они были приватизированы целиком при сохранении их монопольных структур, во многом это было сделано для того, чтобы выручить большие средства. С 1987 г. идет процесс активной распродажи отраслей общественного пользования, причем особый акцент ставился на усиления в них конкурентных начал.
Продажа государственных предприятий возможна только теми путями, которыми происходит продажа частного предприятия. Собственность и контроль над частными предприятиями могут переходить из рук в руки посредством публичной (открытой) - на рынке, обезличенной или частной (закрытой) прямой продажи. Выбираемый в конкретных обстоятельствах метод зависит от конъюнктуры фондового рынка, размера, эффективности деятельности и других характеристик предприятий. Так, заводы по производству вооружений продавались не на открытом рынке, а адресно - компаниям, которые имели аналогичные или близкие производства.
При публичной продаже государственного предприятия обязательно должно было быть изменение его юридического лица, например преобразование его в отрытое акционерное общество.
Спецификой приватизации Великобритании стала приватизация естественных монополий - отраслей общественного пользования. Естественная или неустранимая монополия предопределена технологией - экономией на масштабах и наличием сетевых структур - газопроводов, линией телефонной связи и электропередач, железных дорог.
Возможно, что значимость процесса приватизации применительно к таким странам, как Великобритания, была в значительной мере переоценена. Она не привела к сколь-нибудь кардинальным переменам в жизни британского общества. Рост экономического индивидуализма, споры на собственные силы, лишь в некоторой своей части стал продуктом приватизации. Наиболее зримый её итог - рост числа индивидуальных акционеров.
Но невозможно вести речь о европейской модели приватизации. Отсутствие общей эталонной модели позволяет использовать самые различные подходы к приватизации, практиковавшиеся на Западе.
На этом фоне обращение к приватизации 1986-1988 гг. во Франции в немалой степени вызвано существованием типологических параллелей с российской хозяйственной системой.
Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и включала 65 компаний. Она начала реализовываться в 1986 г., сразу после перехода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 г. в результате возвращения социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.
В итоге за 14 месяцев 1986-1988 гг. было приватизировано 15 крупных компаний. В их числе: обе главные финансовые компании - холдинги "Париба" и "Суэц"; крупнейшие банки; три банка среднего размера, страховая компания и др.
14 компаний контролировали 1082 предприятия. Итоговая сумма приватизированных активов по 14-ти операциям составила 125 миллиардов франков.
Чтобы понять масштаб проведенной акции приведем в сравнение с британской приватизацией, часто принимаемой за образец решимости и последовательности правительственной политики. В 1979-1985 гг. Великобритании было передано в частную собственность 20 государственных компаний, общей стоимостью 7,5 миллиардов ф. ст., что эквивалентно немногим более 80 миллиардов франков.
Механизм французской
приватизации опирался на сочетание
централизованного
Процедура приватизации происходила по следующей схеме: иностранным инвесторам - не более 20% капитала, так называемым стабильным акционерам - 15-30%, персоналу приватизированных компаний - 10% предложенного капитала; остальное приходилось на открытое рыночное предложение, т.е. дол, реализованную на французских финансовых рынках.
Важнейший урок французского опыта состоит в том, что приватизация - это процесс, организованный сверху. Иными словами, приватизация представляет собой экономическую политику государства. Это означает, что приоритетность целей приватизации в собственном смысле слова над более краткосрочными проблемами, какими бы важными эти последствия не казались, составляет ключевое условие успеха этой политики.
2.2. Приватизация в постсоциалистических странах
Приватизация стала "ключевым словом" в процессе мощного социального политического и экономического обновления постсоциалистического мира, развернувшимся судьбоносной осенью 1989 г. Все попытки улучшить, перестроить социалистическую хозяйственную систему, затянувшиеся на годы, даже десятилетия, только укрепляли убеждения в её принципиальной нереформируемости. Смена социально-экономической модели наряду с коренными реформами политической системы требовала и глубокой перестройки отношений собственности.
В Восточноевропейских странах состояние революционного романтизма после событий 1989 г., когда казалось, что снятие идеологической и силовой угрозы со стороны СССР само по себе развяжет все узлы на пути "в Европу" довольно быстро сменилось осознанием длительности сложности перехода к развитой рыночной экономики западного образца. Финансово-экономический, структурный, научно-технический, экологический, потребительский кризисы буквально захлестнули реформаторский пыл. За относительно быстрыми политическими реформами должны были последовать экономические. И тут оказалось, что экономическая система не готова к столь же быстрым революционным переменам.