Пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Работа содержит 1 файл

7673 Регион. экономика Звениговский район.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

Для этого необходимо:

- содержание и очистка  мест хранения твердых бытовых  отходов на территории района (включая территории поселений);

- строительство и благоустройство  2-ой очереди полигона твердых  бытовых отходов;

- выполнение мероприятий по приведению в безопасное состояние гидротехнических сооружений;

- организация экологического  воспитания в школьных и дошкольных  учреждениях;

- осуществление мероприятий,  направленных на оздоровление  окружающей среды;

- проведение лесовосстановительных и лесоохранных мероприятий.

Цели политики в сфере  труда и занятости:

- формирование условий  для занятости населения, повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

- согласование интересов  работников и работодателей, предупреждение  коллективных трудовых споров.

Основные задачи:

- сокращение уровня  безработицы в условиях ограниченных  экономических и финансовых возможностей, проведение активной политики  предотвращения массовых высвобождений;

- создание условий  для трудоустройства безработных граждан;

- смягчение последствий  безработицы;

- обеспечение занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске подходящей  работы;

- ориентация экономически  активного населения на новые  формы занятости и трудовых  отношений;

- создание во внебюджетном  секторе экономики системы гарантий  минимального уровня заработной  платы не ниже прожиточного  минимума на основе коллективных  договоров и соглашений на  всех уровнях социального партнерства;

- создание эффективной  системы управления условиями и охраной труда;

- развитие системы  социального партнерства.

Для реализации поставленных задач необходимо осуществить:

- разработку и реализацию  муниципальных, программ содействия  занятости населения с учетом  рынка труда, принятие мер по выводу муниципального образования из критической ситуации на рынке труда;

- разработку и реализацию  программы общественных работ;

- совершенствование профориентационных  услуг, в том числе для выпускников  общеобразовательных школ, расширение  объемов и видов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с требованиями рынка труда;

- поддержку частного  предпринимательства и индивидуальной  трудовой деятельности, развитие  фермерства, самозанятости;

- обеспечение согласованности действий службы занятости с органами муниципальной власти, а также работодателями в решении проблемы занятости населения;

- повышение эффективности  коллективно-договорного регулирования  трудовых отношений, процедур  переговорного процесса.

Основная цель в сфере образования - создание условий для реализации социальных гарантий человека на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности и государства.

Задачами муниципальной  политики в сфере образования  являются повышение качества образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Основные усилия по реализации политики в области общего образования  должны быть направлены на:

- обновление содержания  и структуры общего образования;

- введение новых образовательных стандартов общего среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования;

- расширение вариативности  образовательных программ;

- совершенствование системы  выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам;

- развитие материальной  базы и техническое переоснащение  объектов образования с использованием  современных учебников, наглядных  пособий и информационных технологий  и повышение на этой основе  качества образования;

- активизацию осуществляемых учреждениями образования научных исследований путем развития системы грантов;

- расширение практики  программно-целевого планирования  бюджетных, направляемых на развитие  образования, включая информатизацию  отрасли, развитие учебно-лабораторной базы.

Целью в сфере здравоохранения  является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения  доступности качественной медицинской  помощи.

Основными задачами здравоохранения  являются:

- обеспечение гарантий  на оказание медицинской помощи  и создание благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения;

- приведение инфраструктуры  здравоохранения в соответствие  с современными потребностями  населения в медицинской помощи;

- совершенствование системы  защиты прав граждан на получение своевременной качественной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

- решение наиболее  острых социально-медицинских проблем  (венерические заболевания, туберкулез, инфекционные заболевания и т.д.);

- повышение экономической  эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.

Для этого необходимо:

- развить систему профилактических  мер в сфере охраны здоровья  граждан, совершенствовать лечебно-профилактическую  помощь матерям и детям;

- определить приоритетность профилактических и реабилитационных мероприятий в учреждениях муниципальной системы здравоохранения для снижения заболеваемости и смертности населения, охраны здоровья матери и ребенка, распространения здорового образа жизни.

 

3.2 Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района

 

Цель совершенствования  и развития основ местного самоуправления - повышение эффективности решения  вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Приоритетные задачи политики в области развития местного самоуправления:

- формирование финансово-экономической  базы местного самоуправления,

- выработка принципов  взаимодействия органов муниципальной  власти и органов местного  самоуправления, в том числе обеспечения реализации отдельных полномочий;

- формирование муниципальной  собственности как важнейшей  составляющей финансово-экономической  базы местного самоуправления;

- разграничение полномочий  и соответствующих материальных  и финансовых ресурсов между  органами муниципальной власти и органами местного самоуправления;

- обеспечение бюджетов  поселений для покрытия минимально  необходимых бюджетных расходов, устанавливаемых на основе нормативов  минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики поселений;

- обеспечение передачи  органам местного самоуправления  материальных и финансовых средств,  необходимых для осуществления  этими органами отдельных полномочий, которыми они наделяются.

Для этого необходимо осуществить:

- правовое регулирование  обеспечения гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- разработку и реализацию  программ социально-экономического  развития муниципальных образований;

- бюджетное и налоговое  регулирование, позволяющее обеспечить  сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;

- подготовку и повышение  квалификации кадров для местного  самоуправления;

- информационную поддержку  местного самоуправления.

Основной целью является повышение эффективности управления муниципальным имуществом.

Задачи:

- использование всех  муниципальных активов в качестве  инструмента для привлечения  инвестиций в реальный сектор  экономики;

- увеличение доходов  бюджета на основе эффективного  управления муниципальной собственностью и развития рынка недвижимости, в первую очередь, рынка земли.

Для выполнения поставленных задач необходимо осуществить:

- принятие программы  приватизации с определением  перечня приватизируемых объектов;

- определение критериев  оценки эффективности управления муниципальным имуществом (активами);

- формирование механизма  опубликования информации о приватизируемом  имуществе, об имуществе, которое  может быть передано в аренду, доверительное управление, включая  имущество, находящееся в ведении  муниципальных предприятий и учреждений;

- повышение эффективности  деятельности муниципальных унитарных  предприятий и обеспечение перечисления  в бюджет части их прибыли.

Важное место занимают муниципальные правовые акты, которые  могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти области.

Однако наблюдается  несоответствие принятых нормативных  актов федеральным законам. Муниципальный законодатель в условиях явной недостаточности норм регулирования, заложенной в федеральном законе, установил достаточно широкий правовой предел регулирования территориальной организации самоуправления.

Слабость законодательства в сфере местного самоуправления обусловлена рядом причин среди которых главное - отсутствие целостной системы государственного территориального управления отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления внутренняя несогласованность и несистемность федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.

Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь  четкое представление о круге  своих полномочий и соответствующих  им обязанностях ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве. Вместе с тем жестко закреплять за органами местного самоуправления определенный фиксированный объем полномочий нецелесообразно. Муниципальное образование имеет существенные различия по экономическому потенциалу инфраструктуре кадрам, поэтому объем полномочий по решению вопросов местного значения который могут взять на себя те или иные органы местного самоуправления всегда будет различным. При определении компетенции муниципального образования необходимо обязательно учитывать местные условия.

При распределении полномочий важно найти оптимальное решение  того какую функцию следует передавать на принципе исключительного исполнения а для какой устанавливать совместную ответственность различных уровней управления. С точки зрения повышения эффективности управления необходимо стремиться к тому, чтобы во всех областях отношений, в которых неизбежна совместная ответственность между различными уровнями управления определялся участник, координирующий усилия органов власти различного уровня по решению совместной задачи.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления не содержит специальных норм о распределении задач отнесенных к компетенции местного самоуправления между районами и находящимися на их территории населенными пунктами. В соответствии с конституционным правом России населенные пункты как муниципальные образования являются самостоятельными субъектами местного самоуправления по отношению к районам. Однако в силу отсутствия необходимых административных и финансовых ресурсов находящиеся на территории районов муниципальные образования часто не в состоянии выполнять все задачи отнесенные к их ведению. Поэтому возникает объективная необходимость такого распределения, полномочий между районами и муниципальными образованиями, которое позволило бы обеспечить стабильное осуществление задач. Это возможно если на муниципальные образования находящиеся на территории районов возлагаются только те функции, которые органы местного самоуправления в состоянии эффективно решать исходя из своего организационно-управленческого и финансового потенциала. За субъектами Российской Федерации в законодательстве закрепляется право принятия законодательного акта о распределении компетенции между районами и находящимися на их территории населенными пунктами в соответствии с организационно-управленческими и финансовыми ресурсами соответствующих образований.

Информация о работе Пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района