Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
На рисунке 5 представим структуру расходов Звениговского района за 2010 год (тыс. руб.).
Рис. 5. Структура расходов городского Звениговского района за 2010 год
В таблице 7 представлена
структура распределения
Таблица 7
Структура расходов бюджета Звениговского муниципального образования
за 2011 год
Основные отрасли и мероприятия, финансируемые из бюджета муниципального образования |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
1. Управление внутренних дел по Звениговскому району |
1337,8 |
0,48 |
2. Собрание депутатов Звениговско |
113658,3 |
40,78 |
3. Управление здравоохранения администрации Звениговского района |
52537,0 |
18,85 |
4. Управление культуры администрации Звениговского района |
10451,7 |
3,75 |
5. МУФКиС «Спортивный центр Звениговского района» |
167,2 |
0,06 |
6. Управление образования администрации Звениговского района |
94761,7 |
34 |
7. Управление по делам
гражданской обороны и |
1059,1 |
0,38 |
8. Финансовое управление администрации Звениговского района |
4738,1 |
1,7 |
ВСЕГО |
278711 |
100 |
На рисунке 6 представим структуру расходов Звениговского района за 2011 год.
Рис. 6. Структура расходов городского Звениговского района за 2011 год
В структуре расходов
рассматриваемого бюджета наибольшую
часть занимают расходы по статье
«Собрание депутатов
29,68% в 2009 году, 28,7% в
2010 году и 34 % в 2011 году от
общей суммы расходов бюджета
расходуется на управление
Таким образом, приоритетными направлениями расходования средств бюджета муниципального образования являются расходы по содержанию администрации, структурных подразделений, а также образование.
На управление здравоохранением
администрации Звениговского
Другие статьи занимают менее значительную долю в структуре расходов рассматриваемого бюджета.
Так, на Управление внутренних дел по Звениговскому району к концу 2011 году было выделено 0,48 % расходов района. Спортивное направление занимает лишь 0,06 % в общей структуре расходов бюджета рассматриваемого муниципального образования. На Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Звениговского района выделено 1059,1 тыс. руб., что составляет 0,38 % от общей суммы бюджета расходов района в 2011 году. На финансовое управление администрации Звениговского района выделено 4738,1 тыс. руб.
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования
В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
Устойчивость бюджета
может характеризоваться четырь
Для определения степени устойчивости территориальных бюджетов можно использовать предложенные Г.Б. Поляком критерии, приведенные в таблице 8.
В качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты, позволяющие сравнить характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнить показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета за 2011 год можно использовать следующие бюджетные коэффициенты:
1) коэффициент соотношения
регулирующих и собственных
Кр.с. = Др / Дс;
Кр.с. = 107321,9 / 175593,1 = 0,61
2) коэффициент автономии:
Ка= Дс / Д;
Ка= 175593,1 / 282915 = 0,62;
3) коэффициент обеспеченности
минимальных расходов
Ко = Дс / Рмин;
Ко = 175593,1 / 278711 = 0,63;
4) коэффициент бюджетного покрытия:
Kб.п. = Д / Рмин;
Kб.п. = 282915 / 278711 = 1,02
5) коэффициент бюджетной задолженности:
Кб.з. = З / Р;
Кб.з. = 107321,9 / 278711 = 0,39
6) коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.р. = Д / Ч;
Кб.р. = 282915 / 44,9 = 6301
7) коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Ко.н. = Р / Ч.
Ко.н. = 278711 / 44,9 = 6207,37
Эти коэффициенты позволяют объективно оценить состояние территориальных бюджетов, выявить факторы, влияющие на это состояние.
Знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяет определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
Таблица 8
Определение устойчивости территориальных бюджетов
Состояние территориальных бюджетов |
Условия состояния |
Количественные критерии, % |
1 |
2 |
3 |
Абсолютно устойчивое |
Рмин < Дс + Др |
Дс/Д=60-70 Др/Д = 30-40 З/Р =10-15 |
Нормальное |
Рмин = Дс + Др |
Дс/Д 40-50 Др/Д= 50-60 З/Р = 30-35 |
Неустойчивое |
Рмин=Дс+Др+Ддоп |
ДУД = 5-10 Др/Д = 90-95 3/Р = 40-50 |
Кризисное |
Рмин >Дс + Др |
- |
Примечание: Рмин – минимальные расходы бюджета; Дс – собственные доходы бюджета; Др – регулирующие доходы бюджета; Ддоп – дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.); Д – общая сумма бюджетных доходов; Р – общая сумма бюджетных расходов; З – бюджетная задолженность.
Для муниципального образования Звениговский район за 2009 год:
Дс + Др = 214411тыс. руб.
Рмин = 181336 тыс. руб.
За 2010 год:
Дс + Др = 253714тыс. руб.
Рмин = 219696 тыс. руб.
За 2011 год:
Дс + Др = 107321,9 + 175593,1 = 282915 тыс. руб.
Рмин = 278711 тыс. руб.
Тогда для рассматриваемого периода и района выполняется следующее неравенство:
За 2009 год: Рмин < Дс + Др;
За 2010 год: Рмин < Дс + Др;
За 2011 год: Рмин < Дс + Др.
Следовательно, состояние бюджета муниципального образования Звениговский район можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое, т.к. за все три года показатель обще суммы бюджетных расходов меньше общей суммы бюджетных доходов.
Об устойчивости бюджета района свидетельствуют также и представленные коэффициенты.
Так, коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов равен 0,61, что свидетельствует о том, что собственные доходы превышают регулирующие, а регулирующие доходы составляют 0,61 доли собственных доходов.
Коэффициент автономии составил 0,62, что значит, что собственные доходы занимают 62 % в общей сумме доходов в рассматриваемом периоде времени.
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами составил 0,63, это значит, что собственные доходы покрывают 0,63 доли расходов бюджета района.
Коэффициент бюджетного покрытия больше 1 и составляет 1,02, что обозначает превышение доходов над расходами бюджета района.
Коэффициент бюджетной задолженности составил 0,39.
Коэффициент бюджетной результативности региона (6301) выше коэффициента бюджетной обеспеченности населения (6207,37), что связано с превышением суммы доходов над расходами бюджета муниципального образования.
3. Перспективы и пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района
3.1 Перспективы социально - экономического развития и управления Звениговского района
С целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами муниципального образования Звениговский район, для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.
В связи с этим основные
направления стратегии
Главной целью стратегии является определение основных направлений развития муниципального образования Звениговский район, обеспечивающих экономический рост и уровень жизни населения муниципального образования.
Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами территории, основу которых составляет предприятий производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.
Целью социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного роста субъектов экономики, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения.
Для достижения поставленной цели органам муниципальной власти в период до 2020 года предстоит решить следующие основные задачи:
- создание эффективной системы муниципального управления;
- определение точки
роста, способной создать
- повышение и стимулирование
инвестиционной
- формирование условий и стимулов для дальнейшего развития малого предпринимательства;
- рациональное использование
и устойчивое воспроизводство
природных ресурсов, оздоровление
и улучшение качества
- создание новых рабочих мест, содействие решению проблемы занятости.
Цель политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологии - повышение эффективности и экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала территории.
Как раннее было сказано, район занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе, поэтому особое внимание следует уделить именно повышению объемов сельскохозяйственной продукции и животноводства. С целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных, реализуется целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Звениговский район на период 2012-2016 годы», в плане мероприятий которой приобретаются телята мясомолочного и мясного направления с целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных.
Главной задачей в сфере природопользования и экологии является рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.