Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель данной работы - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.1. Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 7
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 13
1.3. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 18
2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Звениговский район 22
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности Звениговского муниципального района республики Марий Эл 22
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования 22
2.1.2. Расчет индекса налогового потенциала 24
2.1.3. Расчет индекса бюджетных расходов 25
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности 26
2.2. Анализ бюджета Звениговского муниципального образования 28
2.2.1. Анализ формирования доходной части бюджета 28
2.2.2. Формирование расходной части бюджетов 34
2.2.3. Итоговый анализ бюджета муниципального образования 39
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Звениговского района 44
3.1. Перспективы социально-экономического развития и управления Звениговского района 44
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Звениговского района 49
3.3. Прогноз социально-экономического развития Звениговского
района 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
- содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
- участие в обеспечении
социальной поддержки
- организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- организация предоставления
образовательных услуг,
- создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;
- реализация муниципальной молодежной политики.
Разработка конкретной системы мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ [2,с. 106].
Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие социальной
сферы сельских поселений,
- создание основ для
повышения престижности прожива
- расширение труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов самоуправления.
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния
здоровья сельского населения
за счет повышения доступности
и качества первичной медико-
- повышение роли физической
культуры и спорта для
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
- активизация культурной
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач могут быть следующими:
- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;
- разработка и реализация
- повышение эффективности
- создание условий для
- формирование правового и
2. Анализ социально-
2.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности
Звениговского муниципального района республики Марий Эл
2.1.1. Краткая характеристика муниципального образования
Муниципальное образование
«Звениговский муниципальный
Звениговский район Марий Эл расположен на левом берегу Волги и граничит с юга по Волге с республикой Чувашия, на западе – с Килемарским, на севере – с Медведевским и Советским, на востоке – с Моркинским и Волжским районами республики Марий Эл.
Площадь района – 2 748 км² (или 274 800 га). Из всей площади района 81,4% площади занимали леса, 11,3% – сельхозугодия. Протяжённость района с востока на запад – 80 км, с севера на юг – 60 км.
Территория района включает в себя 83 населенных пункта. Общая площадь района составляет 2.8 тыс. кв. км, из них площадь земель сельскохозяйственного назначения – 41.8 тыс. га.
Выявленные на территории района месторождения и проявления представлены горючими ископаемыми (торф), строительными материалами (стекольные пески, глины, известняки), лечебными грязями, сапропелями. До настоящего времени промышленного освоения их не велось.
Транспортно-экономическое положение Звениговского района характеризуется соседством с крупными территориальными производственными комплексами – Казанским и Чебоксарским. По территории района проходит ветвь Горьковской железной дороги направлением Москва – Йошкар-Ола – Казань. Главными магистралями являются автомобильная дорога Йошкар-Ола – Зеленодольск (А-397), автомагистраль «Вятка» (А-119) и участок автомагистрали, проходящей через Чебоксарскую ГЭС. Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между регионами Поволжья.
Отрасль связи представлена практически всеми видами: телефонная, телеграфная, сотовая, телевизионное вещание и почтовая связь.
Район является промышленно-аграрным с развитой социальной сферой.
Ведущими отраслями промышленного производства являются производство пищевых продуктов, химическое производство, производство электрооборудования, производство автотранспортных средств, строительство и ремонт судов, заготовка, деревообработка.
Для Звениговского района характерно наличие монопрофильных поселков: пос. Красногорский – производство автофургонов, электрооборудования, пос. Суслонгер (вместе с пос. Мочалище) – деревообработка, ст. Шелангер – производство сельхозпродукции и мясопереработка, с. Кужмара – птицеводство и переработка мяса птицы.
Аграрный комплекс является вторым по величине вклада в валовой продукт района. Звениговский район входит в юго-западную сельскохозяйственную зону РМЭ, специализирующуюся на производстве мяса, яиц, картофеля. Животноводство занимает особое положение в хозяйствах. Здесь производится 85 % валовой продукции сельского хозяйства.
В районе планируются к осуществлению ряд инвестиционных проектов по строительству новых и реконструкции действующих животноводческих помещений сроком до 8 лет, в том числе: шесть проектов по КРС, проект по свиноводству и проект по птицеводству.
На крупных и средних предприят
В целях реализации мероприятий по повышению привлекательности района для молодежи, улучшению потенциала трудовых ресурсов в Звениговском районе принят ряд целевых программ.
2.1.2. Расчеты индекса налогового потенциала
Индекс налогового потенциала рассчитывается как отношение налогового потенциала муниципального образования в расчете на одного жителя к аналогичному показателю в среднем по всей территории (муниципальному району).
Индекс налогового потенциала рассчитывается по следующей формуле:
где - налоговый потенциал i-ого муниципального образования;
- население i-ого муниципального образования;
- суммарный налоговый потенциал
муниципальных образований
- суммарное население
Рассчитаем индекс налогового потенциала налога на имущества.
Суммарный прогнозируемый налог
на имущество по РМЭ = =1416+959+2587+376+314+593+
+46438+9052+1680=74173тыс.р.
Налоговая база по РМЭ = 992+970+2646+608+923+1166+
+1281+1247+1136+1658+315+
Таким образом, средняя репрезентативная налоговая ставка = РД/НБ = 74173 / 68097000 = 0,11%.
Налоговая база Звениговский муниципальный район = 8100 млн.р.
Налоговый потенциал Звениговский муниципальный район = РС х НБЗвениговский муниципальный район = 8100 х 0,11% = 8823 тыс.р.
Налог прогнозируется в сумме 8823 тыс.руб.
Для нахождения индекса налогового
потенциала найдем налоговый потенциал
РМЭ на единицу населения = 74173 / (23,6+26,1+44,9+12,8+16,1+23,
Налоговый потенциал в Звениговском муниципальном районе на единицу населения = 8823 / 44,9 = 196,50 руб./чел.
Таким образом, индекс налогового потенциала Звениговского муниципального района по налогу на имущество предприятий = 196,50 / 122,04 = 1,61.
2.1.3. Индекс бюджетных расходов
Индекс бюджетных расходов показывает, насколько больше (меньше) бюджетных средств на душу населения по сравнению со средним для всех муниципальных образований уровнем, необходимо затратить в данном муниципальном образовании для реализации закрепленных за ним полномочий по предоставлению бюджетных услуг с учетом специфики социально-демографического состава обслуживаемого населения и ценовых факторов.
Проанализируем расходы на общее образование, заложенные в бюджете Звениговского муниципального района, в сравнении с расходами по данной статье в целом по РМЭ.
Для этого рассчитаем расходы на общее образование на душу населения.
По Звениговскому
По РМЭ = 227792,11 / 607,8 = 315,02 руб./чел.
Индекс бюджетных расходов на образование = 146,12 / 315,2 = 0,46.
Значение индекса бюджетных расходов меньше среднего по Республике Марий Эл. Таким образом, по Звениговскому муниципальному району требуется затратить относительно меньше средств в расчете на душу населения, чем в среднем по всем муниципальным образованиям по РМЭ.
2.1.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности
Распределение фонда финансовой поддержки на основе оценки бюджетной обеспеченности муниципалитетов может осуществляться в несколько этапов. На каждом этапе средства соответствующей части фонда будет распределяться по своей формуле с учетом средств, переданных на предыдущих этапах.
В общем случае бюджетная обеспеченность муниципального образования (БО) является отношением его индекса доходного потенциала к индексу бюджетных расходов:
где - индекс доходного потенциала i-го муниципального образования;
- индекс бюджетных расходов i-го муниципального образования.
В целях сопоставимости расчетов индекс бюджетных расходов должен быть нормирован таким образом, чтобы суммарная численность условных потребителей (произведение численности поселения на индекс бюджетных расходов) по всем поселениям совпадал с численностью населения соответствующей территории (субъекта РФ или муниципального района).
Индекс доходного потенциала (ИДП) является отношением среднедушевого доходного потенциала муниципального образования к аналогичному показателю в среднем по территории: