Производительность труда и резервы ее повышения в отрасли животноводства (на примере СПК «Свислочь»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение методики расчета показателей производительности и применение ее на практике, используя годовые отчеты СПК «Свислочь».
В работе проведены исследования уровня производительности труда сельскохозяйственного предприятия. При выполнении работы использован метод научного анализа, синтеза, сравнения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………5
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОКАЗАТЕЛИ И РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА……………………………………………………….6
1. Значение, факторы, резервы роста и методы измерения производительности труда……………………………………………………………………………………………....6
2. Особенности этапа НТП и технологии подготовки рабочих кадров. Сущность эффективности труда в условиях рыночной экономики………………..…………………...13
1.3 Показатели производительности труда……………………………………….…………..16
1.4 Расчет резервов роста производительности труда по организационным группам…….17
1.5 Расчет темпа роста производительности труда…………………………………………..22
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В СПК «СВИСЛОЧЬ»……24
2.1 Состав и обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами…………………………….24
2.2 Использование рабочего времени в животноводстве…………………………………...25
2.3 Производительность труда и показатели, ее характеризующие………………………..26
2.4 Мотивация труда работников животноводства………………………………………….27
2.5 Влияние факторов на производительность труда в животноводстве…………………..29
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ……………………………………31
Заключение …...………………………………………………..…..…....…………………37
Список использованных источников……………….………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.docx

— 121.51 Кб (Скачать)

    Валовая продукцией - включает стоимость товарной (готовой к реализации) продукции  по ценам реализации за вычетом косвенных  налогов- НДС, акцизов, таможенных сборов, а также всё произведённое для собственных нужд и капитального строительства.

    Товарная  продукция – стоимость продукции  предназначенной и готовой к  реализации в ценах реализации. Реализованная  продукция отличается от товарной на сумму предназначенной для реализации, но нереализованной продукции.

    Чистая  продукция – товарная продукция  за вычетом материальных затрат и  амортизации, включает заработную плату  с отчислениями и прибыль.

    Условно-чистая продукция – товарная продукция  за вычетом материальных затрат. Она  включает заработную плату с отчислениями, прибыль, амортизацию.

    4) Метод нормативной стоимости  обработки (НСО) широко применяется  для определения объёмов производства  и производительности труда. В нормативы стоимости обработки включаются:

  • заработная плата рабочих с начислениями;
  • норматив цеховых расходов;
  • норматив общезаводских расходов.

    Производственные  материальные затраты в НСО не входят. Не находят в ней отражение  и прибыль. В условии рыночной экономики метод НСО следует  отнести, как и метод нормативной  чистой продукции, к аналитическим, но не основным методам измерения объёмов и производительности труда [3].

    Поскольку в условиях рыночных отношений между  конечным результатом производства и показателем производительности труда должна поддерживаться постоянная связь, представляется целесообразно  вести новый метод измерения, основанный на соизмерении объёмов  произведённой или реализованной  продукции с совокупными затратами  труда в текущих ценах. При  таком измерении существенно  измеряется и круг факторов, влияющих на производительность труда. 

1.2 Особенности этапа НТП и технологии подготовки рабочих кадров. Сущность эффективности труда в условиях рыночной экономики 

    Интересы  дальнейшего подъёма производительности труда и эффективности общественного  производства в нашей стране требуют  последовательного повышения уровня комплексной механизации и автоматизации  на всех участках производства в зависимости  от конкретных технологических особенностей предприятий.

    До  последнего времени на предприятиях главное внимание уделялось механизации  основных производственных процессов. В результате образовалась диспропорция в механизации труда на различных  производственных участках. Поэтому  комплексная механизация всего  производства представляет собой одну из важнейших задач технической  политики руководства предприятия. Осуществление комплексной механизации  производства создаёт необходимые  условия для перехода к комплексной  автоматизации, являющейся высшей ступенью механизации труда [9].

    Процесс автоматизации производства освобождает  работника от выполнения механических функций, резко увеличивая задачу осмысления информации. Важнейшими становятся задачи обслуживания и наладки оборудования, обеспечения непрерывности работы системы агрегатов, и т.д.

    Механизация, автоматизация и компьютеризация  производства позволяют передавать технике не только физические, но и  сложные интеллектуальные операции, оставляя работнику творческие, виды деятельности. Всё это повышает интеллектуальное содержание труда, требования к степени  ответственности и уровню квалификации работников.

    Актуальным  и значимым на современном этапе  научно-технического прогресса становится качество продукции и оказываемых  услуг. При этом под ним понимается не только надёжность и бездефектность продукции, но и способность максимально  удовлетворять разнообразные потребности клиентов [13].

    Именно  качество продуктов и услуг становится решающим конкурентным преимуществом  на рынке. Ориентация на конкретного  потребителя становится доминирующей культурой организаций, что усиливает потребность в более высоком уровне общего и профессионального образования работников, развитии у них способностей к постоянному обучению и творчеству. Поэтому существует чёткая взаимосвязь между уровнем квалификации рабочей силы и повышением производительности. С одной стороны, производительный труд в реальных технологических, экономических и организационных условиях требует высококвалифицированных работников широкого профиля. С другой стороны, существующие профессиональные навыки и квалификация рабочей силы ограничивают возможности реакции предприятия на изменение рыночного спроса. Таким образом, с экономической точки зрения «человеческие ресурсы» больше не могут оцениваться как технически заменяемый фактор, а должны рассматриваться как фактор, ограничивающий повышение производительности, внедрение нововведений и достижение экономического успеха.

    При таких обстоятельствах важной задачей  является убедить руководство предприятия, что профессиональная квалификация и мастерство являются важным фактором роста производительности и конкурентоспособности, повышение профессионального мастерства – это не только забота системы  образования, но и главная составная  часть политики производительности.

    Развитие  работников в организации предполагает использование различных видов  обучения:

  • подготовку;
  • переподготовку;
  • повышение квалификации.

    Подготовка  персонала – это формирование у работников знаний и навыков  в определённой профессиональной сфере, т.е. обучение лиц, ранее не имевших  профессии. Начальную профессиональную подготовку кадров осуществляют профессиональные образовательные учреждения.

    Переподготовка  персонала – обучение лиц, имеющих  определённые профессии, т.е. получение  новых профессий или специальностей. Одной из разновидностей переподготовки кадров является обучение вторым (смежным) профессиям с целью расширения их профессионального профиля.

    Повышение квалификации персонала – это  углубление, расширение и дополнение приобретённой квалификации, то есть обучение лиц, имеющих профессию, с  целью их профессионального совершенствования [2].

    В условиях совершенного этапа научно-технического прогресса возникают задачи создания модели систематического и непрерывного обучения персонала.

    В нашей стране это связано со следующими факторами:

    1. развитие современных технологий обусловливает мобильность и динамизм квалификации. На лицо устаревание профессиональных знаний во всех сферах деятельности в связи с бурным развитием науки и технологий.

    2. применение новых методов организации труда, то есть подготовка человека не по одной специальности.

    3. уровень квалификации работников на предприятиях во многом не отвечает требованиям рыночной экономики и является серьёзным сдерживающим фактором проведения экономических реформ. Особенно критическое положение с квалификацией руководителей и специалистов, которым недостаёт компетентности, управленческой культуры, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях [6].

    Производительность  труда – показатель экономической  эффективности трудовой деятельности работников. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояния всех его  членов. Существует понятие эффективность  труда. Она шире, чем производительность и включает кроме экономического ещё психологический и социальный аспекты. Психофизиологическое эффективность  труда определяется воздействием трудового  процесса на организм человека.

    С этой точки зрения эффективным может  быть призван только такой труд, который наряду с определённой производительностью  обеспечивает безвредные, благоприятные, санитарно-гигиенические условия  и безопасность, возможности всестороннего  развития физических, умственных сил  и способностей человека в процессе труда. Отсюда вытекает понятие социальной эффективности труда, которое включает требование гармоничного развития личности каждого работника, повышение его  квалификации и расширение производственного  профиля, формирование позитивного  социального климата в трудовых коллективах. Если указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются  и темпы экономического прироста предприятия. Так неблагоприятные  санитарно гигиенические и вредные  для здоровья условия труда вызывают потери рабочего времени в связи  с заболеваемостью, предоставлением  дополнительных отпусков, сокращение самого активного периода трудовой деятельности. Негативные социальные взаимоотношения в трудовых коллективах  могут также существенно снизить  производительность труда при прочих равных условий организаций. И так, эффективность труда обуславливается  его производительностью в их тесной взаимосвязи [14].

    В любом обществе существует связь и взаимосвязь между трудоспособным населением и характером его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, рассматривается как занятость. Она характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей в сфере труда [5].

    В период социализма в нашей стране в общественную трудовую деятельность была вовлечена большая часть  трудоспособного населения. Переход  к рыночной экономике привёл не только к спаду производства, но и к  проблемам с занятостью. Многие предприятия  в условиях рынка оказались не способны развивать свои производства, поэтому стали сокращать численность работников. В результате началась безработица, которая лишила человека развивать свои профессиональные способности и получать заработную плату.

    За  годы реформ сократилась доля занятых  в промышленности, строительстве, науке  и возросла доля занятых в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, а также в аппарате органов  управления. В регулировании механизма  занятости населения, снижения безработицы  и сглаживание её последствий  существенная роль отводится государственным  органом службы занятости всех уровней. Однако решить проблемы с занятостью населения и повысить эффективность  общественного труда возможно только в условиях развивающегося производства, а для этого необходима чёткая сбалансированная политика реформ, проводимая государством [2]. 

1.3 Показатели производительности труда 

    Существуют  следующие показатели производительности труда: выработка и трудоёмкость.

    Выработка – это количество выработанной продукции  за единицу времени или количество продукции, которая приходится на одного середнеобликового работника или  рабочего за год, квартал, месяц.

                                                 В=Q/Чсп,                                                          (1)

где В  – выработка;

   Q - объём выработанной продукции;

   Чсп - среднесписочная численность работников. или

                                                В=Q/T ,                                                               (2)

где В – выработка,

   Q – объём выработанной продукции;

   Т – затраты рабочего времени.

    Существуют  показатели выработки:

    1) часовая – характеризует производительность  труда за время фактически  отработанной.

                              ,                                         (3)

где Тчас.- количество часов, отработанных всеми рабочими за месяц (квартал, год).

    2) дневная – зависит также от  длительности рабочего дня и  использования рабочего времени  внутри изменения. Влияют внутрипеременные  простои и убытки времени.

Информация о работе Производительность труда и резервы ее повышения в отрасли животноводства (на примере СПК «Свислочь»)