Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа
Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.
Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………
Объемы переработки сырья в
пересчете на молоко базисной жирности
(3,6%) на молокоперерабатывающих предприятиях
системы Минсельхозпрода
Так, наблюдался рост поступления молока высшим сортом с 2005 (удельный вес 46,5%) по 2008 г. (удельный вес 61,2%), но в 2009 г. этот показатель снизился на 7,4%. Закупки молочного сырья по молоку 1 сорта увеличились на 5,6% и сорту «экстра» – на 0,3% [11, 26] По итогам 2009 г., процент охлажденного молока составил 92,2%, что на 4,4% выше уровня 2008 г.
Производственные мощности производителей
молока и предприятий по его переработке
позволяют полностью
С 2005-2007 гг. в молочной промышленности республики произошли значительные изменения. На ряде заводов проведена реконструкция производственных мощностей. Более выраженным в эти годы стал ассортиментный сдвиг, увеличилось производство новых продуктов с учётом возрастающего спроса населения. Используются новые упаковочные материалы. Созданы молочные продукты с новыми потребительскими свойствами, обогащённые витаминами и микроэлементами. Ассортимент молочной продукции достигает 1600 наименований.
В экономически развитых странах более широкий ассортимент продукции. В США, например, ассортимент среднего молокозавода ежедневно включает около 500 наименований, а предприятий компании «Вимм-Бнлль-Данн» – более 270. Несмотря на увеличение производства молока, по потреблению большинства видов молочных продуктов Беларусь отстает от экономически развитых стран, больше того, оно в республике ниже рекомендуемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь рациональной нормы (353 кг на душу населения). При этом в последние годы отмечается снижение уровня потребления молока и молокопродуктов (2005 г. – 254 кг. 2006 г. – 254 кг. 2007 г. – 250 кг на душу населения, в 2009 г. – 207 кг). Главным фактором, определяющим уровень и структуру потребления, является покупательная способность населения.
Неконкурентоспособность как по качеству, так и по цене (учитывая дополнительные издержки заводов на технологическую доработку по сохранению качественных параметров) молочной продукции объясняется колебаниями состава и качественных параметров исходного молочного сырья.
В настоящее время одно из основных требований к поставщикам – стабильность качества и составляющих компонентов молока. Это значит, что во всех случаях они должны быть примерно одинаковыми, что является гарантией качества молочной продукции, в том числе и сухой (основного экспортоориентированного товара).
Для перерабатывающей промышленности экономический эффект от повышения качества молока и стабильности его компонентов состоит в снижен расхода сырья для получения товарной продукции и в получении ее дополнительных объемов, а для сельскохозяйственных производителей – в более высокой денежной выручке. [15, с 26]
Для Республики Беларусь актуальной является задача повышения товарности и качества молока, которая даже при расчете бизнес-планов не превышает 87% (в Германии – 95%). С введением ограничений на ввоз молочных продуктов в Россию по качеству снизилась сортность поступающего молока (высший сорт – 61,2% в 2008 г. и 53,8% в 2009 г.). Убытки в виде упущенной выгоды за 2009 г. составили миллиарды рублей. [3, с. 39]
Вместе с тем, по содержанию жира
и белка Республика Беларусь уступает
многим развитым странам, что снижает
конкурентоспособность
В 2009 году производство
цельномолочной продукции в
На внутреннем рынке,
исходя из его возможностей
и недостаточной
Первоочередной задачей
молочной промышленности в
Отечественные предприятия осуществляют деятельность в условиях жесткой конкуренции. В первую очередь она обусловлена внешними факторами. Негативное влияние на конкурентоспособность белорусских товаров оказывают рост закупочных цен на сырье и вспомогательные материалы, изменение предпочтений потребителей, увеличение доли импортной продукции на внутреннем рынке, рост дебиторской задолженности, государственное регулирование цен. [8, с 34]
Молочная промышленность
Беларуси сегодня находится на
подъеме. Рост потребления
Рост рынка молока во многом обусловлен инновационными разработками, направленными на повышение добавленной ценности продукта. На молочном рынке республики работает несколько крупных компаний межрегионального значения, а также множество мелких, конкурирующих в пределах одного региона. Основные направления их инновационной деятельности в переработке молока на продукты питания, это: технологическое, ассортиментное (производство новых молочных продуктов), маркетинговое, инновационной инфраструктуры.
К основным приоритетам и перспективам развития молочной промышленности Беларуси можно отнести:
1. Укрепление позиций на
2. Диверсификация экспортных
3. Целевая направленность
4. Проведение целевых
5. Совершенствование
6. Внедрение инновационных
Сложившиеся в последние годы тенденции на рынке молока и молочных продуктов свидетельствуют, что наиболее экономически целесообразным для предприятий молочной промышленности является углубление технологической специализации. Небольшие заводы районного подчинения с низкой эффективностью производства и не имеющие реальных источников инвестиций должны перейти к более тесным моделям интеграции с крупными и эффективно работающими предприятиями. За счёт более полной переработки сырья и совершенствования структуры производства с ориентацией на прибыльные виды продукции возможно эффективнее использовать сырьевые ресурсы и получать большую прибыль в региональном аспекте. При этом появится больше возможности поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей как со стороны государства, так и непосредственно перерабатывающих предприятий.
Рациональное применение технологической специализации в рамках интегрированных объединений даёт возможность более эффективно использовать сезонные колебания поступления сырья за счёт производства в период максимального его поступления продукции с длительным сроком хранения, а при минимальном – в большей мере производить цельномолочную продукцию и реализовывать имеющиеся запасы иных молочных изделий.
Ожидаемая структура переработки
сырья после объединения: животное
масло – 36,9%, жирный сыр – 32,5%, цельномолочная
продукция – 30,6%, прирост прибыли
с 1 т переработанного сырья –
9,1%. Достижение этих прогнозных показателей
позволит предприятиям получить около
4 млрд. руб. дополнительной прибыли
при условии заготовки
Необходимо создание в республике региональных специализированных зон с доминированием производства молока определенных параметров по жирности и белку, имеющих основной статус сырьевых зон для маслоделия и сыроделия, с последующим развитием их в этом направлении.
При этом необходимо помнить, что специализация как способ реализации конкурентных преимуществ в большей степени актуальна для сельскохозяйственного производства. Для молокоперерабатывающей отрасли актуален баланс диверсификации и специализации. В условиях резкого снижения цен на молочные продукты нужна более активная политика по диверсификации производства и экспорта, что обеспечит снижение рисков, в условиях роста экспортных цен нужна более активная политика по специализации производства, что обеспечит конкурентоспособность на мировых рынках. [19, с 27]
Выпуск конкурентоспособной
Приоритетными направлениями развития молочной промышленности должны стать: интенсификация производства, техническое и технологическое перевооружение предприятий на основе инноваций с внедрением новейшего оборудования отечественного и зарубежного производства, малоотходных и безотходных технологий. Ввод в эксплуатацию высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологий позволит осуществлять глубокую переработку сырья, освоить новые виды продукции, увеличить сроки её хранения, повысить качество и улучшить дизайн упаковки.