Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 04:57, контрольная работа
Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос “сколько?”, основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Исходную информацию для определения
направлений маркетинговой
Основными направлениями маркетинга персонала являются:
·
разработка требований к персоналу;
·
определение потребности в персонале;
·
расчет затрат на приобретение и дальнейшее
использование персонала;
·
выбор путей покрытия потребности в персонале.
Таблица 1. Факторы, определяющие направления маркетинга персонала
Факторы |
|
| |
Ситуация на рынке труда |
Определяется |
Развитие технологий |
Приводит к изменению |
Особенности социальных потребностей |
Учет данного фактора |
Развитие законодательства |
При решении вопросов маркетинга персонала следует учитывать требования трудового законодательства, его возможные изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т. п. |
Кадровая политика организаций-конкурентов |
Изучение форм и методов работы
с кадрами в организациях- |
| |
Цели организации |
Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации, цели и задачи которой формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала |
Финансовые ресурсы |
Точная оценка потребности и
возможностей организации в финансировании
мероприятий по управлению персоналом
позволяет выбрать |
Кадровый потенциал организации |
Связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы правильно распределять обязанности между сотрудниками, что во многом определяет успех реализации плана маркетинга персонала |
Источники покрытия кадровой потребности |
Фактор можно рассматривать
как внутренний с точки зрения
возможности выбора организацией тех
источников покрытия кадровой потребности,
которые соответствуют |
Разработка требований к персоналу заключается в формировании представлений о качественных характеристиках персонала (способностях, мотивациях, квалификации) и осуществляется на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.
В этой статье мы подробнее остановимся на вопросах определения потребности в персонале — одном из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющем установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественную и количественную
потребность в персонале
Качественная потребность , т. е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на основе:
·
профессионально-
·
требований к должностям и рабочим местам,
закрепленным в должностных и рабочих
инструкциях, описаниях рабочих мест;
·
штатного расписания организации и ее
подразделений, где фиксируется состав
должностей и рабочих мест;
·
документации, регламентирующей различные
организационно-управленческие процессы
с выделением требований по профессионально-
Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:
·
система целей как основа организационной
структуры управления;
·
общая организационная структура, а также
организационные структуры подразделений;
·
штатное расписание;
·
должностные инструкции и описания рабочих
мест.
Для определения общей потребности в персонале суммируется количественная потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Задача определения количествен
Следует отметить, что принципиальных различий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается. Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.
Данные о времени трудового процесса позволяют рассчитать численность рабочих, количество которых определяется непосредственно его трудоемкостью. Для расчета численности рабочих используют следующую типовую зависимость:
,
где Т н — время, необходимое для выполнения заданной программы; Ф t — нормативный (полезный) фонд рабочего времени одного работника; Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную (в нашем случае равен 1,1).
В свою очередь,
,
где n — количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе; Nі — количество изделий i -й номенклатурной позиции; Ті — время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i -й номенклатурной позиции; Т н.пр і — время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i -й номенклатурной позиции; Kв — коэффициент выполнения норм времени (в зарубежной литературе — уровень производительности, уровень использования времени), который, в свою очередь, находят по формуле:
.
Количество рабочих мест может
быть определено дифференцированно
по профессиональным видам работ, по
квалификационной сложности работ
при соответствующем выделении
исходных данных о времени изготовления
изделия в соответствии с качественными
параметрами потребности в
В ходе расчетов используют такой
показатель, как нормативный (полезный)
фонд рабочего времени, разрабатываемый
Министерством труда и
Таблица 2. Баланс рабочего времени одного работника
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество календарных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3. Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса
Показатель |
|
| ||
|
|
|
| |
Трудоемкость изделия, ч |
|
|
|
|
Производственная программа, шт. |
|
|
|
|
Итого, трудоемкость программы, ч |
|
|
|
|
Время для изменения остатка незавершенного производства, ч |
|
|
|
|
Итого, трудоемкость валовой продукции по программе для обоих изделий, ч |
|
| ||
Планируемый процент выполнения норм, % |
|
| ||
Время, необходимое для выполнения программы, ч |
|
| ||
Нормативный (полезный) фонд времени одного работника, ч |
|
| ||
Расчетная численность персонала, ч |
|
| ||
Принимаемая численность персонала, чел. |
|
|
Разновидностью
,
где n — количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данной категории специалистов; mi — среднее количество определенных действий (расчетов, обработки заказов, переговоров и т. п.) в рамках i-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени (например, за год); ti — время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i -гo организационно-управленческого вида работ; Т — рабочее время специалиста согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах; tр — время на различные работы, которые невозможно учесть в предварительных (плановых) расчетах; Кн.р.в — коэффициент необходимого распределения времени; Кф.р.в — коэффициент фактического распределения времени.
Коэффициент необходимого распределения времени Кн.р.в рассчитывают следующим образом:
Кн.р.в = Кд.р х Ко х Кп,
где Кд.р — коэффициент, учитывающий затраты на дополнительные работы, заранее не учтенные во времени, необходимом для определенного процесса · miti (как правило, находится в пределах 1,2…1,4); Ко — коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников в течение рабочего дня (устанавливается на уровне 1,12); Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
Коэффициент фактического распределения времени Кф.р.в определяется отношением общего фонда рабочего времени какого-либо подразделения ко времени, рассчитанному как · miti .
Следует отметить, что в общем виде формула Розенкранца служит для проверки соответствия фактической численности персонала (например, какого-либо подразделения) необходимой, которая зависит от загрузки данного подразделения.
Для использования формулы
,
так как величины t р и Кф.р.в в этом случае неизвестны.
Приведем пример расчета численности
административно-
Количество действий по выполнению работ:
· А — 500
· Б — 3000
· В — 300
Время, необходимое для выполнения действий по каждой работе, ч:
· А — 1
· Б — 0,5
· В — 3
Месячный (нормативный) фонд времени
одного сотрудника согласно контракту, ч
— 170
Коэффициент затрат времени на дополнительные
работы — 1,3
Коэффициент затрат времени на отдых сотрудников
— 1,12
Коэффициент пересчета явочной численности
в списочную — 1,1
Время, выделяемое на различные работы,
не учтенные в плановых расчетах, ч — 200
Фактическая численность подразделения, чел.
— 30
Суммарное время выполнения организационно-управленческих работ:
(500 х 1) + (3000 х 0,5) + (300 х 3) = 2900.
Коэффициент необходимого распределения времени:
Кн.р.в = 1,3 х 1,12 х 1,1 = 1,6.
Коэффициент фактического распределения времени:
Необходимую численность подразделения рассчитывают по полной формуле Розенкранца:
Как указано в исходных данных,
фактическая численность
Численность рабочих Чр по нормам обслуживания рассчитывают по формуле:
Нормы обслуживания определяют по формуле:
где Ф t — нормативный (полезный) фонд рабочего времени работника за день (смену); n — количество видов работ по обслуживанию объекта; t ед i — время, необходимое для выполнения единицы объема i -го вида работ; n р і — число единиц объема i -го вида работ на единицу оборудования или иного объекта расчета (например, на единицу производственной площади); Т д — время, необходимое для выполнения работником дополнительных функций, не включаемых в t ед i .
Информация о работе Расчет численности рабочих сдельщиков и повременщиков