Пути совершенствования управления кадрами УО «Гомельский государственный медицинский институт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи исследования:

изучить обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом для учебного процесса профессиональным и квалификационном составом (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами);
определить качественный уровень персонала организации;
провести анализ использования рабочего времени;
дать оценку эффективности использования фонда оплаты труда;
выявить пути и резервы повышения эффективности использования кадров организации и разработать мероприятия по приведению их в действие.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1 Методические подходы к оценке управления кадрами предприятия. . . . .

Управление устойчивостью кадров и их рабочим временем. . . . . . . . .
Стимулирование труда – как важнейшая функция управления кадрами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .
Управление социальным развитием и социальной защищенностью членов трудового коллектива. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Оценка управления кадрами (на материалах УО «Гомельский государственный медицинский институт») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1 Анализ структуры персонала и эффективности использования рабочего времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2 Оценка эффективности использования средств на оплату труда . . . . .

2.3 Уровень социальной защищенности коллектива учреждения образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3 Пути совершенствования управления кадрами УО «Гомельский государственный медицинский институт». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1 Мероприятия по сокращению потерь рабочего времени и улучшению структуры кадров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2 Мероприятия по совершенствованию оплаты труда. . . . . . . . . . . . . . . .

3.3 Мероприятия, направленные на повышение уровня социальной защиты работников организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая мединст..doc

— 645.00 Кб (Скачать)
 

     Данные  таблицы 2.4 показывают, что образовательный уровень на предприятии достаточно высокий. Например, если доля руководителей в списочной численности работников составляет на 1.01.2005 г. 10,7%, то  96,8% (60:62х100) из них имеют высшее образование. Остальная часть руководителей имеет среднее специальное образование (3,2%). Такое же положение складывается с образовательным уровнем специалистов и служащих: из всех 451 чел. специалистов и служащих 284 чел. (или 63,0%) имеют высшее образование и 77 чел. – среднее специальное (или 17,1%). Это свидетельствует о высоком качестве работников учреждения образования по образовательному критерию.

     И, наконец в табл.2.5 приведем данные о распределении численности  профессорско-преподавательских работников по занимаемым должностям на основании ф.№5-нк (Приложение Д,Е).

 

     

     Таблица 2.5

     Распределение численности профессорско-преподавательских  работников по занимаемым должностям на конец года

 
 
2003 год 2004 год Отклонение (+,-)  
Темп  роста, %
числен-ность, чел. уд. вес, % числен-ность, чел. уд. вес, % числен-ности, чел. уд. веса, п.п.
А 1 2 3 4 5 6 7
Всего,

1. из общей  численности профессорско-преподавательских  работников

1.1.Ректоры

1.2.Проректоры  по научной, учебной и иной работе

1.3 Деканы и  заместители деканов

1.4 Заведующие  кафедрами

1.5. Профессора  в составе кафедр

1.6. Доценты в  составе кафедр

1.7. Старшие преподаватели

1.8. Преподаватели,  ассистенты и преподаватели-стажеры

2. из общей  численности профессорско-преподавательских  работников имеют ученую степень

2.1 доктора наук

2.2 кандидаты наук

3. из общей  численности профессорско-преподавательских  работников имеют ученое звание

3.1 академика,  члена-корреспондента

3.2 профессора

3.3 доцента

3.4 старшего научного  сотрудника

201 
 
 

201

1 

4 

1

27 

- 

29 

14 
 

125 
 
 
 

69

11

58 
 
 

40 

-

6

31 

3

100 
 
 

100

0,5 

2,0 

0,5

13,4 

- 

14,4 

7,0 
 

62,2 
 
 
 

34,4

5,5

28,9 
 
 

19,9 

-

3,0

15,4 

1,5

213 
 
 

213

1 

4 

1

28 

- 

35 

22 
 

122 
 
 
 

76

12

64 
 
 

50 

-

7

41 

2

100 
 
 

100

0,5 

1,9 

0,5

13,1 

- 

16,4 

10,3 
 

57,3 
 
 
 

35,6

5,6

30,0 
 
 

23,4 

-

3,3

19,2 

0,9

12 
 
 

12

- 

- 

-

1 

- 

6 

8 
 

-3 
 
 
 

+7

1

6 
 
 

10 

-

1

10 

-1

- 
 
 

-

- 

-0,1 

-

-0,3 

- 

+2,0 

+3,3 
 

-4,9 
 
 
 

+1,2

+0,1

+1,1 
 
 

+3,5 

-

+0,3

+3,8 

-0,6

106,0 
 
 

106,0

100 

100 

100

103,7 

- 

120,7 

157,1 
 

97,6 
 
 
 

110,1

109,1

110,3 
 
 

125,0 

-

116,7

132,3 

66,7

 
 

     Данные  табл.2.5 показывают, что рост профессорско-преподавательского состава на 12 чел. в 2004 году по сравнению  с 2003 годом обусловлен ростом численности доцентов в составе кафедр и старших преподавателей соответственно на 6 и 8 чел.

     Удельный  вес преподавателей и ассистентов  в общей численности профессорско-преподавательских  работников составляет наибольшую долю: 62,2 и 57,3% соответственно в 2003 и 2004 году. Рост численности доцентов и старших преподавателей можно назвать положительным моментом, поскольку он повлиял на улучшение структуры профессорско-преподавательского состава: доля остепененных преподавателей в общей их численности увеличилась на 1,2 п.п. по сравнению с 2003 годом. Это делает баланс ресурсов более активным, что влияет на увеличение качества подготовки студентов.

      Произведем  расчет соотношения численности  профессорско-преподавательского состава  и студентов (в расчете на 100 чел. студентов):

  • в 2003 году:

201 : 1573 х 100 = 12,8% или 13 чел;

  • в 2004 году:

213 : 1580 х 100 = 13,5% или 14 чел.

      Таким образом, удельный вес численности профессорско-преподавательского состава на 100 чел. студентов в 2004 году возрос на 0,7%, что также подтверждает вывод об улучшении структуры персонала.

     Наиболее  ответственным этапом в исследовании управления кадрами на предприятии  является изучение их движения. Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 2.6. 

 

   

   Таблица 2.6

   Информация  о движении кадров

Показатели 2003 год 2004  год Отклонение, (+,-)
А 1 2 3
1.Принято  на предприятие

2.Выбыло с  предприятия

в т.ч.

2.1 в связи с сокращением штатов

2.2 по собственному  желанию

2.3 за прогулы  и другие нарушения трудовой  дисциплины

2.4 прочие причины

3.Среднесписочная  численность работающих, чел.

4.Коэффициенты  оборота по

  • приему (стр.1 : стр.3)
  • выбытию (стр.2 : стр.3)

5.Коэффициент текучести ((стр.2.2 + стр.2.3) : стр.3)

6.Коэффициент  общего оборота ((стр.1 + стр.2) : стр.3)

92

93 

-

63 

-

30

489 

0,188

0,190

0,129

0,378

113

79 

-

42 

1

36

501 

0,226

0,158

0,086

0,383

+21

-14 

-

-21 

+1

+6

+12 

+0,038

-0,032

-0,043

+0,005

 

      Из  данных таблицы 2.6 видно, что коэффициент  текучести кадров на исследуемом  предприятии достаточно высокий. Однако, в 2004 году он снизился на 4,3% по сравнению с предыдущим периодом и составил 8,6%. Это говорит об относительном непостоянстве трудового коллектива. Анализ причин увольнений свидетельствует о том, что наиболее часто встречается недостаточная обеспеченность работников работой по инициативе нанимателя: невысокая заработная плата работников, высокие требования к занимаемым должностям.

     Кроме того, в 2004 году имеет место увольнение работника за нарушение трудовой дисциплины, что свидетельствует о снижении внимания руководства к дисциплине в организации.

     По  данным ф.№1-труд «Отчет по труду и  движению работников» (Приложения Ж,З) исследуемой организации об использовании рабочего времени в табл. 2.7 проведем анализ использования педагогических работников и профессорско-преподавательского состава по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени.

     Таблица 2.7

     Использование педагогических работников и профессорско-преподавательского состава учреждения образования  «ГГМИ»
 
Показатель
 
2003 год
2004 год Отклонение, (+,-)
план факт от 2003 года от плана
 
1.Среднегодовая  численность работников (ЧР)

2. Отработано  за год одним работником:

  • дней (Д)
  • часов (Ч)

3.Средняя продолжительность  рабочего дня (П), ч

4.Фонд рабочего  времени,  тыс. ч

 
 
303 
 

318

2134 

6,7

646,7

 
 
374 
 

290

1738 

6,0

650,0

 
 
299 
 

313

2130 

6,8

636,9

 
 
-4 
 

+5

-4 

+0,1

-9,8

 
 
-75 
 

+23

+392 

+0,8

-13,1

 

      Как показывают данные табл.2.7, в исследуемой  организации фактический фонд рабочего времени педагогических работников и профессорско-преподавательского состава ниже планового на 13,1 тыс. час. Влияние факторов на его изменение установим способом абсолютных разниц по формуле (1.5):

                       ФРВчр = (ЧРф – ЧРпл) х Дпл  х Ппл =

                           = (299-374) х 290 х 6,0 = - 130,5 тыс.ч:

                            ФРВд = (Дф – Дпл) х ЧРф х  Ппл =

                            = (313-290) х 299 х 6,0 = +41,3 тыс.ч;

                            ФРВп = (Пф – Ппл) х Дф х  ЧРф =

                             = (6,8-6,0) х 299 х 313 = +76,1 тыс.ч.

                               Всего:                                -13,1 тыс.ч. 

     Как видно из приведенных данных, имеющиеся  педагогические работники и профессорско-преподавательский состав используются достаточно полно. Вместо запланированных 290 рабочих дней на одного преподавателя, отработано 313 дней, продолжительность рабочего дня больше по сравнению с планом в среднем на 0,8 часа. При этом вместо 1738 часов запланированных институтом для одного педагогического работника, ими отработано 2130 часов в год. Это связано с нехваткой профессорско-преподавательского состава, о чем и свидетельствуют данные таблицы 2.7 и проведенный выше факторный анализ.  В связи с недоукомплектованностью штатов на 75 человек снизили фактический фонд рабочего времени на 13,1 тыс. час.

      Следовательно, основные направления по повышению эффективности управления кадрами профессорско-преподавательского состава следует искать в оптимизации их рабочего времени и улучшении структуры кадров института. 

    2.2 Оценка эффективности  использования средств  на оплату труда 

     Оплата  труда работающих в УО «ГГМИ» организована на основе Единой тарифной сетки, тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь (последнее решение: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2005 г. №390 «Об установлении размеров тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, базовой величины и коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников организации, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями») и в пределах утвержденной сметы расходов на год.

    Фонд  заработной платы работников УО «ГГМИ» по действующей инструкции органов статистики включает в себя не только фонд оплаты труда, планируемый в бюджетной и внебюджетной сметах, но и выплаты за счет средств направляемых на материальное стимулирование работников института и средств на оказание материальной помощи работникам института на основании Положения о премировании работников и оказании материальной помощи работникам, утвержденным ректором в согласовании с профкомом от 31.12.2003 г. Однако наибольший удельный вес в составе средств, направленных на потребление, занимает фонд оплаты труда, планируемый в бюджетной и внебюджетной сметах.

    В таблице 2.8 проведем анализ изменения  структуры и динамики  фонда заработной платы работников УО «ГГМИ». Исходная информация о составе фонда заработной платы содержится в ф.№1-т «Отчет по труду» (Приложения А, Б).

     Таблица 2.8

Динамика структуры фонда заработной платы УО «ГГМИ» за 2003-2004 г.г

 
Показатели
2003 год 2004 год Изменение Темп  роста, %
сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % суммы, млн. руб. уд. веса, п.п.
А 1 2 3 4 5 6 7
1.Затраты  на оплату труда в составе затрат планируемый в смете, в т.ч.:

1.1.заработная  плата, начисленная за выполненную  работу и отработанное время, из нее:

1.1.1.по тарифным  ставкам и окладам, включая суммы индексации;

1.1.2.по сдельным  расценкам, включая суммы индексации;

1.1.3.работникам несписочного состава и другие выплаты за выполненную работу и отработанное время

1.2.поощрительные  выплаты, всего, из них:

1.2.1.надбавки  за профмастерство, классность, стаж  работы и др. доплаты;

1.2.2.премии и  вознаграждения

1.2.3.единовременные  премии

1.3.выплаты компенсирующего  характера, связанные с режимом  работы и условиями труда;

 
 
1645,3 
 

803,6 
 

768,1 

- 
 

35,5 
 

616,4 

272,1 

165,2

179,1 
 

63,4

 
 
98,8 
 

48,3 
 

46,1 

- 
 

2,2 
 

37,0 

16,3 

9,9

10,8 
 

3,8

 
 
2359,5 
 

1149,3 
 

1086,6 

- 
 

62,7 
 

883,3 

396,9 

357,8

128,6 
 

85,3

 
 
94,7 
 

46,1 
 

43,6 

- 
 

2,5 
 

35,4 

15,9 

14,4

5,1 
 

3,4

 
 
714,2 
 

345,7 
 

318,5 

- 
 

27,2 
 

266,9 

124,8 

192,6

-50,5 
 

21,9

 
 
-4,1 
 

-2,2 
 

-2,5 

- 
 

+0,3 
 

-1,6 

-0,4 

+4,5

-5,7 
 

-0,4

 
 
143,4 
 

143,0 
 

141,5 

- 
 

176,6 
 

143,3 

145,9 

216,6

71,8 
 

134,5

               

Продолжение табл.2.8

А 1 2 3 4 5 6 7
1.4.оплата  за неотработанное время (отпусков, свободных от работы дней матерям, время выполнения гос. и общественных обязанностей и др.).  
 
 
 
161,9
 
 
 
 
9,7
 
 
 
 
241,6
 
 
 
 
9,8
 
 
 
 
84,2
 
 
 
 
+0,1
 
 
 
 
152,0
2.Выплаты  из фонда материальной помощи  
19,2
 
1,2
 
132,6
 
5,3
 
113,4
 
+4,1
 
в6,9р.
 
Итого фонд заработной платы
 
1664,5
 
100
 
2492,1
 
100
 
827,6
 
-
 
149,7

Информация о работе Пути совершенствования управления кадрами УО «Гомельский государственный медицинский институт»