Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Мейлис курсовая.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

Объемы переработки сырья в  пересчете на молоко базисной жирности (3,6%) на молокоперерабатывающих предприятиях системы Минсельхозпрода Республики Беларусь за 2009 г. по оперативным данным составили 5011 тыс. т, что больше, чем в 2008 г. на 5,7% (4725,4 тыс. т). За период с 2001 по 2009 гг. объемы молока, поступившего на переработку, увеличились на 59,4%, однако качественные характеристики молока и его составных компонентов имели разнонаправленные тенденции развития.

Так, наблюдался рост поступления молока высшим сортом с 2005 (удельный вес 46,5%) по 2008 г. (удельный вес 61,2%), но в 2009 г. этот показатель снизился на 7,4%. Закупки молочного сырья по молоку 1 сорта увеличились на 5,6% и сорту «экстра»  – на 0,3% [11, 26]  По итогам 2009 г., процент охлажденного молока составил 92,2%, что на 4,4% выше уровня 2008 г.

Производственные мощности производителей молока и предприятий по его переработке  позволяют полностью удовлетворять  потребности населения республики в молочной продукции и значительную её часть поставлять на экспорт.

С 2005-2007 гг. в молочной промышленности республики произошли значительные изменения. На ряде заводов проведена  реконструкция производственных мощностей. Более выраженным в эти годы стал ассортиментный сдвиг, увеличилось  производство новых продуктов с  учётом возрастающего спроса населения. Используются новые упаковочные  материалы. Созданы молочные продукты с новыми потребительскими свойствами, обогащённые витаминами и микроэлементами. Ассортимент молочной продукции достигает 1600 наименований.

В экономически развитых странах более  широкий ассортимент продукции. В США, например, ассортимент среднего молокозавода ежедневно включает около 500 наименований, а предприятий компании «Вимм-Бнлль-Данн» – более 270. Несмотря на увеличение производства молока, по потреблению большинства видов молочных продуктов Беларусь отстает от экономически развитых стран, больше того, оно в республике ниже рекомендуемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь рациональной нормы (353 кг на душу населения). При этом в последние годы отмечается снижение уровня потребления молока и молокопродуктов (2005 г. – 254 кг. 2006 г. – 254 кг. 2007 г. – 250 кг на душу населения, в 2009 г. – 207 кг). Главным фактором, определяющим уровень и структуру потребления, является покупательная способность населения.

Неконкурентоспособность как по качеству, так и по цене (учитывая дополнительные издержки заводов на технологическую доработку по сохранению качественных параметров) молочной продукции объясняется колебаниями состава и качественных параметров исходного молочного сырья.

В настоящее время одно из основных требований к поставщикам – стабильность качества и составляющих компонентов молока. Это значит, что во всех случаях они должны быть примерно одинаковыми, что является гарантией качества молочной продукции, в том числе и сухой (основного экспортоориентированного товара).

Для перерабатывающей промышленности экономический эффект от повышения качества молока и стабильности его компонентов состоит в снижен расхода сырья для получения товарной продукции и в получении ее дополнительных объемов, а для сельскохозяйственных производителей – в более высокой денежной выручке. [15, с 26]

Для Республики Беларусь актуальной является задача повышения товарности и качества молока, которая даже при расчете бизнес-планов не превышает 87% (в Германии – 95%). С введением ограничений на ввоз молочных продуктов в Россию по качеству снизилась сортность   поступающего   молока (высший сорт – 61,2% в 2008 г. и 53,8% в 2009 г.). Убытки в виде упущенной выгоды за 2009 г. составили миллиарды рублей.  [3, с. 39]

Вместе с тем, по содержанию жира и белка Республика Беларусь уступает многим развитым странам, что снижает  конкурентоспособность конечного  продукта, выводимого на мировой рынок.

    В 2009 году производство  цельномолочной продукции в пересчёте  на молоко составило 1308 тыс.  тонны, увеличившись к уровню 2000 года на 37,1%; животного масла  – на  78,3% ; животных сыров – в 3,6 раза с 41 тыс. т в 2000 г. до 146,2 тыс. т в 2010 г.

    На внутреннем рынке,  исходя из его возможностей  и недостаточной платежеспособности населения, наблюдается относительно стабильный спрос на молоко и молочные продукты. Для удовлетворения его по всем направлениям использования, а также экспортной ориентации отрасли производство молока необходимо обеспечить на уровне 6,5 млн. т при внутриреспубликанской потребности 4,5 млн. т.

    Первоочередной задачей  молочной промышленности в настоящее  время является создание продуктов,  обладающих высокими питательными и вкусовыми свойствами, пользующихся повышенным спросом у населения, а также соответствующих требованиям сбалансированного питания. Для этого необходимо изменить структуру использования молока, т.е. увеличить производство цельномолочной продукции, повысить выпуск сыра, снизив одновременно расход молока на выработку масла.

    Отечественные предприятия  осуществляют деятельность в  условиях жесткой конкуренции. В первую очередь она обусловлена внешними факторами. Негативное влияние на конкурентоспособность белорусских товаров оказывают рост закупочных цен на сырье и вспомогательные материалы, изменение предпочтений потребителей, увеличение доли импортной продукции на внутреннем рынке, рост дебиторской задолженности, государственное регулирование цен. [8, с 34]

    Молочная промышленность  Беларуси сегодня находится на  подъеме. Рост потребления отмечается  практически для всего ассортимента  молочных продуктов, исключая  коровье масло и твердые сыры. Постоянно увеличивается потребление  кисломолочных продуктов, обогащенных пребиотиками и пробиотиками. Такие продукты не только полезны для здоровья человека, но еще обладают значительной добавленной стоимостью, т.к. не относятся к группе социально значимых товаров, попадающих под государственное ценовое регулирование.

     Рост рынка молока  во многом обусловлен инновационными разработками, направленными на повышение добавленной ценности продукта. На молочном рынке республики работает несколько крупных компаний межрегионального значения, а также множество мелких, конкурирующих в пределах одного региона. Основные направления их инновационной деятельности в переработке молока на продукты питания, это: технологическое, ассортиментное (производство новых молочных продуктов), маркетинговое, инновационной инфраструктуры.

К основным приоритетам и перспективам  развития молочной промышленности Беларуси можно отнести:

1. Укрепление позиций на российском  рынке. Россия по-прежнему остается важнейшим торговым партнером Беларуси. Российский продовольственный рынок характеризуется высокой степенью открытости для белорусских поставщиков продовольствия и является достаточно емким. Поэтому имеющиеся на нем позиции необходимо удерживать и по возможности (с учетом сильных и слабых сторон предприятий) расширять.

2. Диверсификация экспортных поставок  продовольствия. Существует необходимость  укрепления и завоевания позиций  на традиционных рынках стран СНГ. Важная роль в этом отношении отводится государствам Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Перспективность среднеазиатского продовольственного рынка еще достаточно не изучена. Нужно продвигаться на западноевропейские продовольственные рынки. Данный рынок очень требователен к качеству продуктов питания. Он отличается высоким уровнем конкуренции производителей продовольствия, оптовиков и розничных торговцев. Поэтому необходимо искать ниши для внедрения на упомянутые рынки. Если выход непосредственно на рынки Франции или Германии достаточно сложен и проблематичен, то, может быть, появление на таковых Литвы, Латвии, Польши с закреплением на них в силу исторических и культурных факторов будет более успешным.

3. Целевая направленность проникновения  на рынки. Необходимо ясно представлять  цели выхода на те или иные зарубежные рынки. Должна быть разработана соответствующая стратегия. Каждое конкретное пищевое предприятие имеет свои отличительные конкурентные преимущества и особенности. Таким образом, только оно самостоятельно может решить, в какой степени могут быть окупаемы те или иные проекты по экспорту продукции, сколько для этого понадобится времени и ресурсов. Предприятие решает, насколько оно готово для работы на конкретных иностранных рынках по их правилам.

4. Проведение целевых исследований  перспектив региональных продовольственных рынков - как Беларуси, так и зарубежных стран. Рост реальных денежных доходов населения создает дополнительные возможности для перерабатывающих и торговых предприятий. Все большее внимание на рынке уделяется созданию новых видов продовольственных товаров, способных снизить расход времени и сил на приготовление блюд. Данные товары являются, как правило, продуктами глубокой переработки. Покупатель предъявляет все новые требования к качеству работы продовольственных магазинов. Он все больше интересуется пищевой ценностью продуктов питания, их составом (количеством белков, жиров, углеводов, витаминов или, например, содержанием различных видов мяса в колбасе), датой производства.

5. Совершенствование взаимоотношений  с розничными продовольственными  сетями на зарубежных рынках. При выходе на российский рынок продовольствия белорусские пищевые предприятия должны учитывать его особенности. На нем сильные позиции имеют розничные продовольственные сети, которые могут добиваться более выгодных условий контрактов, зачастую ставя поставщиков продуктов питания в очень сложное положение. Розничные сети зачастую осуществляют контроль местных российских пищевых предприятий в области процессов производства, обеспечения надлежащего качества, определения ассортимента предлагаемых товаров.

6. Внедрение инновационных технологий. В условиях глобализации лидирующее  положение на рынке будут занимать те пищевые предприятия, которые активно внедряют в свою деятельность инновации (современные машины и оборудование, технологии производства продуктов), предлагают рынку широкий ассортимент новых товаров, внедряют современные методы управления предприятием и уделяют большое внимание передовым системам управления качеством. Инновационная деятельность пищевых предприятий способствует созданию новых продовольственных товаров и обеспечению их потребительских качеств в течение длительного периода. Широкие возможности для снижения стоимости сельскохозяйственного сырья предоставляют научные открытия в области биотехнологии и генной инженерии. [29, с 25]

Сложившиеся в последние годы тенденции  на рынке молока и молочных продуктов  свидетельствуют, что наиболее экономически целесообразным для предприятий  молочной промышленности является углубление технологической специализации. Небольшие  заводы районного подчинения с низкой эффективностью производства и не имеющие  реальных источников инвестиций должны перейти к более тесным моделям  интеграции с крупными и эффективно работающими предприятиями. За счёт более полной переработки сырья  и совершенствования структуры  производства с ориентацией на прибыльные виды продукции возможно эффективнее  использовать сырьевые ресурсы и  получать большую прибыль в региональном аспекте. При этом появится больше возможности  поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей как со стороны государства, так и непосредственно перерабатывающих предприятий.

Рациональное применение технологической  специализации в рамках интегрированных  объединений даёт возможность более  эффективно использовать сезонные колебания  поступления сырья за счёт производства в период максимального его поступления  продукции с длительным сроком хранения, а при минимальном – в большей мере производить цельномолочную продукцию и реализовывать имеющиеся запасы иных молочных изделий.

Ожидаемая структура переработки  сырья после объединения: животное масло – 36,9%, жирный сыр – 32,5%, цельномолочная продукция – 30,6%, прирост прибыли  с 1 т переработанного сырья – 9,1%. Достижение этих прогнозных показателей  позволит предприятиям получить около 4 млрд. руб. дополнительной прибыли  при условии заготовки запланированного объёма сырья. [24, с 10]

Необходимо создание в республике региональных специализированных зон  с доминированием производства молока определенных параметров по жирности и белку, имеющих основной статус сырьевых зон для маслоделия и  сыроделия, с последующим развитием  их в этом направлении.

При этом необходимо помнить, что специализация как способ реализации конкурентных преимуществ в большей степени актуальна для сельскохозяйственного производства. Для молокоперерабатывающей отрасли актуален баланс диверсификации и специализации. В условиях резкого снижения цен на молочные продукты нужна более активная политика по диверсификации производства и экспорта, что обеспечит снижение рисков, в условиях роста экспортных цен нужна более активная политика по специализации производства, что обеспечит конкурентоспособность на мировых рынках. [19, с 27]

Выпуск конкурентоспособной продукции  и удовлетворение потребности населения  в молочных продуктах определяются в первую очередь качеством поставляемого  сырья. В этой связи возникает  необходимость формирования эффективной  системы отношений между производителями молока, молокоперерабатывающими предприятиями и торговлей, позволяющей на взаимовыгодной основе осуществлять развитие сырьевой базы и обеспечивать стабильность поставок продукции высокого качества. [3, с 39]

Приоритетными направлениями развития молочной промышленности должны стать: интенсификация производства, техническое и технологическое перевооружение предприятий на основе инноваций с внедрением новейшего оборудования отечественного и зарубежного производства, малоотходных и безотходных технологий. Ввод в эксплуатацию высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологий позволит осуществлять глубокую переработку сырья, освоить новые виды продукции, увеличить сроки её хранения, повысить качество и улучшить дизайн упаковки.

Информация о работе Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне