Пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Работа содержит 1 файл

7673 Регион. экономика Звениговский район.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

Делегирование полномочий производится с учетом задач социально-экономического развития муниципального образования Звениговского района. Передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения муниципальными органами власти вопросов местного значения или ухудшать социально-экономическое положение муниципального образования. Полномочия могут передаваться только при наличии реальных возможностей для их осуществления органами местного самоуправления.

При делегировании государственных  полномочий органам местного самоуправления Звениговского района проект закона должен заблаговременно направляться представительным органам соответствующих муниципальных образований для согласования и мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях представительных органов государственной власти.

Постепенно должны складываться и новые формы взаимодействия муниципальных органов Звениговского  района: создание совместных временных и постоянных рабочих органов; совместная разработка и реализация планов и программ. В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и повышения эффективности взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские межрегиональные и региональные специализированные объединения муниципальных образований. Многие положительные результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.

При определении состава  Звениговского района необходимо учитывать  территориальный демографический  экономический исторический и административный факторы. Среди возможных полномочий Звениговского района можно отметить социальную поддержку и занятость населения управление чрезвычайными ситуациями охрану окружающей среды противопожарную безопасность регулирование земельных отношений и т.п. То есть полномочия, передаваемые на уровень Звениговского района, связаны с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики и в тоже время отнесены к вопросам местного значения. Среди преимуществ такой системы специалистами отмечается укрепление вертикали исполнительной власти приближение государственной власти к населению более комплексное развитие территорий состоящих из нескольких муниципальных образований.

Также необходимо:

- создать правовые  возможности для формирования  малыми муниципальными образованиями объединенных администраций в целях экономии расходов на управление;

- создать условия для  межмуниципальной кооперации в  решении общих задач;

- повысить эффективность  механизмов государственного контроля  и надзора за деятельностью органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства и исполнения государственных полномочий;

- усилить публичный  контроль за деятельностью местного  самоуправления повысив роль  представительных органов и разработав  конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением;

- создать возможность  формирования бюджетов более  высоких территориальных уровней  управления (районов; административно-территориальных  образований) за счет целевых  отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач муниципалитетов, а также за счет целевых средств выделяемых из федерального и региональных бюджетов на исполнение государственных полномочий.

Указанные меры хорошо зарекомендовали  себя в зарубежной практике. Отдельные элементы уже используются в России, но по мнению специалистов только их комплексное и широкое распространение может дать заметный эффект. Реализация должна основываться на федеральном правовом регулировании, так как связана с решением задач укрепления государственности создания условий для долгосрочного экономического роста.

 

3.3 Прогноз  социально - экономического развития Звениговского района

 

Прогноз социально-экономического развития Звениговского района предполагает соответствие требованиям федерального и областного законодательства на основе прогнозных материалов предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории района.

В качестве основных положений  прогноза можно отметить сохранение высоких темпов роста экономики  и инвестиций, и на базе этого поддержание высоких темпов роста доходов граждан.

При разработке прогноза были учтены внешнеэкономические и  внутрироссийские факторы.

К положительным внешнеэкономическим  факторам отнесены стабилизация темпов роста мировой экономики, сохранение достаточно высокого уровня спроса на нефть и газ, улучшение инвестиционного  климата, повышение инвестиционного  рейтинга России, к отрицательным - зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, развитие собственного производства в странах-импортерах российских металлов, снижение в среднесрочной перспективе мировых цен на черные и цветные металлы.

Положительными внутрироссийскими  факторами являются такие факторы, как рост предпринимательской активности российских компаний в условиях усилившейся конкуренции, рост инвестиционной активности и повышение качества инвестиций, модернизация сектора естественных монополий, диверсификация экономики, внедрение энергосберегающих технологий, повышение внутреннего платежеспособного спроса населения, реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Отрицательные: ухудшение  ситуации для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, за счет роста конкурирующего импорта, превышение темпов роста на энергоносители по сравнению с целевым уровнем инфляции, физическое и моральное старение основных фондов отдельных отраслей, продолжающаяся естественная убыль населения, старение населения и увеличение расходов бюджета на пенсионное и социальное обеспечение.

Основные приоритеты в деятельности органов городского самоуправления Звениговского района:

1) обеспечение устойчивого  функционирования наиболее важных  систем жизнеобеспечения населения;

2) модернизация социальной  сферы, прежде всего путем реализации  национальных проектов в сфере  здравоохранения, образования и  обеспечения населения доступным  и комфортным жильем;

3) строительство, реконструкция  и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства и озеленения города;

4) повышение эффективности  использования муниципальной собственности,  земли и недвижимости;

5) создание условий  для развития эффективных производств,  поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;

6) сохранение высокой  динамики роста реальных доходов  работающих и всего населения,  увеличение платежеспособного спроса  и снижение бедности;

7) обеспечение экологической  и общественной безопасности  жизни горожан.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития района:

- объем отгрузки товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг собственными  силами по «чистым» видам деятельности;

- прогнозируется рост  промышленного производства. В структуре  видов производств будут доминировать сельское хозяйство;

- объем инвестиций, направляемых  на развитие сельского хозяйства,  составит около 50% общих объемов  инвестиций, они позволят ввести  новые производственные площади  и внедрить новые технологии.

Задача органов городского самоуправления, используя накопленный потенциал, грамотно выстроить свою работу с тем, чтобы повысить уровень предоставления населению услуг во всех сферах жизнедеятельности, обеспечить дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие на территории города и реализацию приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, активизировать все факторы, обеспечивающие условия роста валового муниципального продукта, сбалансированного решения узловых проблем города. Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития будет обеспечено согласованными действиями всех звеньев городской системы управления в соответствии с установленными приоритетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данный реферат помог в укреплении теоретических и практических знаний по дисциплине «Региональная экономика и управление».

Объектом исследования послужил муниципальное образование  «Звениговский муниципальный район» республики Марий Эл. Данные анализируемого района за период с 2009 года по 2011 год взяты с сайтов www.maristat.mari.ru, www.12rus.ru, http://portal.mari.ru/zvenigovo.

Формы управления и самоуправления во многом определяются государственными формами, политическими режимами и политическими системами. Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных государствах и конфедеративных республиках существенно отличаются от таковых в унитарных государствах.

Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы, как всех народов  России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.

В настоящее время  Россия уже не находится в состоянии глубокого экономического кризиса, однако, одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:

- неизбежность преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения государственной власти между всеми уровнями управления;

- необходимость обеспечения  активного, равноправного, реального  участия населения России в  управлении развитием ее социально-экономической сферы;

- необходимость усиления  ориентации местных сообществ  на самопомощь, на усиление деловой  активности всего дееспособного  населения соответствующей территории;

- необходимость преодоления  экономического кризиса в России  путем использования имеющихся резервов территориальных образований.

Все перечисленные проблемы находят отражение и на местном  уровне, что усугубляется и наличием в органах местного самоуправления собственных проблем.

Поставленная цель работы достигнута. С помощью решения  задач выявлены недостатки и разработаны предложения по их устранению. Для этого проанализированы роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования, в том числе структура органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в социально - экономическом развитии района и само понятие и цели социально - экономической политики местного самоуправления. Исследование социально - экономического развития муниципального образования показало, что существует ряд проблем.

Предложены следующие  разработки:

- создание туристической  зоны позволит области в ближайшее  время сконцентрировать у себя  крупномасштабные производство, развивать  социальную инфраструктуру и  даст увеличения доходов бюджета  в несколько раз.

- бюджет области также  имеет социальную направленность, главными приоритетами являются  финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам  бюджетной сферы, создание инфраструктуры  туристической зоны и обеспечение  стабильности региональных и местных бюджетов.

Также необходимо:

- создать правовые  возможности для формирования  малыми муниципальными образованиями  объединенных администраций в  целях экономии расходов на  управление;

- создать условия для  межмуниципальной кооперации в  решении общих задач;

- повысить эффективность  механизмов государственного контроля  и надзора за деятельностью  органов местного самоуправления  на предмет соблюдения ими  законодательства и исполнения  государственных полномочий;

- усилить публичный  контроль за деятельностью местного самоуправления повысив роль представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением;

- создать возможность  формирования бюджетов более  высоких территориальных уровней  управления (районов; административно-территориальных образований) за счет целевых отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач муниципалитетов а также за счет целевых средств выделяемых из федерального и региональных бюджетов на исполнение государственных полномочий.

Информация о работе Пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района