Разгосударствление и приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
изучить причины медленной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….9
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации 12
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………16
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
Приватизация в развитых капиталистических странах …………………20
Приватизация в постсоциалистических странах …………………………26
Опыт приватизации в Российской Федерации……………………………31
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………………..34
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…38
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………40
Применяемость мирового опыта приватизации к экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..………...51

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

После принятия Президентом  Республики Беларусь решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса Госкомимущество создает комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.

Продажа объекта государственной  собственности может осуществляться на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест; выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление условий, непредусмотренных законодательством о приватизации не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Убыточные государственные  организации в течение последних  трех и более лет могут быть проданы по конкурсу в процессе приватизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

Продажа осуществляется юридическим лицам, предоставившим инвестиционные проекты.

Обязательными условиями  продажи для покупателей являются:

  • реализация инвестиционного проекта, социальных программ по поддержке коллектива работников;
  • принятие на себя неисполненных обязательств убыточной государственной организации;
  • сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь

 

 

Проблемы приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь:

  • преобразование форм собственности в Беларуси проходит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса не только от большинства стран, проводящих сегодня рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;
  • активнее реформируются менее значительные объекты;
  • вопросы разгосударствления и приватизации не теряют актуальности, что обусловлено:

а) большими финансовыми затратами  государства на поддержание конкурентоспособности  белорусских госпредприятий,

б) проблемой старения производственных фондов и необходимости их модернизации, что требует притока инвестиций – прямых и портфельных, национальных и иностранных.

Причины медленной приватизации в  Республике Беларусь:

  1. Позиция руководства страны в отношении государственной собственности предполагает постепенность и взвешенность ее трансформации. Государство осторожно подходит к приватизации особенно крупных предприятий: лишь в 140 открытых акционерных обществах государство не имеет доли, а на примерно 70% ОАО доля государства составляет более 25%.
  2. Пример ускоренной массовой приватизации в России, имевшей негативные социально-экономические последствия.
  3. Для погашения приватизационных чеков не было выделено достаточно имущества, а выкуп непогашенных чеков ляжет чрезмерной нагрузкой на государственный бюджет.
  4. Крупные предприятия стоят дорого, а у местных предпринимателей не хватает средств.
  5. Оценка имущества (балансовая цена объектов приватизации) зачастую значительно выше рыночной.
  6. Трудные условия для собственника (сохранение профиля предприятия, избыточной численности работников, содержание социальной сферы).
  7. Сдерживание республиканскими органами преобразование подведомственных предприятий, так как это «сужает» сферу влияния отраслевых органов управления.
  8. Слабая профессиональная подготовка управленческих кадров для работы в новых условиях.
  9. Негативное отношение части населения к приватизации.
  10. Недостаточная информированность населения, особенно сельского, о наличии в сбербанках пакетов акций и о завершении сроков чековой приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

 

 

Реформирование отношений  собственности в Республике Беларусь началось в 1991 г. с принятия Верховным  Советом РБ постановления «Об  основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР».

Начиная с 1991 года, в республике преобразовано в акционерные  общества и приватизировано около 5 тысяч предприятий. Общая численность  работающих на приватизированных предприятиях составляет более миллиона человек.

Практически полностью  уже завершена так называемая «малая» приватизация в сфере  услуг (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и строительной индустрии, отраслях по переработке сельхозпродукции и обслуживающих сельское хозяйство, что позволило перевести бизнес в данных сферах в частный сектор экономики. Акционирован ряд крупных предприятий нефтехимического и машиностроительного комплексов, таких как МАЗ, БЕЛАЗ, БЕЛОМО, Интеграл, «Производственное объединение «Беларуськалий» и др.

В 1993 г. были приняты Законы «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», «Об именных  приватизационных чеках Республики Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», Государственная программа приватизации.

В отличие от России, где  разгосударствление и приватизация после распада СССР на первоначальном этапе приобрели огромные масштабы, приняв порой уродливые формы, связанные с коррупцией, рейдерскими захватами собственности, Беларусь четко определила свою позицию в отношении государственной собственности, приняв в 1998 г. Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства». Были определены объекты, находящиеся исключительно в собственности государства, закреплены общие положения, связанные с их владением, пользованием и распоряжением. Тем самым, был ограничен круг объектов собственности, который подлежал приватизации и разгосударствлению.

По результатам выполнения плана приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности, на 2008-2010 годы реформировано 434 предприятия  республиканской собственности, в  том числе в результате преобразования 433 республиканских унитарных предприятий создано 289 открытых акционерных обществ.

Следует отметить, что  при реализации плана на 2008-2010 годы создание открытых акционерных обществ  осуществлялось исходя из целесообразности развития отраслей, необходимости создания оптимальной и эффективной структуры управления по различным схемам:

  • на базе одного республиканского унитарного предприятия;
  • на основе имущественных комплексов нескольких республиканских унитарных предприятий (ПРУП «Минский механический завод имени С.И. Вавилова» совместно с научно-производственным РУП «ЛЭМПТ», РУП «Гомельский завод «Коммунальник» совместно с РНПУП «Энергия»);
  • на основе имущественных комплексов нескольких республиканских унитарных предприятий и дочерних предприятий — по такой схеме создано ОАО «Интеграл», в состав которого вошло 6 республиканских унитарных предприятий и 4 дочерних;
  • на базе республиканских унитарных предприятий вместе с дочерними предприятиями (Могилевское автотранспортное предприятие «Облавтотранс» совместно с 20 дочерними предприятиями, транспортное предприятие «Брестгрузавтосервис» с 11 дочерними предприятиями, РАУП «Гроднооблавтотранс» с 19 дочерними предприятиями, РАУП «Гомельоблавтотранс» совместно с 17 дочерними предприятиями, РАУП «Миноблавтотранс» с 19 дочерними предприятиями, РАТУП «Витебскоблавтотранс» с 4 дочерними предприятиями).

В целях привлечения  инвестиций для развития открытых акционерных  обществ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 605 по 113 открытым акционерным  обществам, созданным в процессе преобразования 160 республиканских унитарных предприятий, акции не подлежат продаже на льготных условиях за денежные средства и обмену за именные приватизационные чеки «Имущество».

Планы преобразования государственных  предприятий в открытые акционерные общества на 2011-2013 годы включают в себя более 500 республиканских и коммунальных предприятий.

Фактические поступления  в республиканский бюджет доходов  от использования и реализации имущества, находящегося в республиканской  собственности, в 2009 году составили 3 трлн. 646,7 млрд.руб., что составило 129,6 % от запланированных на год поступлений, в том числе: от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений — 489,1 млрд.руб.; дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности — 284,1 млрд.руб.; поступления от сдачи в аренду — 57,3 млрд.руб.; от реализации государственного имущества — 2 816,2 млрд.руб.

За 2008 год в местные бюджеты от использования и распоряжения имуществом, находящемся в коммунальной собственности, поступило свыше 113 млрд.руб., в том числе: Брестская область — 20,3 млрд.руб.; Витебская — 7,6 млрд.руб.; Гомельская — 9,4 млрд.руб.; Гродненская — 21,2 млрд.руб.; Минская — 11,4 млрд.руб.; Могилевская — 13,4 млрд.руб.; г. Минск — 30,3 млрд. руб.

За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:

  • начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;
  • новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;
  • изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;
  • сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;
  • новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.

К отрицательным моментам разгосударствления и приватизации можно отнести:

  • разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;
  • они длятся дольше намеченных сроков;
  • общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;
  • иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Применимость  мирового опыта приватизации  к экономике Республики Беларусь

 

 

Белорусская экономика  имеет мало аналогов в мире по уровню диверсификации отраслей и обладает материальной базой для использования в отечественных условиях лучших мировых стандартов организации имущественных отношений различных по размерам субъектов хозяйствования, которые отличаются способами объединения, управления и контроля. Оптимизация организационной структуры промышленности посредством создания различных корпоративных структур (холдинговых компаний, концернов, финансово-промышленных групп и др.) не только расширила бы возможности применения процедур реструктуризации, не связанных с использованием бюджетных ассигнований, но и способствовала бы большей маневренности при разрешении финансовых, организационных проблем различных субъектов. Мировой опыт свидетельствует, что для крупных и средних предприятий страны экономически целесообразно, чтобы процессы дифференциации (на базе одного предприятия создаются самостоятельные хозяйствующие субъекты) осуществлялись в рамках интеграционных образований (посредством слияния предприятий или их включения в интегральные системы: концерны, холдинги, финансово-промышленные группы). Это способствует укрупнению структуры за счет диверсификации производства и привлечению к решению вопросов крупных промышленных гигантов средних и мелких предприятий - более мобильных по своим технико-технологическим особенностям, что, в целом, соответствует современным тенденциям глобализации мирового хозяйства.

В корпоративных структурах доверительное управление акциями  наиболее эффективно реализуется посредством  возможности концентрировать голоса множества миноритарных акционеров в одном голосе, определяющем принятие стратегических решений и дивидендную политику предприятия, что позволяет сосредотачивать значительные инвестиционные ресурсы. Поэтому государству, как субъекту хозяйствования, целесообразно поставить на службу интересам страны организационно различные формы интегрированных структур как обладающих высоким потенциалом координации и мобилизации финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Без крупных хозяйственных структур невозможна естественная пирамида экономических укладов с гармоничным сочетанием малого, среднего и крупного бизнеса. Более того, чем в меньшем числе обособленных хозяйственных единиц сосредоточен производственный потенциал общества и крупнее каждое из его звеньев, тем проще обеспечивается согласование интересов различных субъектов собственности в системе производства.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация