Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа
Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.
Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………
К
экономическим показателям
Состав и структура
Определив перечень потребительских и экономических параметров конкурентоспособности, устанавливают иерархию этих параметров, присвоив каждому из них определённый весовой коэффициент, свидетельствующий о значимости данного параметра для потребителя. Степень значимости выражается в форме отношения фактической величины параметра тестируемого товара к величине товара конкурента:
,
где q – единичный параметрический индекс конкурентоспособности.
При определении индивидуальных параметрических индексов для “мягких” параметров используется квазиметрический метод, то есть субъективное восприятие человеком некоего свойства товара и выражение результата в цифровой (балльной) форме.
После определения всех индивидуальных параметрических индексов рассчитывают значение сводных параметрических индексов, показывающих степень удовлетворения потребностей покупателя потребительскими и экономическими свойствами товара.
Сводный параметрический индекс по потребительским параметрам рассчитывается по формуле:
,
где q i – единичный параметрический индекс;
Ic.п – сводный параметрический индекс по потребительским параметрам;
а i – весовой коэффициент (коэффициент значимости для i-го параметра);
n – число анализируемых
Для расчёта сводного параметрического индекса по экономическим параметрам используют формулу:
.
Сводный параметрический индекс по
потребительским параметрам даёт ответ
на вопрос – способен ли данный товар
удовлетворить существующую потребность,
но оставляет в стороне вопрос
– при каких затратах может
быть удовлетворена данная потребность.
Поэтому применяют сводный
Одним из показателей
.
Если К т.и > 1, то рассматриваемый товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец.
Если К т.и < 1 – уступает образцу,
К т.и =1 – товар и образец находятся на одном уровне.
Задачей маркетинга является – получить К т.и >1. [14, с 15].
Это достигается путём улучшения
экономических и
Потребитель из двух однородных товаров выбирает тот, который дешевле, а из двух с одинаковой ценой выбирает тот, у которого выше потребительские свойства. Следовательно, в борьбе за покупателя продавец либо уменьшает цену, либо совершенствует качество предлагаемых товаров [2, с 6].
С момента создания и в процессе
функционирования каждый товаропроизводитель
поставлен перед необходимостью
обеспечения
Таким образом, в условиях открытой рыночной экономики изучение конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных частей комплексных маркетинговых исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества изделия.
Рынок молока и молочных продуктов является одним из важнейших сегментов продовольственного рынка.
Несмотря на то, что производство молока и молочных продуктов имеет повсеместное распространение, обусловливая этим приоритетное значение местных рынков, стратегия развития последних во многом определяется конъюнктурой мирового рынка. От мировых тенденций практически в одинаковой степени зависят страны, ориентированные на самообеспечение, а также экспортирующие молочные продукты и импортирующие их. Это касается и Республики Беларусь, где экспортный потенциал молочной отрасли практически равен емкости внутреннего рынка. [4, с.28]
Основные экспортеры молокопродуктов (Аргентина, ЕС, Австралия, Новая Зеландия и США) сохраняют на рынке свои позиции, импортерами молокопродуктов в ближайшей перспективе, как и в прошлые годы, будут Россия, Китай, Япония, Алжир, Мексика и Саудовская Аравия. Общий экспорт основных молочных продуктов снижается по причине значительного сокращения его в США и странах ЕС. [4, с.30]
Важным событием на мировом рынке стал запрет правительством Индии экспорта сухого молока для предотвращения роста цен в стране. Индия является одним из крупнейшим экспортёров сухого молока в мире, поэтому запрет на экспорт серьёзно отразится на предложении данного товара на мировом рынке, что должно спровоцировать дальнейший рост цен.
В Европе накануне нового производственного сезона отмечается увеличение производства молока и объёмов его переработки. Продолжают расти цены на сырьё и готовую продукцию. Рост цен на молочное сырьё должен устранить разногласия между сельхозпроизводителями и переработчиками. [18, с.60]
Современный уровень мирового производства молока (699 млн. т), обеспечивая 100 кг продукта на жителя планеты, является недостаточным и не соответствует научно обоснованным параметрам, составляющим в пересчете на молоко 380 кг. Молоком собственного производства в наибольшей степени обеспечены жители Новой Зеландии – 3814 кг на душу населения, Ирландии – 1390, Дании – 852. В то же время эти и другие страны – мировые лидеры, экспортеры не могут обеспечить возрастающий спрос на мировом рынке из-за ограниченности производственного потенциала. [4, с 29]
Ирландия, например, является мировым лидером по уровню потребления пастеризованных молочных продуктов и молочных продуктов длительного хранения на душу населения – 160 кг в год, тогда как в Китае – всего 19 кг. И все-таки показатели, достигнутые в Китае, впечатляют: они отражают беспрецедентный рост в результате повышения спроса в городах, который стимулируется правительством. [19, с.58]
Особого внимания заслуживает рост молочного производства и поставки на переработку молочного сырья в Китае. За период с 2002 по 2007 гг. рост составил 177 % – с 13 млн. т до 36 млн. т, а в 2009 г. достиг 43,6 млн. т, что больше уровня 2002 г. в 3,4 раза. В Китае в последние годы спрос и предложение ежегодно росли примерно на 20 %. Однако на дальнейшее развитие китайской молочной промышленности отрицательно повлиял скандал с меламином.
Годовое потребление молока городскими жителями Китая в 2008 г. было лишь 27 кг/чел., что намного ниже мировых показателей (от 60 кг/чел, в развивающихся странах до 250 кг – в развитых). При этом только 300 млн. из 1,3 млрд. жителей Китая в 2006 г. регулярно пили молоко, тем самым оставляя огромные неохваченные рынки для молочных компаний. С 2006 г. правительство приступило к реализации кампании по продвижению потребления молочных продуктов. [20, с 42]
По прогнозам, в течение следующего
десятилетия мировое
Глобальный экспорт основных продуктов на основе молока, в пересчете на молоко, в 2009 г. составил 38,6 млн. т, что ниже уровня 2008 года (40,5 млн. т) на 4,7 % .
Мировая торговля молочными продуктами расширялась до 2008 г. Многие проблемы в сфере молочной промышленности в 2009 г. были связаны с глобальным экономическим спадом. В результате спрос на молочные продукты на мировом рынке был низким и, несмотря на низкие цены, объем мировой торговли снизился на 4,7%. [19, с 60]
В начале 2009 г. во всех странах-производителях наблюдалось широкое предложение сухого обезжиренного молока (СОМ), сухого цельного молока (СЦМ), сухой сыворотки и практически полное отсутствие покупателей на рынках данных товаров. Это повлекло за собой снижение цен во всем мире на большинство молокопродуктов, они остаются низкими и сегодня. А самые высокие на сегодня они в странах ЕС. [20 с.40]
Рост мирового производства молока в ближайшее десятилетие при всей его недостаточности обострит конкуренцию между основными экспортерами молочной продукции, что ставит производителей Беларуси перед насущной необходимостью как повышения ее конкурентоспособности, так и поиска новых рынков. [4, с 32]
Тенденции последних лет свидетельствуют,
что серьёзных структурных
Основные экспортеры будут стремиться сохранить свои позиции на мировом рынке. Тем не менее, к 2015 г. не исключена возможность некоторого сокращения поставок на мировой рынок производителями США и некоторых стран ЕС по причине неоднозначной ситуации на рынке комбикормов.
Рассматривая
мировой рынок молока и
На рынке молока наиболее успешно функционируют 20 многонациональных компаний (табл. 2.1), которые, осуществляя агрессивную политику маркетинга, постараются удержать лидирующие позиции.
Таблица 2.1 – Рейтинг молочных компаний по товарообороту
Компания |
Страна |
Молочный товарооборот | |
млрд. USD |
млрд. EUR | ||
Nestle |
Швейцария |
18,8 |
14,8 |
Laktalis |
Франция |
10,4 |
8,3 |
Продолжение таблицы 2.1 |
|||
Danone |
Франция |
10,0 |
7,9 |
Dean Food |
США |
9,3 |
7,4 |
Aria Foods |
Германия/Швеция |
8,7 |
6,9 |
Fonterra |
Новая Зеландия |
8,5 |
6,7 |
Dairy Farmers of America |
США |
7,9 |
6,3 |
Kraft Foods |
США |
6,4 |
5,1 |
Unilever |
Нидерланды/ Великобритания |
5,5 |
4,4 |
Friesland Foods |
Нидерланды |
5,5 |
4,4 |
Campina |
Нидерланды |
4,6 |
3,6 |
Parmalat |
Италия |
4,3 |
3,4 |
Bongrain |
Франция |
4,2 |
3,3 |
Meiji Dairies |
Япония |
4,1 |
3,3 |
Saputo |
Канада |
3,9 |
3,1 |
Morinaga Milk Industry |
Япония |
3,8 |
3,0 |
Schreiber Foods |
США |
3,1 |
2,5 |
Land O’Lakes |
США |
2,8 |
2,3 |
Mǘller |
Германия |
2,6 |
2,1 |
Dairy Crest |
Великобритания |
2,5 |
2,0 |