Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Мейлис курсовая.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

      

Мировой экспорт молочных продуктов  в пересчете на молоко составляет 5,7% от общего объема производства. Беларусь, производя 1,4 % мировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов занимает 7,5 %, а по маслу сливочному около 11 % (2009 г.). В целом экспорт молочных продуктов в пересчете на молоко в Беларуси составляет более 46 % от объема его производства.

В большинстве экономически развитых стран, включая страны ЕС, этот показатель не превышает 15-20 %. Исключение составляют несколько стран с особенно благоприятными условиями производства – Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, высокой долей импорта молочного сырья – Бельгия, Германия, Нидерланды или гарантированным сбытом – Австрия, Литва, Франция, Дания. [3, с 9]

Объем мировой торговли в 2010 году составил 46 млн. тонн (без учета внутренней торговли между странами ЕС). На долю Новой Зеландии  приходится 32%, доля стран ЕС составляет 23%, США –8%, Австралия  –7%, Беларусь –5%, Аргентина –4%.

К основным факторам, определяющим рост спроса в перспективе на молоко и молочные продукты, следует отнести:

- снижение запасов (в частности,  сухого молока) и реформа отрасли в Европейском Союзе. Запасы молочной продукции прошлых лет практически исчерпаны;

- доступность рынков в Восточной  Европе крупным компаниям, в  результате чего местные производители  разоряются, поскольку не в состоянии конкурировать на равных с высокотехнологичным производством;

- рост потребления сухого молока  и молочных продуктов в Китае и Юго-Восточной Азии, где спрос превышает предложение местных производителей;

- увеличение спроса пищевой  промышленности на сухое молоко и белок;

- повышение себестоимости производства  молока из-за удорожания кормов, в частности, повышения цен  на фуражное зерно и шрот;

- ситуацию, при которой маркетинг  молочных продуктов многонациональных  компаний становится, с одной стороны, все больше агрессивным, а с другой – чувствительным к демографическим факторам и региональным предпочтениям. [4, с 39].

 

 

 

 

 

 

3. ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Беларусь располагает потенциалом, позволяющим практически удвоить производство молока, доведя его объемы до 10-11 млн. т в год. Однако наращивание объемов имеет экологические и экономические границы. [4, с 34]

Во-первых, концентрация и интенсивность  производства в республике уже достаточно высоки. Во-вторых, практически каждый дополнительно произведенный килограмм молока или мяса должен поставляться на экспорт. Возможности Беларуси по значительному расширению экспорта молочных продуктов весьма ограничены и рискованны. Исходя из тенденций мирового рынка и условий Республики Беларусь, оптимальные объемы производства молока – 8,0-8,5 млн. т. [ 3, с 10]

Если в 2000 г. удельный вес экспорта в производстве молока составлял  лишь 14,9%, то в 2009 г. превысил 40%. Из объема молока, поступающего на переработку, порядка 55% поставляется на экспорт. С 2000 г. по 2008 г. стоимость экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия из Республики Беларусь возросла более чем в 4,3 раза – до 2,4 млрд. USD.

За это же время стоимость  молокопродуктов, поставленных за пределы  страны, увеличилась со 111,7 до 1106,0 млн. USD (кроме того, экспорт казеина  составил в 2008 г. 92,7 млн. USD), или более  чем в 9,9 раза. Экспорт увеличивался по всем товарным группам. [4, с 35]

Следует отметить, что Беларусь входит в мировое экономическое пространство в сложных условиях, когда на мировом  рынке действуют компании, корпорации, завоевавшие достаточно устойчивое положение и накопившие определённые достижения в производстве конкурентоспособной  продукции. [24, с 13]

Основным рынком сбыта белорусской  молочной продукции является Российская Федерация. На долю стран СНГ в 2009 г. приходилось 94,0% всех экспортных поставок при удельном весе Российской Федерации в 84,0%. На иных рынках преобладают незначительные по стоимости сделки. Можно выделить рост поставок сухого цельного молока в Венесуэлу, на долю которой в 2008 г. пришлось почти 13% всего экспорта данного продукта. Стабильно высока доля казеина, реализуемого в страны вне СНГ (ЕС – 90,2% общего объема реализации, в том числе Германия – 34,8%, Польша – 49,2%). Ожидать, что в перспективе ситуация кардинально изменится, неправомерно. Совокупный белорусский экспорт молокопродуктов в пересчете на молоко составляет около 3,0 млн. т, из которого на Россию приходится 2,6-2,7 млн. т, т.е. около половины российского импорта.

По основным экспортным позициям страны (сыры, сухое обезжиренное и цельное  молоко, масло) доля в российском экспорте значительно превышает средний показатель. Например, сухое обезжиренное молоко практически полностью Россия импортирует из Беларуси. [4, с ,36]

Молочная промышленность Республики Беларусь достигла уровня, когда экспортоориентированная  направленность  приобретает приоритет и в этой связи промышленная деятельность молокоперерабатывающих предприятий должна быть нацелена на создание мощного индустриального   комплекса, способного завоёвывать на мировом рынке отдельные «ниши» для молока и молочной продукции.

Учитывая, что внутренний рынок  молока и продуктов на его основе стабилизировался, дальнейший прирост производства молока должен формировать экспортную конъюнктуру. Для дальнейшего увеличения объемов экспорта белорусских молокопродуктов они должны успешно конкурировать на мировом рынке как по цене, так и по качеству, а также искать новые рынки. [15, с 26]

Если первая проблема – повышение  конкурентоспособности молока и молочных продуктов, в первую очередь по цене и качеству – в полной мере решается за счет внутренних факторов (инновационного развития продуктового подкомплекса), то вторая  всецело зависит от внешних условий (конъюнктуры мирового рынка и защитных мер страны-импортера). Например, ближайшим по географическому положению регионом (наряду с СНГ) является Европейский Союз, но выйти на его рынок более чем сложно. Во-первых, для поставок молокопродуктов в страны Евросоюза иностранное предприятие должно получить статус номерного завода ЕС, то есть своеобразный код, который позволит свободно торговать на рынке европейских государств. Во-вторых, практически непреодолимым препятствием для экспорта молочной  продукции  в  страны  Европейского союза являются низкая степень переработки сырья и отсутствие сертификации по международным стандартам.

Поэтому молокоперерабатывающие предприятия как производственные комплексы, выпускающие продукцию животного происхождения, причем с ориентацией на экспорт, прежде других производств обязаны учитывать в своей деятельности требования НАССР и ISO 22000. То же касается и ветеринарных лабораторий как организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности сырья, поступающего на переработку. [4, с 34]

К настоящему времени 249 организаций  системы Минсельхозпрода имеют  сертификаты управления качеством, соответствующие международным  стандартам ИСО 9001; 122 – сертифицированы  на соответствие международным принципам  НАССР.

Активная внешнеэкономическая  стратегия последних лет сделала  Беларусь крупным участником мирового продовольственного рынка. Объемы белорусских  поставок, конечно же, далеки от тех, которые осуществляют такие влиятельные  игроки, как США, Новая Зеландия, ЕС, однако вхождение а ТОП-20 ведущих стран-экспортеров – это несомненное достижение. По основным 5 позициям  Беларусь входит в первую пятерку ведущих мировых экспортеров продовольствия. [28, с 9]

  В 2010 г. доля нашей республики  в глобальном экспорте молока  и молочной продукции составила 5%, за год увеличившись на 0,2 процентных пункта. Показательно, что мы оказались впереди Аргентины, которая является крупнейшим мировым производителем молока и на чью долю в 2010 г. пришлось 4% глобального экспорта, а также приблизились к Австралии (7%) и США (8%). По отдельным товарным позициям наши достижения еще более впечатляющие – доля в глобальном экспорте сухого обезжиренного молока (СОМ) составила 6%, сыра – 7%, масла коровьего – 9%. Если же оценивать такой показатель, как производство молочной продукции на душу населения, то Беларусь уступает только странам Океании – 698 кг/чел, против 700 кг/чел.

  Для поддержания статуса  одного из крупнейших мировых  экспортеров  необходимо следовать общемировым тенденциям, с тем чтобы сохранить конкурентоспособность. А сегодня она во многом связана с укрупнением основных игроков молочного рынка. Так, французская корпорация  Lactalis, занимающая 4-ю позицию в мире по объему товарооборота (в 2010 г. 86 млрд. ЕUR), завершила поглощение двух крупнейших испанских компаний (Forsala, которая специализируется на производстве сыра с годовым оборотом 200 млн. USD, и Еbro Puleva – производит цельномолочную продукцию на сумму около 600 млн. USD в год). Немeцкие Nordmich и Humana объединились в Nordcontor. Китайская корпoрация Bright Dairy пробует усилить свои позиции на рынке через приобретение контрольных пакетов акции ряда новозеландских компаний.  В Бразилии начавшееся слияние Itambe, Centroleite, Confepar, Cemil и Minas Leite обещает привести к появлению крупнейшей в Латинской Америке молочной корпорации. Процессы М&А не обошли стороной и стратегически важный для нас российский рынок. Французская Danone (2-я в мире молочная компания по величине годового оборота) приняла решение о приобретении контрольного пакета акций российского ОАО «Компания Юнимилк».

  В Минсельхозпроде Республики  Беларусь повышение конкурентоспособности  отечественной молочной продукции  также связывают с объединением  ее производителей. На сегодняшний  день в отраслевом министерстве  активно обсуждается идея создания  укрупненной национальной компании, вокруг которой будут объединены активы более мелких молокозаводов. В частности, изучается возможность создания такой компании на базе ОАО «Савушкин продукт».

   На сегодняшний день конъюнктура  внешних рынков продолжает благоприятствовать нашему экспорту, что поддерживает рыночную стоимость отечественных активов молочной индустрии. Стабильный рост потребления молока в мире со 103,6 кг на душу населения в 2009 г. до 104,3 кг в 2010 г. способствовал увеличению глобального производства этого продукта на 1,1%, до 711 млн. т. Стабильно росли и цены. К примеру, в апреле 2011 года средние мировые цены экспорта коровьего масла составляли 4,6 тыс. USD /т, что на 500 USD выше цен годичной давности. Одна тонна СОМ стоила 3,35 тыс. USD (+200 USD), сухого цельного молока (СЦМ) – 4,1 тыс. USD (+600), сыра «Чеддер» – 4,3 тыс. USD (+400). Благодаря этому даже традиционно убыточное в Беларуси производство коровьего масла в 2010 г. стало прибыльным, а рентабельность сыров и СОМ достигла 40-50%.

   Нынешний высокий объем импорта молочной продукции Россией стимулирует белорусские поставки. Минсельхоз РФ приступил к реализации программ по увеличению производства молока и молочных продуктов, в частности, сыров. Это угрожает сократить объем поставок белорусских продуктов на российский рынок в ближайшие 3-4 года. На этом фоне крайне рисковой выглядит структура белорусского молочного экспорта, поскольку на РФ приходится 65% всех экспортных поставок СЦМ; 87,4% СОМ; 89,1% коровьего масла и 98,8% сыров. Достаточно диверсифицированными оказались только продажи казеина, 45% которого отгружается в Польшу, 33% – в Германию, 8% – в Литву, по 3% – в США и Мексику. [8, с 4]

     В 2011 г. Республика  Беларусь экспортирует молокопродуктов  на 24% больше прошлогоднего уровня. В стоимостном выражении белорусский  экспорт продовольствия должен  увеличиться на 16% и составить  2,5 млрд. долларов США, в т.ч. 1,5 млрд. долларов за счет экспорта молокопродуктов.

В конце 2010 г. министерства сельского  хозяйства Беларуси и России подписали  продовольственный баланс на 2011 год, согласно которому Беларусь может поставить  в Россию 65 тыс. т сухого обезжиренного  молока (32 тыс. т ввезено в 2010 г.); 20 тыс. т сухого цельного молока (12 тыс. т); 50 тыс. т концентрированного молока (40 тыс. т); 70 тыс. т сливочного масла (50 тыс. т); 125 тыс. т сыров и творога (116 тыс. т). На сегодняшний день белорусская продукция на российском рынке активно предлагается по следующим ценам с НДС и доставкой в Москву: СОМ – 105-108 RUB за 1 кг, сухое цельное молоко – 135 RUB за кг, сыр 50-% жирности – 138 RUB за кг. Союз производителей молока РФ считает, что данные цены существенно ниже, чем у российских производителей, что приводит к резкому падению объемов продаж отечественной молочной продукции, и, как считают в союзе, следует приостановить поставки сухого молока, сыра, масла на российский рынок из Беларуси, в дальнейшем осуществлять  продажи через механизм биржевых торгов на российской бирже. Для Беларуси в условиях девальвации рубля и роста отрицательного сальдо внешней торговли стремление россиян перекрыть источник поступления валюты от одной из важнейших статей экспорта становится чувствительным ударом. [11, с 3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

  Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (включая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молококонсервных заводов (включая 2 филиала), 9 сыродельных заводов (включая 1 сыродельный комбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов. Производственные мощности по переработке молока в среднем на одно предприятие составляют 210 т в смену, суммарная мощность – 5,0 млн. т в год. Ассортимент вырабатываемой  в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла – 30, сыров – более 160, цельномолочной продукции – более 500 наименований.

В 2015 г. суммарные производственные мощности по переработке молока достигнут 8,2 млн. т в год. Производство сыров составит 180 тыс. т (на 1 января 2010 г – 140 тыс. т), сухих молочных продуктов – 270 тыс. т., цельномолочной продукции в пересчете на молоко – 2000 тыс. т.

Информация о работе Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне