Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты
1.1. Социально-экономические
процессы как объект
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной
социальной политики в
2. Анализ социально-
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета
Звениговского муниципального
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ
бюджета муниципального
3. Перспективы и
пути совершенствования
3.1. Перспективы социально-
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Введение
В современных условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.
Практическая реализация
новых подходов к управлению на местном
уровне осложняется рядом
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Проблемы развития муниципальных образований стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.
Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Объект – муниципальное образование Звениговский район.
Предмет - социально - экономическое развитие и управление муниципальным образованием Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль
и полномочия местного
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения
по совершенствованию
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.
Методологической основой послужили исторический и системный подход, сравнительный анализ, методы экспертных оценок, анкетирование, интервью, методика непосредственной количественной оценки, метод ранжирования.
Научная новизна состоит
в разработке и обосновании рекомендаций
по совершенствованию управления социально
- экономическим развитием
Практическая значимость
работы состоит в исследовании методологических
аспектов управления социально - экономическим
развитием муниципальных
1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования
1.1 Социально-экономические
процессы как объект
Формирование и
Механизм реализации
социально-экономической
При формировании социально-экономической политики неизбежно встает вопрос о приоритетах социально-экономической политики, т.е. социально-экономических задачах, которые признаются обществом как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическим системами всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Федерации.
Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.
Главной приоритетной целью
социально-экономической
В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели [11,с. 68].
Здесь, на наш взгляд, важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как "качество жизни населения". Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что "главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс ..., а качество человека". В современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.
Традиционные показатели уровня развития социально-экономических систем, такие как, например, валовой внутренний продукт (в субъектах Федерации валовой региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как экономический показатель не учитывает и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей общества в целом, в предпочтениях различных социальных групп и отдельных людей. Но именно эти факторы в настоящее время становятся все более и более важными. Даже интенсивные темпы валового экономического роста, порождающие общество изобилия товаров, не являются идеалом, стремление к которому в безусловном порядке обеспечивает рост благосостояния и социальную умиротворенность граждан.
Необходимо порвать с экономизмом и продвигать регулирующую деятельность, учитывать все составные элементы экономики, с тем, чтобы она служила счастью людей, а не только росту продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.
На смену чисто экономическим валовым показателям должен прийти новый, более сложный и полный критерий - "качество жизни населения", компонентами которого является ряд социально-экономических факторов, в состав которых входит большое число различных социально-экономических показателей или индикаторов, в том числе и ранее используемые традиционные экономические показатели.