Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Мейлис курсовая.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

К экономическим показателям конкурентоспособности  относятся:

  1. единовременные – затраты на приобретение товаров (цена товара, расходы на транспортировку и т.п.);
  2. текущие – затраты на эксплуатацию товаров (ремонт, послегарантийное обслуживание, страховые взносы, налоги).

Состав и структура экономических  показателей определяется назначением  изделия, уровнем качества, социально-экономическим  положением потребителя, наличием услуг  и другими факторами.

Определив перечень потребительских  и экономических параметров конкурентоспособности, устанавливают иерархию этих параметров, присвоив каждому из них определённый весовой коэффициент, свидетельствующий  о значимости данного параметра  для потребителя. Степень значимости выражается в форме отношения фактической величины параметра тестируемого товара к величине товара конкурента:

,                                                   (1.2)

где q – единичный параметрический  индекс конкурентоспособности.

При определении индивидуальных параметрических  индексов для “мягких” параметров используется квазиметрический метод, то есть субъективное восприятие человеком некоего свойства товара и выражение результата в цифровой (балльной) форме.

После определения всех индивидуальных параметрических индексов рассчитывают значение сводных параметрических  индексов, показывающих степень удовлетворения потребностей покупателя потребительскими и экономическими свойствами товара.

Сводный параметрический индекс по потребительским параметрам рассчитывается по формуле:

,                                                  (1.3)

где q i – единичный параметрический  индекс;

Ic.п – сводный параметрический индекс по потребительским параметрам;

а i – весовой коэффициент (коэффициент  значимости для i-го параметра);

n – число анализируемых потребительских  параметров.

 

Для расчёта сводного параметрического индекса по экономическим параметрам используют формулу:

 

.                                          (1.4)

Сводный параметрический индекс по потребительским параметрам даёт ответ  на вопрос – способен ли данный товар  удовлетворить существующую потребность, но оставляет в стороне вопрос – при каких затратах может  быть удовлетворена данная потребность. Поэтому применяют сводный параметрический  индекс по экономическим параметрам.

Одним из показателей конкурентоспособности  является интегральный показатель:

.                                                (1.5)

Если К т.и > 1, то рассматриваемый товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец.

 Если К т.и < 1 – уступает образцу,

           К  т.и =1 – товар и образец находятся на одном уровне.

Задачей маркетинга является – получить  К т.и >1. [14,  с 15].

Это достигается путём улучшения  экономических и потребительских  качеств товара.

Потребитель из двух однородных товаров  выбирает тот, который дешевле, а  из двух с одинаковой ценой выбирает тот, у которого выше потребительские  свойства. Следовательно, в борьбе за покупателя продавец либо уменьшает  цену, либо совершенствует качество предлагаемых товаров [2, с 6].

С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель  поставлен перед необходимостью обеспечения конкурентоспособности. К важнейшим факторам конкурентоспособности  следует отнести: рентабельность производства той или иной произведенной продукции, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность управления предприятием, адаптивность – способность быстрого реагирования на меняющиеся условия  и требования рынка. Таким образом, чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки оно имеет для успешной работы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [26, с. 199].

Таким образом, в условиях открытой рыночной экономики изучение конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных частей комплексных маркетинговых исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

 

Рынок молока и молочных продуктов  является одним из важнейших сегментов  продовольственного рынка.

Несмотря на то, что производство молока и молочных продуктов имеет повсеместное распространение, обусловливая этим приоритетное значение местных рынков, стратегия развития последних во многом определяется конъюнктурой мирового рынка. От мировых тенденций практически в одинаковой степени зависят страны, ориентированные на самообеспечение, а также экспортирующие молочные продукты и импортирующие их. Это касается и Республики Беларусь, где экспортный потенциал молочной отрасли практически равен емкости внутреннего рынка. [4, с.28]

Основные экспортеры молокопродуктов (Аргентина, ЕС, Австралия, Новая Зеландия и США) сохраняют на рынке свои позиции, импортерами молокопродуктов в ближайшей перспективе, как и в прошлые годы, будут Россия, Китай, Япония, Алжир, Мексика и Саудовская Аравия. Общий экспорт основных молочных продуктов снижается по причине значительного сокращения его в США и странах ЕС. [4, с.30]

Важным  событием на мировом рынке  стал запрет правительством Индии экспорта сухого молока для предотвращения роста  цен в стране. Индия является одним из крупнейшим экспортёров сухого молока в мире, поэтому запрет на экспорт серьёзно отразится на предложении данного товара на мировом рынке, что должно спровоцировать дальнейший рост цен.

В Европе накануне нового производственного  сезона отмечается увеличение производства молока и объёмов его переработки. Продолжают расти цены на сырьё и  готовую продукцию. Рост цен на молочное сырьё должен устранить разногласия  между сельхозпроизводителями и  переработчиками. [18, с.60]

Современный уровень мирового производства молока (699 млн. т), обеспечивая 100 кг продукта на жителя планеты, является недостаточным и не соответствует научно обоснованным параметрам, составляющим в пересчете на молоко 380 кг. Молоком собственного производства в наибольшей степени обеспечены жители Новой Зеландии – 3814 кг на душу населения, Ирландии – 1390, Дании – 852. В то же время эти и другие страны – мировые лидеры, экспортеры не могут обеспечить возрастающий спрос на мировом рынке из-за ограниченности производственного потенциала. [4, с 29]

Ирландия, например, является мировым лидером по уровню потребления пастеризованных молочных продуктов и молочных продуктов длительного хранения на душу населения – 160 кг в год, тогда как в Китае – всего 19 кг. И все-таки показатели, достигнутые в Китае, впечатляют: они отражают беспрецедентный рост в результате повышения спроса в городах, который стимулируется правительством. [19, с.58]

Особого внимания заслуживает рост молочного производства и поставки на переработку молочного сырья в Китае. За период с 2002 по 2007 гг. рост составил 177 % – с 13 млн. т до 36 млн. т, а в 2009 г. достиг 43,6 млн. т, что больше уровня 2002 г. в 3,4 раза. В Китае в последние годы спрос и предложение ежегодно росли примерно на 20 %. Однако на дальнейшее развитие китайской молочной промышленности отрицательно повлиял скандал с меламином.

Годовое потребление молока городскими жителями Китая в 2008 г. было лишь 27 кг/чел., что намного ниже мировых показателей (от 60 кг/чел, в развивающихся странах до 250 кг – в развитых). При этом только 300 млн. из 1,3 млрд. жителей Китая в 2006 г. регулярно пили молоко, тем самым оставляя огромные неохваченные рынки для молочных компаний. С 2006 г. правительство приступило к реализации кампании по продвижению потребления молочных продуктов. [20, с 42]

По прогнозам, в течение следующего десятилетия мировое производство молока вырастет примерно на 19 % благодаря  повышению продуктивности коров. Почти половина этого роста придется на Азию, главным образом Китай и Индию. Аналитики считают, что мировое производство масла увеличится на 29,3 %, в то время как сухого цельного молока – на 21,2%, сухого обезжиренного молока – на 16,1%, а увеличение производства сыров – на 18,2%. В долгосрочной перспективе ожидается усиление торговли маслом и СОМом. Несмотря на имеющиеся трудности, в долгосрочной перспективе подъем экономики и увеличение населения обусловит повышенный спрос на молочные продукты, а особенно – органические (экологически чистые). Это, в свою очередь, вызовет подорожание кормов, и как результат – молокопродуктов.

Глобальный экспорт основных продуктов  на основе молока, в пересчете на молоко, в 2009 г. составил 38,6 млн. т, что ниже уровня 2008 года (40,5 млн. т) на 4,7 % .

Мировая торговля молочными продуктами расширялась до 2008 г. Многие проблемы в сфере молочной промышленности в 2009 г. были связаны с глобальным экономическим спадом. В результате спрос на молочные продукты на мировом рынке был низким и, несмотря на низкие цены, объем мировой торговли снизился на 4,7%. [19, с 60]

В начале 2009 г. во всех странах-производителях наблюдалось широкое предложение сухого обезжиренного молока (СОМ), сухого цельного молока (СЦМ), сухой сыворотки и практически полное отсутствие покупателей на рынках данных товаров. Это повлекло за собой снижение цен во всем мире на большинство молокопродуктов, они остаются низкими и сегодня. А самые высокие на сегодня они в странах ЕС. [20 с.40]

Рост мирового производства молока в ближайшее десятилетие при всей его недостаточности обострит конкуренцию между основными экспортерами молочной продукции, что ставит производителей Беларуси перед насущной необходимостью как повышения ее конкурентоспособности, так и поиска новых рынков. [4, с 32]

Тенденции последних лет свидетельствуют, что серьёзных структурных сдвигов  в производстве и реализации молочных продуктов на мировом рынке не ожидается. Как и в настоящее  время, треть производства и потребления в пересчете на молоко составят продукты длительных сроков хранения – сухое обезжиренное молоко, цельное сухое молоко, масло и сыр. Остальное будет использовано в виде цельномолочной продукции.

Основные экспортеры будут стремиться сохранить свои позиции на мировом рынке. Тем не менее, к 2015 г. не исключена возможность некоторого сокращения поставок на мировой рынок производителями США и некоторых стран ЕС по причине неоднозначной ситуации на рынке комбикормов.

           Рассматривая  мировой рынок молока и молочных продуктов в целом, а также региональные сегменты и отдельные страны, следует констатировать, что в ближайшее десятилетие стратегию развития будут определять как расширение емкости, так и диверсификация.

На рынке молока наиболее успешно  функционируют 20 многонациональных компаний (табл. 2.1), которые, осуществляя агрессивную политику маркетинга, постараются удержать лидирующие позиции.

 

Таблица 2.1 – Рейтинг молочных компаний по товарообороту

 

Компания

Страна

Молочный товарооборот

млрд. USD

млрд. EUR

Nestle

Швейцария

18,8

14,8

Laktalis

Франция

10,4

8,3

       

Продолжение таблицы 2.1

     

Danone

Франция

10,0

7,9

Dean Food

США

9,3

7,4

Aria Foods

Германия/Швеция

8,7

6,9

Fonterra

Новая Зеландия

8,5

6,7

Dairy Farmers of America

США

7,9

6,3

Kraft Foods

США

6,4

5,1

Unilever

Нидерланды/ Великобритания

5,5

4,4

Friesland Foods

Нидерланды

5,5

4,4

Campina

Нидерланды

4,6

3,6

Parmalat

Италия

4,3

3,4

Bongrain

Франция

4,2

3,3

Meiji Dairies

Япония

4,1

3,3

Saputo

Канада

3,9

3,1

Morinaga Milk Industry

Япония

3,8

3,0

Schreiber Foods

США

3,1

2,5

Land O’Lakes

США

2,8

2,3

Mǘller

Германия

2,6

2,1

Dairy Crest

Великобритания

2,5

2,0

Информация о работе Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне