Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Мейлис курсовая.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

Изменение структуры переработки  молока даст возможность увеличить  производство сыров, расширить их ассортимент. С этой целью необходимо провести реконструкцию и техническое перевооружение сыродельных заводов, чтобы увеличить выпуск твердых сыров высокого качества, которые будут востребованы не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

На основе изучения потребительского спроса и с учетом мировых тенденций предприятиями предусматривается расширение ассортимента за счет освоения новых видов молочной продукции с использованием белковых добавок, с пониженным содержанием жира, обогащенных витаминами и микроэлементами. Широкое развитие получит производство кремов, йогуртов, а также жидких и пастообразных продуктов, что будет способствовать улучшению структуры питания населения.

Существенным резервом увеличения объема и расширения ассортимента продукции  должно стать рациональное использование  вторичных сырьевых ресурсов (сыворотки  и пахты). Вторичное сырье составляет 60% всего объема перерабатываемого  молока. В настоящее время лишь немногим более 50% получаемых в производстве обезжиренного молока пахты и сыворотки используется на пищевые цели, остальная часть в лучшем случае идет на корм скоту.

Критерием оценки работы молокоперерабатывающих предприятий должен стать выход товарной продукции из единицы молока.

Важнейшей задачей следует считать  развитие маркетинговой деятельности, особенно на внутреннем рынке, которую следует направить на эффективность производства и сбыта, расширение ассортимента, учитывающего потребительский спрос, специфику инфраструктуры и территориальные особенности. Одной из слабых сторон деятельности предприятий является недооценка пропаганды молока как одного из важнейших продуктов для здорового питания.

Конкурентоспособная молочная продукция повышает доверие потребителей к национальным производителям, в результате чего создаются предпосылки устойчивости отрасли и сельского хозяйства в целом, а также сбалансированного функционирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия.[3, с 40]

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое предприятие выбирает определенную рыночную стратегию и использует ее в своей деятельности для получения  преимуществ над конкурентами. Для  оценки результатов использования  выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведение анализа  конкурентоспособности предприятия  и особенно в его рамках анализа конкурентоспособности продукции. 

Конкурентоспособность включает три  основные составляющие. Одна из них  жестко связана с изделием как  таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая – связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Конкурентоспособность продукции  существенно зависит от конкурентоспособности  предприятия- производителя. Запросы же потребителя определяются как степенью соответствия конкретным потребностям, так и затратами на их удовлетворение, включающими в себя и цену купли- продажи товара, и всю совокупность затрат, связанных с его использованием по назначению (цена потребления).

Высокая конкурентоспособность предприятия  обусловливается наличием следующих  трех признаков:

1) потребители довольны и готовы  купить повторно продукцию этой  фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры  не имеют претензий к фирме;

3) работники гордятся своим участием  в деятельности фирмы, а посторонние  считают за честь трудиться  в этой компании.

Как известно, каждый рынок характеризуется  «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Для завоевания конкурентного преимущества на рынке предприятию необходимо учитывать ряд составляющих конкурентоспособности:

– качество продукции и услуг;

– наличие эффективной стратегии  маркетинга и сбыта;

– уровень квалификации персонала  и менеджмента;

– технологический уровень производства;

– налоговая среда, в которой  действует предприятие;

– доступность источников финансирования.

Рынок молока и молочных продуктов  является одним из важнейших сегментов  продовольственного рынка.

Основные экспортеры молокопродуктов (Аргентина, ЕС, Австралия, Новая Зеландия и США) сохраняют на рынке свои позиции, импортерами молокопродуктов в ближайшей перспективе, как и в прошлые годы, будут Россия, Китай, Япония, Алжир, Мексика и Саудовская Аравия. Общий экспорт основных молочных продуктов снижается по причине значительного сокращения его в США и странах ЕС.

К основным факторам, определяющим рост спроса в перспективе на молоко и молочные продукты, следует отнести:

- снижение запасов (в частности,  сухого молока) и реформа отрасли в Европейском Союзе. Запасы молочной продукции прошлых лет практически исчерпаны;

- доступность рынков в Восточной  Европе крупным компаниям, в  результате чего местные производители  разоряются, поскольку не в состоянии конкурировать на равных с высокотехнологичным производством;

- рост потребления сухого молока  и молочных продуктов в Китае и Юго-Восточной Азии, где спрос превышает предложение местных производителей;

- увеличение спроса пищевой  промышленности на сухое молоко и белок;

- повышение себестоимости производства  молока из-за удорожания кормов, в частности, повышения цен  на фуражное зерно и шрот;

- ситуацию, при которой маркетинг  молочных продуктов многонациональных  компаний становится, с одной стороны, все больше агрессивным, а с другой – чувствительным к демографическим факторам и региональным предпочтениям.

Беларусь располагает потенциалом, позволяющим практически удвоить производство молока, доведя его объемы до 10-11 млн. т в год. Однако наращивание объемов имеет экологические и экономические границы.

 Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (включая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молококонсервных заводов (включая 2 филиала), 9 сыродельных заводов (включая 1 сыродельный комбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов. Производственные мощности по переработке молока в среднем на одно предприятие составляют 210 т в смену, суммарная мощность – 5,0 млн. т в год. Ассортимент вырабатываемой  в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла – 30, сыров – более 160, цельномолочной продукции – более 500 наименований.

Критерием оценки работы молокоперерабатывающих предприятий должен стать выход товарной продукции из единицы молока.

Важнейшей задачей следует считать  развитие маркетинговой деятельности, особенно на внутреннем рынке, которую следует направить на эффективность производства и сбыта, расширение ассортимента, учитывающего потребительский спрос, специфику инфраструктуры и территориальные особенности. Одной из слабых сторон деятельности предприятий является недооценка пропаганды молока как одного из важнейших продуктов для здорового питания.

К основным приоритетам и перспективам  развития молочной промышленности Беларуси можно отнести  укрепление позиций на российском рынке, диверсификацию экспортных поставок продовольствия, внедрение инновационных технологий, проведение целевых исследований перспектив региональных продовольственных рынков - как Беларуси, так и зарубежных стран, совершенствование взаимоотношений с розничными продовольственными сетями на зарубежных рынках, целевую направленность проникновения на рынки.

Конкурентоспособная молочная продукция повышает доверие потребителей к национальным производителям, в результате чего создаются предпосылки устойчивости отрасли и сельского хозяйства в целом, а также сбалансированного функционирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Багиев Г.Н., Тарасевич В.М., Анн Холгер. Маркетинг: учебник для вузов / Москва. Экономика. 1999 – 700 с.
  2. Барановский С.И. Принципы развития и повышения эффективности перерабатывающей промышленности // Международный аграрный журнал. – №7. –1999 г.
  3. Бельский, В. Развитие агропромышленного производства: проблемы и пути их решения / В.Бельский, З.Ильина // Белорусское сельское хозяйство – 2010. – №5. 
  4. Бельский, В. Рынок молока: стратегия развития / В.Бельский, З.Ильина, Л.Байгот // Аграрная экономика – 2010. – №6.
  5. Беренчик С.Л. Эффективность производства молочной продукции на предприятиях молочной промышленности // Агроэкономика РБ . – №10. – 1999 г.
  6. Бурец В.В., Пастухова З.Н. О системе качества производства перерабатывающих предприятий. // Международный аграрный журнал. – №1 – 1999 г. – с 7.
  7. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kycherova.ru/ kach_faktov/vnesh/ index  -дата доступа: 11.05.2012
  8. Герасименко, А. Молочный богатырь – рождение в слиянии. Экономическая газета. –  №35
  9. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М: Дело, 1995-192-стр., c. 112
  10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник – М.: Издательство "Финпресс", 1999 г. – 656 с.
  11. Григорьева, А. Сцена молочной ревности. / А. Григорьева// Экономическая газета. – 2011. – №37.
  12. Гусакова В.Г. Мировое сельское хозяйство. Минск 2002 г, c. 17
  13. Ильина З.М. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Уч. пособие/Минск БГЭУ 2001 п, c.35
  14. Киреенко Н.В. Анализ развития маркетинговой деятельности в АПК РБ // Агроэкономика РБ. – № 5 – 2000 – с 15.
  15. Китиков, В. Качество продукции животноводства и факторы повышения экспортного потенциала молочной промышленности / В. Китиков, Т.Савельева, М.Климова // Белорусское сельское хозяйство –2010. – №2
  16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: "Ростинтер", 1996 – 704 с. 
  17. Кочкин С.М. Что мешает конкурентоспособности отечественных товаров \\ Патенты и лицензии.- 1995.- №4
  18. Кузнецов, А. Мировой рынок молочной продукции укрепляется / А.Кузнецов / Белорусское сельское хозяйство –2011. – №3.,60
  19. Мелещеня, А. Анализ тенденций развития мирового рынка молока / А.Мелещеня, М.Климова // Белорусское сельское хозяйство – 2010. – №4.
  20. Мелещеня, А. Анализ тенденций развития мирового рынка молока / А.Мелещеня, М.Климова // Белорусское сельское хозяйство – 2010. – №5.
  21. Отдел ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса Комитета цен. Ценообразование в агропромышленном комплексе // Национальная экономическая газета. 1999. 5 декабря с 5.
  22. Пик Х. Супермаркет. Организация и управление М.: Дело, 2000, c. 116
  23. Статкевич Ю.Р. Качественные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий перерабатывающей промышленности // Агроэкономика РБ – №2 – 1998 – с 8.
  24. Субоч, Ф. Концепция соконкурентного взаимодействия перерабатывающей промышленности в аспекте усиления продовольственной конкурентоспособности / Ф. Субоч, С.Позняк // Аграрная экономика – 2010. – №1.
  25. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. М.: "Финансы и статистика". 1991 – с 342. 
  26. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настоящая книга по исследованию рынка: уч. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999 – 528 с.: ил. 366
  27. Щур Д.Л. Проверка торгового предприятия. Практическое руководство М.: Владос, 2000, c. 156
  28. Экспорт продовольствия: экономическая эффективность и политические бонусы./ Белорусское сельское хозяйство. – №3. – 2011
  29. Сушко, В. Тенденции и перспективы развития пищевой промышленности Беларуси / В. Сушко // Аграрная экономика. – 2008. – №2.
  30. Trade statistics for international business development [Electronic resource] // International trade center. – Geneva, 2012. – Mode of access: http://www.trademap.org. – Date of access: 20.04.2012.
  31. «New economics», [Электронный ресурс], - 2007, Режим доступа: http://neweconomics.info/mag, - Дата доступа: 20.05.2012.

 

 

 

 

 


Информация о работе Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне