Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа
Основные задачи исследования:
изучить обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом для учебного процесса профессиональным и квалификационном составом (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами);
определить качественный уровень персонала организации;
провести анализ использования рабочего времени;
дать оценку эффективности использования фонда оплаты труда;
выявить пути и резервы повышения эффективности использования кадров организации и разработать мероприятия по приведению их в действие.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Методические подходы к оценке управления кадрами предприятия. . . . .
Управление устойчивостью кадров и их рабочим временем. . . . . . . . .
Стимулирование труда – как важнейшая функция управления кадрами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .
Управление социальным развитием и социальной защищенностью членов трудового коллектива. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Оценка управления кадрами (на материалах УО «Гомельский государственный медицинский институт») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Анализ структуры персонала и эффективности использования рабочего времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Оценка эффективности использования средств на оплату труда . . . . .
2.3 Уровень социальной защищенности коллектива учреждения образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Пути совершенствования управления кадрами УО «Гомельский государственный медицинский институт». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1 Мероприятия по сокращению потерь рабочего времени и улучшению структуры кадров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Мероприятия по совершенствованию оплаты труда. . . . . . . . . . . . . . . .
3.3 Мероприятия, направленные на повышение уровня социальной защиты работников организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По данным таблицы 2.8 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в составе фонда оплаты труда занимают выплаты, включаемые в смету расходов по бюджету: 98,8 и 94,7% соответственно в 2003 и 2004 г.г. Достаточно высокий удельный вес составляют выплаты за счет фонда материальной помощи: 1,2 и 5,3% соответственно в 2003 и 2004 г.г. В 2004 году по сравнению с предыдущим годом он возрос на 4,1 п.п. Соответственно в фонде заработной платы снизилась и доля средств на оплату труда, включаемых в бюджетную смету затрат.
Об
эффективности использования
Таблица 2.9
Эффективность использования средств на оплату труда за 2004 год
План | Факт | Отклонение (+,-) | |
1. Фонд заработной платы | 2450 | 1873,1 | -576,9 |
2. Средства, направляемые на материальное стимулирование | 490 |
486,4 |
-3,6 |
3. Средства, направляемые на оказание материальной помощи | 122,5 |
132,6 |
+10,1 |
ИТОГО | 3062,5 | 2492,1 | -570,4 |
Из данных таблицы 2.9 видно, что экономия средств на оплату труда в 2004 году составила 570,4 млн. руб. Она образовалась за счет экономии планового фонда заработной платы по бюджету и внебюджету (-576,9 млн. руб.) и экономии премиального фонда (-3,6 млн. руб.). Перерасход средств, направляемых на оказание материальной помощи в соответствии с Положением, действующим в институте составил 10,1 млн. руб.
При
этом, перерасход средств, направляемых
на оказание материальной помощи в 2004
году был использован за счет остатка
фонда материальной помощи 2003 года.
2.3 Уровень социальной защищенности коллектива учреждения
образования
Важнейшие социальные проблемы решаются государством. Но существенная мотивационная роль в решении социальных вопросов принадлежит предприятиям. Эта роль усиливается по мере становления рыночных отношений.
Одним из важнейших мероприятий, повышающих содержательность труда, стимулирующих квалификационный рост работников, является их профессиональное обучение. В табл.2.10 дадим оценку профессиональному обучению работников УО «ГГМИ» за 2003-2004 г.г. Источник информации – ф.№6-т (труд) (Приложения В, Г).
Таблица 2.10
Профессиональное обучение работников УО «ГГМИ» в 2003-2004 г.г.
Наименование |
2003 год | 2004 г. | Отклонение, (+,-) | |||||
численность, чел. | уд. вес, % |
численность, чел. | уд. вес, % |
численности, чел. | уд. веса, % | |||
всего работников | в т.ч. служащих | всего работников | в т.ч. служащих | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Всего
обучено:
в т.ч. 1.1. повысили квалификацию 1.2. прошли стажировку 1.3. прошли профессиональную подготовку и переподготовку 2.Среднесписочная численность |
24 22 2 - 489 |
24 22 2 - 417 |
4,9 4,5 0,4 - 100 |
62 61 1 - 501 |
62 61 1 - 442 |
12,4 12,2 0,2 - 100 |
+38 +39 -1 - +12 |
+7,5 +7,4 -0,2 - - |
Данные табл.2.10 свидетельствуют о невысоком уровне профессионального обучения работников УО «ГГМИ». Из 489 чел. в 2003 году было обучено 24 чел., или всего 4,9%. В 2004 году уровень обучения значительно возрос: из 501 чел. было обучено 62 чел., или 12,4%.
Необходимо также отметить, что рост профессионального обучения в институте осуществляют только служащие, в составе которых преобладает профессорско-преподавательский состав. Если в 2003 году повысили квалификацию и прошли стажировку 24 служащих (5,8% от всех служащих), то в 2004 году – 62 чел.
Обучение работников было направлено в основном на повышение квалификации, которые проводились в БелМАПО г. Минска.
Оценку
социально-квалификационной структуры
и общеобразовательной подготовки
работников УО «ГГМИ» проведем в табл.2.11,
используя данные ф.№6-т (кадры) (Приложения
В, Г) и внутренние данные института.
Таблица 2.11
Анализ социально-квалификационной структуры и общеобразовательной подготовки работников УО «ГГМИ» в 2003-2004 г.г.
Показатель |
2003 год | 2004 год | Изменение |
А | 1 | 2 | 3 |
1. Списочная численность
1.1.1. имеют высшее образование - в % к служащим
- в % к служащим
- в % к служащим 1.2. рабочие, из них занятые трудом:
2. Средний квалификационный разряд рабочих 3. Численность обучающихся работников, чел., из них 3.1. в высших учебных заведениях - в % к общей численности 3.2. в средних специальных заведениях - в % к общей численности 3.3. прочее профессиональное обучение - в % к общей численности |
547 466 323 69,3 74 15,9 69 14,8 81 18 63 2,5 75 7 1,3 - - 24 4,4 |
581 513 344 67,1 79 15,4 90 17,5 68 14 54 2,7 70 9 1,5 1 0,2 62 10,7 |
+34 +47 +21 -2,2 +5 -0,5 +21 +2,7 -13 -4 -9 +0,2 -5 +2 +0,2 +1 +0,2 +38 +6,3 |
Данные табл.2.11 показывают, что за 2004 год произошли положительные сдвиги в социально-квалификационной структуре и общеобразовательной подготовке работников: увеличилось количество рабочих, занятых квалифицированным трудом, существенно увеличилось количество служащих с высшим образованием, значительное число работников повысило свою квалификацию, что положительно характеризует работу организации, ибо более высокий уровень квалификации является залогом и более производительного и более творческого труда.
Далее дадим оценку условиям труда и охраны здоровья работников УО «ГГМИ», поскольку экономическая эффективность улучшения условий труда находит свое выражение в росте производительности труда в результате повышения работоспособности каждого работника в единицу времени. Показатели по условиям труда приведем в табл.2.12 в соответствии с данными ф.№7-ТВН (Приложения И, К).
Таблица 2.12
Анализ
показателей условий труда
Показатель |
2003 год | 2004 год | Изменение | Темп роста, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Обеспеченность работников 2. Число случаев травматизма, случай, из них - со смертельным исходом 3. Число случаев профессиональных заболеваний, случ. 4. Число дней
временной нетрудоспособности 5. Использование средств на охрану труда, млн. руб., в т.ч. 5.1. на номенклатурные мероприятия по охране труда 5.2. на обеспечение
работников специальной 5.3. на компенсацию за работу в неблагоприятных условиях труда 5.4. прочие мероприятия |
2,8 - - - 5,3 34,0 - 5,3 28,7 - |
2,9 - - - 4,9 63,4 26,0 3,0 31,4 3,0 |
+0,1 - - - -0,4 29,4 26,0 -2,3 +2,7 +3,0 |
103,6 - - - 92,5 186,5 - 56,6 9,4 - |
Данные табл. 2.12 говорят о значительном повышении показателей, характеризующих условия труда работников УО «ГГМИ» в 2004 году по сравнению с 2003 годом: отсутствуют несчастные случаи, связанные с производством и профессиональные заболевания, значительно снизилось число случаев заболеваемости работников (с 5,3 до 4,9 дней на 1 чел. работающего), почти в 2 раза возросла сумма средств, направленных на мероприятия по улучшению охраны и условий труда работников организации и пр.
Социально-
Направления социальной защищенности коллектива УО «ГГМИ» определены в коллективном договоре. Здесь установлены и уровни социальной защиты по каждому направлению в сумме или процентах от определенного показателя. Это единовременные пособия при уходе на пенсию, к юбилейным датам, отпуску, на лечение и т.п. Данные выплаты уплачиваются за счет средств материального поощрения, образованного в размере 5% планового фонда заработной платы.
На основании исследования управления кадрами УО «ГГМИ», в следующей главе работы рассмотрим основные направления совершенствования использования результатов труда.
3 Пути совершенствования управления кадрами
УО
«Гомельский государственный
медицинский институт»
3.1
Мероприятия по сокращению
потерь рабочего времени
и улучшению структуры
кадров
Одной
из важнейших задач
Результативность деятельности трудового коллектива УО «ГГМИ» в определяющей степени зависит от умения руководства создавать условия для реализации профессионального и творческого потенциала персонала.