Пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Работа содержит 1 файл

7673 Регион. экономика Звениговский район.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными  благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность  к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран. Так, Всемирным банком выпускается ежегодник, в котором в системе показателей для международных сопоставлений имеется группа показателей, характеризующая качество жизни (Quality oflife).

Система интегральных показателей, характеризующих качество жизни  населения, в мировой практике встречается в различных формах. Интересна система показателей, предложенная В.В. Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым. (Таблица 1)

Таблица 1.

Система интегральных показателей, характеризующих целевую функцию  «качество жизни населения»

 

п/п

Аспекты понятия «качество жизни населения»

Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты

 

1

Благосостояние

Доходы, деловая активность

 

2

Здоровье

Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение

 

3

Образование

Дошкольное образование, общее  среднее образование, среднее и  высшее, специальное образование, повышение  квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, развитие способностей одаренных личностей

 

4

Жилищные условия

Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда

 

5

Духовная жизнь и культура

Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, книжное дело, театр и прочие зрелищные заведения, художественная самодеятельность и народные промыслы

 

6

Обеспеченность товарами и услугами

Номенклатура предоставляемых  товаров и услуг, в том числе  местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены

 

7

Социальное обеспечение

Пенсии, пособия, помощь малоимущим и  инвалидам

 

8

Экология

Контроль за состоянием и защита окружающей среды, утилизация отходов, восстановительные природоохранные мероприятия

 

9

Безопасность

Преступность, безопасность на производстве, безопасность транспортных средств, безопасность на дорогах, безопасность жилищ, защита от терроризма, защита от стихийных бедствий и др.

 

10

Права человека

Соблюдение конституционных прав человека

 
       

 

В таком случае, используя  данную систему интегральных показателей, характеризующих целевую функцию "качество жизни населения", процесс  формирования социально-экономической политики может быть представлен в виде совокупности работ, которые следует выполнять в определенной последовательности. В целом этот процесс будет выглядеть следующим образом:

Определяется система  показателей, характеризующих качество жизни населения муниципального образования.

Определяется фактическое  значение показателей качества жизни  муниципального образования [7,с. 305].

Определяется уровень  качества жизни дифференциальным методом  и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, общегосударственные, международные стандарты).

Выявляются причины  отрицательных и положительных  отклонений фактических значений показателей  качества жизни муниципального образования от показателей, принятых за базу.

Определяются резервы (возможности) улучшения показателей  качества жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования  положительных факторов.

Определяются возможности  улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет бюджетных средств.

Определяются возможности  улучшения качества жизни населения  муниципального образования за счет внебюджетных средств.

Выявляются возможности  улучшения качества жизни населения  за счет привлеченных, заемных средств.

Устанавливаются целевые  значения показателей качества жизни  населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений.

Определяется общий  размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых  значений показателей качества жизни населения муниципального образования

Формируются условия, благоприятные  для достижения целевых значений показателей качества жизни населения. Производится правовая (законодательная) информационная, техническая, кадровая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.

На заключительном этапе  проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической  политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации.

Формирование социально-экономической  политики затрагивает интересы практически  всех граждан и предприятий региона, определяет будущее его развития. Это слишком важный вопрос, чтобы  доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив социально-экономического развития и формирование приоритетных направлений социально-экономической политики должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов, а также населения и общественно-политических организаций. Нельзя забывать и о том, что необходима также четкая правовая регламентация данного процесса.

 

1.2 Комплексное  социально-экономическое развитие  муниципальных образований

 

Прежде чем говорить о социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно определить компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделять предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления.

Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения местного самоуправления: Основное благоустройство (территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).

Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.

Право распоряжения муниципальным  имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной  собственности, перечня неотчуждаемых объектов, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и т.д. Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.

Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города [5,с. 49]. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий.

Право принуждения, осуществление  которого возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению права содержать  муниципальную полицию (милицию), которая  при необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.

Определившись с компетенцией органов местного самоуправления, перейдем непосредственно к вопросу социально-экономического развития муниципальных образований

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.

Под управлением комплексным  социально-экономическим развитием  муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития. Рассмотрим структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Структура концепции  обусловлена системой целей и  задач социально-экономического развития муниципального образования, включает несколько разделов:

1. Стартовые условия  и оценка исходной социально-экономической  ситуации.

2. Стратегические цели  и приоритеты социально-экономического  развития.

3. Основные направления  реализации стратегических цепей.

4. Подпрограммы.

5. Механизмы реализации.

Для этих разделов характерно следующее содержание.

При анализе стартовых  условий и оценке исходной социально-экономической  ситуации, прежде всего, рассматривается  имеющаяся информация о социально-экономической  ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.

Затем рассматриваются  роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического  выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

а) сохранение существующего  направления развития (инерционная  стратегия);

б) полная смена приоритетов  и структурная перестройка экономики  муниципального образования (инновационная стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих  этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор - самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

Раздел "Основные направления  реализации стратегических целей" включает следующие подразделы:

а) развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;

б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

в) социальная политика;

г) обустройство территории - градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и  всех отраслей городского хозяйства;

д) экологическая политика;

е) развитие человеческого  потенциала территории;

ж) совершенствование  организации и деятельности муниципальной  власти.

4. Подпрограммы.

В составе концепции  пли стратегического плана могут  быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, "Жилище", "Социальная защита", "Здравоохранение" и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

Механизм реализации концепция социально-экономического развития

В этом разделе должны быть рассмотрены:

- формы государственной  и муниципальной поддержки выполнения  намеченной стратегии;

- источники и финансовые  механизмы реализации намеченной  стратегии (оценить сводный баланс  финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т.д.);

- механизмы совершенствования  системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т.д.)

 

1.3 Цели и  задачи муниципальной социальной  политики в сельской местности

 

К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

- содействие занятости  населения и обеспечению благоприятных  условий труда на предприятиях, расположенных на территории  муниципального образования;

Информация о работе Пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района