Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
где - индекс доходного потенциала i-го муниципального образования;
- население i-го муниципального образования;
ДП - суммарный доходный потенциал муниципальных образований территории;
Нас - суммарное население территории.
Бюджетная обеспеченность по Звениговскому муниципальному району = 282915 – 278711 = 4204 тыс. руб.
Среднедушевая бюджетная обеспеченность по Звениговскому муниципальному району = 4204 тыс. руб. / 44,9 тыс. чел. = 93,63 руб./чел.
Среднедушевая бюджетная обеспеченность по РМЭ = 112 руб./чел.
БО = 93,63 / 112 = 0,84.
Бюджетная обеспеченность по Звениговскому муниципальному району до выравнивания (распределения финансовой поддержки) низкая.
Таким образом, данный показатель бюджетной обеспеченности показывает, что 0,84 руб. налоговых доходов в расчете на одного жителя получено бюджетом Звениговского муниципального района исходя из имеющейся на его территории налоговой базы с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг по сравнению с аналогичным показателем в среднем по всем муниципальным образованиям республики Марий Эл.
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета
Доходную часть бюджета
республики составляют собственные
– налоговые и неналоговые
поступления и средств
Таблица 2
Анализ динамики и структуры доходов
Звениговского муниципального образования за 2009 год
Наименование доходных источников |
Сумма, тыс. р. |
Структура, % |
1 |
2 |
3 |
I. Доходы |
140602,3 |
64,85 |
Налоговые доходы |
131248,2 |
52,36 |
1. Налоги на прибыль, доходы |
61429,6 |
21,58 |
2. Налоги на совокупный доход |
53260,6 |
19,03 |
3. Налоги на имущество |
7456 |
2,84 |
В том числе: |
||
Физических лиц |
3100 |
1,12 |
Земельный налог |
4356 |
1,25 |
4. Государственная пошлина |
8256 |
2,95 |
5. Задолженность и
перерасчеты по отмененным |
846 |
0,23 |
Неналоговые доходы |
7798,5 |
3,84 |
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1886,7 |
1,10 |
2. Платежи при пользовании природными ресурсами |
1652 |
1,03 |
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1506,3 |
1,01 |
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1485 |
0,99 |
5. Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1226 |
0,84 |
6. Прочие неналоговые доходы |
42,5 |
0,01 |
Окончание таблицы 2 | ||
1 |
2 |
3 |
II. Безвозмездные поступления |
75364,7 |
35,15 |
1. Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
330,6 |
0,15 |
2. Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
60874,5 |
29,46 |
3. Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
12121 |
4,11 |
4. Иные межбюджетные трансферты |
2038,6 |
2,85 |
ИТОГО ДОХОДОВ: |
214411,4 |
100 |
На рисунке 1 представим структуру доходов за 2009 год Звениговского муниципального образования (тыс. руб.).
Рис. 1. Структура доходов Звениговского муниципального образования
за 2009 год (тыс. руб.).
Таблица 3
Анализ динамики и структуры доходов
Звениговского муниципального образования за 2010 год
Наименование доходных источников |
Сумма, тыс. р. |
Структура, % |
1 |
2 |
3 |
I. Доходы |
147357,1 |
58,08 |
Налоговые доходы |
135570,59 |
53,43 |
1. Налоги на прибыль, доходы |
66068 |
26,04 |
2. Налоги на совокупный доход |
52162 |
20,56 |
3. Налоги на имущество |
7303 |
2,88 |
В том числе: |
||
Физических лиц |
3352,7 |
1,32 |
Земельный налог |
3950,3 |
1,56 |
4. Государственная пошлина |
8718,41 |
3,44 |
5. Задолженность и
перерасчеты по отмененным |
1540 |
0,61 |
Неналоговые доходы |
11786,5 |
4,64 |
1. Доходы от имущества,
находящегося в |
2836,2 |
1,12 |
2. Платежи при пользовании природными ресурсами |
2453,3 |
0,97 |
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1730 |
0,68 |
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2263 |
0,89 |
5. Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2480,6 |
0,98 |
6. Прочие неналоговые доходы |
23,1 |
0,009 |
II. Безвозмездные поступления |
106356,9 |
41,92 |
1. Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
432,8 |
0,17 |
2. Субсидии бюджетам
субъектов РФ и муниципальных
образований (межбюджетные |
81727,6 |
32,21 |
3. Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
16344,1 |
6,44 |
4. Иные межбюджетные трансферты |
7852,4 |
3,09 |
ИТОГО ДОХОДОВ: |
253714 |
100 |
На рисунке 2 представим структуру доходов за 2010 год Звениговского муниципального образования (тыс. руб.).
Рис. 2. Структура доходов Звениговского муниципального образования
за 2010 год (тыс. руб.).
Таблица 4
Анализ динамики и структуры доходов
Звениговского муниципального образования за 2011 год
Наименование доходных источников |
Сумма, тыс. р. |
Структура, % |
1 |
2 |
3 |
I. Доходы |
175593,1 |
62,07 |
Налоговые доходы |
162224,3 |
57,34 |
1. Налоги на прибыль, доходы |
78732,4 |
27,83 |
2. Налоги на совокупный доход |
62495 |
22,09 |
3. Налоги на имущество |
9153 |
3,24 |
В том числе: |
||
Физических лиц |
4314,6 |
1,53 |
Земельный налог |
4838,4 |
1,71 |
4. Государственная пошлина |
10097,9 |
3,57 |
5. Задолженность и
перерасчеты по отмененным |
1746 |
0,62 |
Неналоговые доходы |
13368,8 |
4,73 |
1. Доходы от имущества,
находящегося в |
3200,1 |
1,13 |
2. Платежи при пользовании природными ресурсами |
2771,2 |
0,98 |
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
2236,5 |
0,79 |
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2426 |
0,86 |
5. Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2696,9 |
0,95 |
6. Прочие неналоговые доходы |
38,1 |
0,01 |
II. Безвозмездные поступления |
107321,9 |
37,93 |
1. Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
572,1 |
0,20 |
2. Субсидии бюджетам
субъектов РФ и муниципальных
образований (межбюджетные |
80420,8 |
28,43 |
3. Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
17359 |
6,14 |
4. Иные межбюджетные трансферты |
8970 |
3,17 |
ИТОГО ДОХОДОВ: |
282915 |
100 |
На рисунке 3 представим
структуру доходов Звениговског
Рис. 3. Структура доходов
за 2011 год (тыс. руб.).
Таким образом, из таблиц 2, 3, 4 и рисунков 1, 2, 3 видно, что доходная часть бюджета Звениговского муниципального образования складывалась из доходов (налоговых и неналоговых) и безвозмездных поступлений.
Наибольшую часть доходов
за 2009, 2010 и 2011 годы составили доходы:
62,07%, 58,08% и 64,85% соответственно. При этом
в структуре доходов
Структура налоговых
доходов формировалась
Налоги на совокупный доход составили к концу 2011 года 62495 тыс. руб. и занимают 22,09 % от общей структуры доходов бюджета.
Налог на имущество к концу 2011 года составил 9153 тыс. руб.
В структуре неналоговых доходов преобладают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (1,10% в 2009 году, 1,12% в 2010 году и 1,13 % в 2011 году от общей суммы доходов).
Другие налоговые и неналоговые доходы занимают менее значительную часть в структуре поступлений рассматриваемого бюджета.
Безвозмездные поступления на 35,15% в 2009 году, 41,92% в 2010 году и 37,93 % в 2011 году покрывают структуру бюджета.
При этом среди безвозмездных поступлений преимущество принадлежит субсидиям, направляемым бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) к концу 2011 года составили 80420,8 тыс. руб. или 28,43 % в общей структуре поступлений.
Таким образом, доходная часть бюджета Звениговского муниципального образования за три года: с 2009 по 2011 годы имела тенденцию к росту. В 2010 году по сравнению с 2009 годом всего доходов увеличилось на 39303 тыс. руб., а в 2011 году данный показатель вырос на 29201 тыс. руб. по сравнению с данными 2010 года. Хотя рост всего доходов в 2011 году меньше на 10000 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом, положительная динамика Звениговского муниципального района все равно сохраняется. Администрации данного района есть над чем поработать.
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов
В таблице 5 представлена
структура распределения
Таблица 5
Структура расходов бюджета Звениговского муниципального образования
за 2009 год
Основные отрасли и мероприятия, финансируемые из бюджета муниципального образования |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
1. Управление внутренних дел по Звениговскому району |
1015,8 |
0,56 |
2. Собрание депутатов Звениговско |
79705,5 |
43,95 |
3. Управление здравоохранения администрации Звениговского района |
34526,5 |
19,04 |
4. Управление культуры администрации Звениговского района |
7842,2 |
4,32 |
5. МУФКиС «Спортивный центр Звениговского района» |
96,8 |
0,01 |
6. Управление образования администрации Звениговского района |
53823,3 |
29,68 |
7. Управление по делам
гражданской обороны и |
706,7 |
0,24 |
8. Финансовое управление администрации Звениговского района |
3619,2 |
1,2 |
ВСЕГО |
181336 |
100 |
На рисунке 4 представим структуру расходов Звениговского района за 2009 год (тыс. руб.).
Рис. 4. Структура расходов городского Звениговского района за 2009 год
В таблице 6 представлена
структура распределения
Таблица 6
Структура расходов бюджета Звениговского муниципального образования
за 2010 год
Основные отрасли и мероприятия, финансируемые из бюджета муниципального образования |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
1. Управление внутренних дел по Звениговскому району |
1182,8 |
0,42 |
2. Собрание депутатов Звениговско |
95642,3 |
43,53 |
3. Управление здравоохранения администрации Звениговского района |
46253,7 |
21,05 |
4. Управление культуры администрации Звениговского района |
8459,2 |
3,85 |
5. МУФКиС «Спортивный центр Звениговского района» |
505,2 |
0,03 |
6. Управление образования администрации Звениговского района |
63069,8 |
28,7 |
7. Управление по делам
гражданской обороны и |
826,1 |
0,26 |
8. Финансовое управление администрации Звениговского района |
3756,9 |
1,7 |
ВСЕГО |
219696 |
100 |