Разгосударствление и приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
изучить причины медленной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….9
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации 12
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………16
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
Приватизация в развитых капиталистических странах …………………20
Приватизация в постсоциалистических странах …………………………26
Опыт приватизации в Российской Федерации……………………………31
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………………..34
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…38
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………40
Применяемость мирового опыта приватизации к экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..………...51

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

В итоге сценарии либеральных рыночных реформ всех восточноевропейских стран развернулись по "шоковому варианту", наиболее последовательно в Польше. Сходность главных шагов реформы в странах объясняется объективной закономерностью трансформации системы. Стадия финансово-экономической стабилизации во всех странах стала первым этапом реформы.

Во всех постсоцалистических  странах, в том числе и в  России, "шоковый вариант" реформы  начинался с отпуска цен, за которым  следует приватизация. Иначе не может  быть, ибо нельзя продать имущество, не оценив его, и нельзя оценить, не имея нормальной финансово-экономической среды.

Главными процессами, развитие которых  определяет ход реформы, выбор её тактических шагов и общей  стратегии, как показал опыт всех восточноевропейских стран, являются: обуздания инфляции (закономерно вспыхивающей после отпуска цен), противодействие или предотвращение спада производства в большинстве отраслей экономики и начала крупномасштабной приватизации.

Понятно, что выравнивание, оздоровление ценовых пропорций  могут быть практически осуществлены только на фоне общего роста цен, т.е. инфляции. Попытки "растянуть во времени инфляционный шок" давали противоречивые результаты: от нулевого, когда рост цен сохранял деформированные пропорции (как было после всех административных повышений цен в Восточноевропейских странах и в России), до вполне приемлемого, но требующего длительного времени (как было в ряде восточноевропейских стран в ходе ступенчатой либерализации цен). "Шоковый вариант" т.е. отпуск одновременно подавляющего большинства цен направила быстрое выравнивание ценовых пропорций при всеобщем росте цен. Этот рост тем выше, чем сильнее ценовые диспропорции и чем беднее рыночное товарное предложение. В России, как впрочем, в Польше, Болгарии и Румынии сложилась именно такая наименее благоприятная ситуация. Поэтому общий скачек цен оказался выше, чем в Чехословакии или Венгрии, где отпуск цен проходил при относительно наполненном рынке и поэтапно.

После первого ценового скачка рост цен замедляется и  в течение некоторого времени  может оставаться вполне умеренным (так и было в Польше). "Держать" при этом рост денежных доходов населения, чтобы не дать возможности для нового "разогрева" инфляции, можно разными путями, и это уже зависит от концепции реформы. В Польше в полном соответствии с требованиями МВФ была принята опробованная уже в других странах мира жесткая конструкция сдерживания денежных доходов населения и ликвидности предприятий.

Последующий анализ показал, что это было ошибочным решением, ибо сокращение доходов вызвало  снижение объема продаж и следующий за этим спад производства.

В странах Восточной  Европы, накопивших более солидный опыт экономических реформ, приватизация как главное средство трансформации  экономической модели осуществлялось по тщательно разработанным государственным программам под контролем и при поддержке специально созданных для этого государственных органов и в соответствии со специально разработанными правовыми нормами. Короткий опыт стихийной "дикой приватизации", особенно в Венгрии и Польше, вызвал резко негативную общественную реакцию, выявил необходимость четкой государственной политики и системы государственного управления этими процессами. Во всех странах действовали государственные органы управления приватизацией (министерства, агентства, фонды), осуществляющие методическую, финансовую, организационную поддержку и контроль за ходом приватизации. Законодательная база для приватизации создавалась с большими трудностями, так как требовались учет и правовая защита интересов различных общественных слоев, вовлеченных в процессы реформы отношений собственности. Законы, декреты и правительственные постановления разрабатывались и принимались как по частным, детальным вопросам, например об акционерным обществах, о разрешении частного предпринимательства, об условиях для начала самостоятельной хозяйственной деятельности граждан и т.п., так и комплексно, например, по "малой приватизации", по регулирования рынка капитала, по деятельности новых рыночных институтов и специально по так называемой "большой приватизации", призванной завершить трансформацию экономической системы. Практически во всех странах принципиально различаются "малая" и "большая приватизация", и они регламентируются особыми отдельными законами.

Приватизация в Польше основывается на законе, принятом в  июле 1990 г. В соответствии с этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и очень быстро проведена "малая приватизация" в торговле и в сфере бытового обслуживания. Она охватила примерно 60 тысяч предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990-1991 гг. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых с самого начала частных предприятий.

К 1993 г. в частных руках находилось примерно 70% розничной торговли. В значительной мере приватизированы грузовые автоперевозки. Быстро шло разгосударствление внешней торговли и строительства. Приватизации экономики способствовало также создание зарубежными и польскими фирмами 1312 совместных предприятий. Что касается сельского хозяйства, то примерно 75% его продукции давно уже давал частный сектор.

В промышленности, однако, положение совсем иное. К 1993 г. из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабатывающих отраслях, было приватизировано не больше 100-150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) – это льготная продажа их трудовому коллективу путем так называемой "ликвидации". Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 г. "традиционным" методами: пять крупных фирм - на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна - её прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных компаний.

В дополнение к реально  проводимой приватизации улучшается законодательство о защите частной собственности, открылась (в апреле 1991 г.) биржа ценных бумаг, приняты новые законы о ценных бумагах и иностранных инвестициях, о земельной собственности.

В апреле 1991 г. правительство одобрило программу приватизации кредитно-банковской системы, предусматривающую передачу в частные руки в течение 1993 г. двух-трех из имеющихся семи государственных коммерческих банков. Примерно 100 кредитных учреждений были акционированы, т.е. преобразованные в акционерные компании, все 1005 капитала которые принадлежат казначейству.

В самом начале правительство  приняло твердые обязательства  в области приватизации на предстоящие  пять лет. Была поставлена цель к концу 1993 г. передать в частные руки больше половины из 7 тысяч госпредприятий, с тем, чтобы к концу 1995 г. экономика Польши по структуре собственности не отличалась от западноевропейской.

В сравнении с прочими  странами, находящимися на этапе перехода к рынку, Венгрия осуществляла приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.

Важным фактором, создавшим  предпосылки для достаточно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, явилась довольно высокая  степень готовности экономики и  общества к рациональным изменениям. В 1988 г. был принят Закон об экономических ассоциациях - по существу, новая экономическая конституция, затем Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и фондовой биржи.

В 80-е годы практически 75% взрослого населения страны наряду с участием в социалистическом производстве было занято в различных фирмах "второй" экономики. Частный сектор уже в эти годы давал более 50% предоставляемых населению услуг обеспечивая 1/3 розничного товарооборота, 15% объема строительно-монтажных работ. Широкое распространение получили различного рода товарищества, специализированные кооперативные группы, в рамках которых происходило смешение форм собственности.

К предприятиям, которые  и в будущем на 100% будут находиться в государственной собственности, первоначально были отнесены Всевенгерский трест газовой и нефтяной промышленности (в конце сентября 1991 г. расформирован), предприятия по геофизической разведке и переработке, электроэнергетический трест (расформирован в январе 1992 г.) и все ТЭЦ, Пакшская АЭС (в феврале 1992 года преобразована в акционерное общество), внешнеторговое предприятие "Техника".

За 1990-1991 гг. в Венгрии было приватизировано 25% всей государственной собственности (в том числе 7% перешло в частные руки, в частности и в собственность иностранных фирм, 18% - в акции различных компаний и холдингов).

В Венгрии в частные  руки попало около 15 тысяч мелких и  более 100 крупных предприятий. При  этом при покупке государственных  предприятий допускалось кредитование. Половина суммы вносилась покупателем сразу, а другая - в рассрочку из 15% годовых.

В проекте правительственной  стратегии по вопросам собственности  и приватизации (апрель 1991 г.) намечалась задача к 1994 г. сократить долю государственной собственности ниже 50%, долю иностранного капитала поднять до 25-30%. Однако ведущие венгерские специалисты считали даже эти, значительно более скромные, чем ранее намечалось, темпы приватизации труднодостижимыми.

Опыт приватизации в  Венгрии показывает, что даже при наличии определенной инфраструктуры рынка процесс протекает сложно и вряд ли уложится в год-полтора. Для нормального осуществления приватизации нужны рыночная сфера, капиталы, готовность населения.

Причины, особенности, масштабы и итоги проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в странах с традиционной и развитой рыночной  экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.

На Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе началось с 1991-1992 г.г. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.

К настоящему времени  согласно указам президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» (декабрь 1999 г. и январь 2001 г.) созданы новые агроформирования, в том числе 47% составляют хозяйственные общества (в основном общества с ограниченной ответственностью), 26% - сельхозкооперативы, 21% - частные предприятия, 5% - крестьянские (фермерские) хозяйства, 1% - другие виды предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Опыт приватизации в Российской Федерации

 

 

В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры, мог их использовать любым из трех способов: приобрести на ваучеры акции приватизируемых предприятий; обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах как в государственных, так и в частных; продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся курсу.

Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) в большинстве случаев носила характер формальной смены собственника. Главным результатом этого этапа  явилось устранение государственной монополии в экономике.

Задача второго этапа  – создание условий для повышения  конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции  предприятий, притока инвестиций. Для  этого необходимо:

  • завершение создания соответствующей законодательной базы;
  • увязка программ приватизации и структурной перестройки экономики;
  • создание полноценных рынков ценных бумаг;
  • налаживание работы чековых и других инвестиционных фондов.

Одной из существенных особенностей проводимой реформы в России и  в других постсоциалистических государствах – является приватизация земли и  реорганизация совхозов и колхозов.

Приватизация земли  – означает возникновение частной  и общей долевой собственности  на землю с наделением земельными паями жителей сельской местности.

Существует несколько  способов приватизации земли:

  • возвращение земли бывшим ее владельцам – (реституция);
  • социально справедливый, когда все работники сельхозпредприятий имеют право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности;
  • передача земли эффективным собственникам.

Земля передается государственным  сельскохозяйственным предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование. Если эти предприятия преобразуются в кооперативные или акционерные общества, то земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).

При коллективной совместной собственности земельные участки являются неделимыми, конкретный земельный пай для каждого из членов предприятия не определяется, граждане не имеют прав наследования, дарения, продажи земельных долей. Выделение земельной доли гражданину проводится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского хозяйства.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация