Разгосударствление и приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
изучить причины медленной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….9
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации 12
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………16
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
Приватизация в развитых капиталистических странах …………………20
Приватизация в постсоциалистических странах …………………………26
Опыт приватизации в Российской Федерации……………………………31
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………………..34
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…38
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………40
Применяемость мирового опыта приватизации к экономике Республики Беларусь……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..………...51

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

При коллективной долевой  собственности на землю определяется конкретная земельная доля каждого  работника. Распоряжение земельными участками  при этой форме собственности  осуществляется решением общего собрания коллектива или его правления. Земельная доля может быть получена при выходе из предприятия с целью создания крестьянского хозяйства или продажи. Земля может быть передана по наследству.

В ходе реорганизации  колхозов и совхозов основной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. Создавались и открытые акционерные общества, и сельхозкооперативы, и ассоциации крестьянских хозяйств.

Создание фермерских хозяйств происходит в России медленными темпами. Не способствуют этому процессу трудности с получением льготного кредита, увеличивающиеся «ножницы цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В 1995-1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичных в мировой практике) смены, так называемых, залоговых аукционов (осень-зима 1995г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний.

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на них результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

В 1997 г. вступил в силу новый Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно – на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

В 2004 г. правительством была предложена программа приватизации, которая включала в себя приватизацию имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства, а также проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики.

Была предложена приватизация пакетов акций предприятий машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, легкой промышленности. Государство продало также свои пакеты акций в коммерческих банках.

Кроме того, была разрешена  приватизация 70 предприятий оборонного комплекса, исключив из их перечня предприятия  и организации, приватизация была запрещена.

Сегодня ситуация для приватизации гораздо лучше чем в 90-ых годах. Во-первых, известно, что при желании государственные активы можно продать дорого. Мы также знаем, что не надо бояться иностранных инвесторов. Они показали себя более эффективными собственниками, чем российские, и с точки зрения внедрения современных технологий, и с точки зрения повышения производительности труда, и с точки зрения увеличения зарплат. Наконец, мы гораздо лучше знаем, сколько стоят активы, и располагаем инфраструктурой проведения торгов и размещения акций.

Резко изменилась и ситуация на рынке труда. Главной проблемой России в ближайшие десятилетия будет не безработица, а дефицит рабочей силы. В 2007-2008 гг. он стал одним из ограничителей роста. Повышение производительности для России гораздо важнее, чем сохранение неэффективных рабочих мест на госпредприятиях.

Самая важная задача сегодняшней  экономической политики в России – масштабная приватизация.

Конечно же, бизнес составляющая будет в этой приватизации поставлена на первый план. Правительство может в любой момент внести в список продаваемых объектов новые, имеющие высокую инвестиционную привлекательность.

Несомненно, что на данном этапе таким покупкам способствует и состояние финансового рынка. Однако здесь есть один опасный момент – предупреждают аналитики: далеко не все покупатели будут преследовать стратегические интересы и вкладывать деньги на длительный срок. К сожалению, в списке претендентов на предложенные активы найдутся и спекулянты, которые хотят быстро заработать, а это означает, что при выгодной конъюнктуре рынка они тут же продадут свои доли. Однако никто не мешает проводить новую приватизацию на таких условиях, чтобы минимизировать вред от спекулятивных сделок. Одно из таких условий – открыть проведения торгов.

А реализовываться это будет не один год. Так, в 2011-2012 годах приватизация федерального имущества должна принести в бюджет по предварительным планам, 6 и 5 миллиардов рублей соответственно. Эксперты отмечают, что правительство по-прежнему оставит за собой право принять решения и о приватизации пакетов акций с высокой инвестиционной привлекательностью.    

  

 

3. Приватизация  государственной собственности в Республике Беларусь

 

3.1.

Порядок приватизации организаций, имущество которых  находится в собственности Республики Беларусь

 

 

После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со многими постсоциалистическими  странами стартовые условия, в том  числе тотальную государственную  экономику.

Долго и мучительно как  никогда, рождался у нас закон  о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки - 19 января 1993 г. - Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996 г.

Уже в следующем году процесс снова был заторможен - отсутствовала соответствующая  программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко  подписал Декрет о приватизации, который  отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.

Тем самым процесс  получил возможность стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа  крупных предприятий фактически была остановлена. Так и не определившись  со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.

Реформирование отношений  собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной  социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.

Целью государственной  политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности  работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский  оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Динамика реформирования государственной собственности  за период с 1991 по 2010 годы представлена в Приложении 1.

В соответствии с законодательством  государственные организации в  процессе приватизации могут быть преобразованы в открытые акционерные общества (далее — ОАО):

  • со 100-процентной долей государства;
  • с участием других, кроме государства, учредителей.

Создание ОАО со 100-процентной долей государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации от 18 июня 1998 г. № 96.

Преобразование в ОАО  осуществляется на основании предложений  коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления.

При отсутствии предложений  работников организаций инициатором  приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности — Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности — соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

В случае разногласий между коллективами работников организаций и органом государственного управления, по вопросам целесообразности приватизации данных организаций решения принимаются:

  • по организациям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек — Президентом Республики Беларусь;
  • по организациям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек — Советом Министров Республики Беларусь;
  • по организациям с численностью работающих до 2 тысяч человек — республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации — Госкомимуществом.

В процессе проведения работ  по преобразованию организации в ОАО создаются три комиссии:

  1. комиссия по преобразованию — на преобразуемой организации;
  2. отраслевая комиссия по преобразованию организации в ОАО — в органе государственного управления, иной государственной организации;
  3. комиссия по приватизации:
    • по организациям, находящимся в республиканской собственности в областном, Минском городском территориальном фонде государственного имущества по месту расположения преобразуемой организации;
    • по организациям, находящимся в коммунальной собственности — местными исполнительными и распорядительными органами — по месту расположения преобразуемой организации.

Уставный фонд создаваемого ОАО формируется по балансовой стоимости организации по состоянию на 1 января текущего года, исходя из результатов инвентаризации и оценки активов и пассивов.

Порядок создания ОАО  с участием других, кроме государства, учредителей осуществляется по аналогии с порядком создания ОАО со 100-процентной долей государства.

Решение о необходимости  привлечения других, кроме государства, учредителей ОАО принимается  на общем собрании или конференции  коллектива работников организации  с участием представителя органа государственного управления.

Выбор других, кроме государства, учредителей ОАО осуществляется органом государственного управления, иной государственной организацией на конкурсной основе, а при наличии  одного потенциального инвестора —  путем прямых переговоров.

В качестве других, кроме государства, учредителей ОАО, создаваемых в процессе приватизации организаций, могут выступать национальные либо иностранные инвесторы, внесшие в уставный фонд создаваемого общества в соответствии с договором о создании ОАО, принадлежащее им имущество, включая денежные средства.

Решение о создании ОАО  с участием другого, кроме государства, учредителя принимается на учредительном  собрании по созданию ОАО до издания  приказа Госкомимуществом, местными исполнительными и распорядительными  органами о передаче государственного имущества в уставный фонд создаваемого ОАО.

При продаже организаций  на аукционе, по конкурсу работы проводятся в соответствии с Перечнем работ  по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности и Перечнем документов проекта приватизации предприятия как имущественного комплекса, проданного на аукционе, по конкурсу, утвержденным постановлением Госкомимущества от 3 мая 2008 г. № 39 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 123, 8/18798).

Решение о продаже  предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации принимается  общим собранием или конференцией работников организации с участием представителей органа государственного управления, иной государственной организации.

Руководитель организации  в течение месяца от даты принятия положительного решения о продаже на аукционе, по конкурсу готовит предложение на приватизацию, которое согласовывается с органом государственного управления, иной государственной организацией, областным (Минским городским) исполнительным комитетом и представляется в областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества. Областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества в месячный срок со дня поступления предложения на приватизацию принимает решение о сроках и условиях проведения приватизации, и в течение месяца создает комиссию по приватизации. В состав комиссии входят представители областных, Минского городского территориального фонда государственного имущества, налоговых органов, полномочные представители коллектива работников организации.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация