Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Мейлис курсовая.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

С переходом на рыночные отношения  в Беларуси начала появляться довольно часто недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью законодательной  основы в этой области и пассивностью государства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции  и всевозможных услуг [27, c. 156].

Различают внешние и внутренние факторы конкурентоспособности.

Под внешними факторами будем понимать те факторы, на которые предприятие  – производитель продукции не может оказывать влияния. Внутренние факторы – это факторы, которые  могут изменяться под воздействием предприятия- изготовителя продукции.

К внешним факторам относятся:

международные факторы - количество международных  выставок новой продукции, количество «горячих точек» в мире, где происходят какие- либо военные конфликты;

политические факторы – стабильность демократических преобразований в  стране, количество политических фракций  в законодательной власти;

экономические факторы – удельный вес конкурентоспособной на внешнем  рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной  на внутреннем рынке промышленной продукции  фирм страны, тенденции изменения  внешнеэкономических связей, среднеготовой темп инфляции, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны;

социально- демографические факторы – структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, доходам и т.д., продолжительность жизни, уровень миграции населения;

правовые факторы – наличие  федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг и т.д.;

природно- климатические факторы – оценка основных природных ресурсов страны, характеристика климатических зон страны, дефицитность отдельных видов природных ресурсов по регионам страны, степень использования вторичных ресурсов;

научно- технические факторы –  удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень компьютеризации страны;

культурные факторы – средний  уровень образования населения, обеспеченность населения объектами  культуры, отношение людей к окружающему  миру.

Рассмотренные внешние факторы  влияют на конкурентоспособность продукции  косвенно, так как предприятие  не может ими управлять.

Внутренние факторы делятся  на:

технологические факторы – уровень  технологической подготовки производства, качество разработки технологических  процессов;

производственные факторы - высокое  качество производства , оптимальное использование производственных мощностей, доступ к необходимым поставщикам и высококвалифицированным кадрам, высокая производительность труда, необходимая производственная гибкость;

маркетинговые факторы - хорошо подготовленный торговый персонал, высокий уровень  послепродажного обслуживания, широкий  ассортимент, привлекательная упаковка, развитая сеть дистрибьюторов и дилеров, эффективный сбыт;

управленческие факторы - высокий  профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать  на изменения во внешней среде  и выводить товар на рынок на стадии НИОКР, наличие управленческого  опыта;

экологические факторы – соответствие требованиям экологической безопасности;

информационные факторы – уровень  организации информационных потоков  на предприятии- изготовителе;

факторы восприятия – степень доверия  потребителя к производителю  продукции.

Следует заметить, что конкурентоспособность  продукции существенно зависит  от конкурентоспособности предприятия- производителя. Запросы же потребителя определяются как степенью соответствия конкретным потребностям, так и затратами на их удовлетворение, включающими в себя и цену купли- продажи товара, и всю совокупность затрат, связанных с его использованием по назначению (цена потребления). [7].

 

 

 

1.2 Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке

 

Конкурентоспособность предприятия  включает: с одной стороны, совокупность характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования  его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых  служб, реализуемым в процессе производства, а с другой, внешних по отношению  к нему социально-экономических  и организационных факторов, (законодательство; финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка; характеристики конкурентов; отраслевые особенности; особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятию  создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам  более привлекательна, чем у конкурентов.

Факторы внешней среды существуют объективно, поэтому к их негативному  воздействию каждое предприятия  должно приспосабливаться. От динамичности и быстроты реагирования на них зависит  конкурентоспособность фирмы. Негативное влияние факторов внутренней среды, напротив, можно нейтрализовать за счет активных действий самого предприятия, грамотно разработанной конкурентной стратегии. Внутренние конкурентные преимущества фирмы достигаются и реализуются  ее персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

Значение повышения качества продукции  необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, то есть на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне  позволяет:

-  увеличить экспорт товаров и услуг;

-  улучшить структуру экспорта;

-   осуществить на практике ускорение НТП;

-  повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использония средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;

-  повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;

-  повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;

-  воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.

Таким образом, высокий уровень  качества продукции для государства  означает ускорение НТП, повышение  эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить  политику, направленную на повышение  и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, и для  этого должны быть задействованы  все государственные рычаги, в  первую очередь правовые основы [10 c. 112].

Для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня – это известность  и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам  фирменного стиля – товарному  знаку, средствам рекламы.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, то есть зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, то есть покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей.

Конкуренция в широком смысле слова  означает соперничество в любой  сфере деятельности. Если рассматривать  конкуренцию с чисто экономических  позиций, то она означает соперничество  между коммерческими организациями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем [12, c. 17].

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции».

Под конкурентоспособностью предприятия  понимается способность предприятия  производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность предприятия  определяется с помощью групп  показателей, отражающих:

-  конкурентоспособность продукции;

-  эффективность использования ресурсов;

-  состояние и использование основных и оборотных фондов;

-  уровень материальных затрат;

-  финансовое положение предприятия.

В основе успеха товара на рынке лежит его конкурентоспособность, то есть соотношение качества, сервиса  и цены. Безусловно, причиной удачи  или неудачи могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как реклама, престиж марки. Однако следует признать, что внепроизводственные аспекты  конкурентоспособности являются лишь своего рода призмой, преломляющей восприятие покупателем уже материализованных  в товаре свойств. Таким образом, конкурентоспособность закладывается  на стадии проектирования и производства, поэтому может быть предметом  весьма ограниченного вмешательства  в ход сбытовой функции маркетинга  [13, c.35 ].

Отсюда основными объектами  управления можно считать составляющие конкурентоспособности: полезный эффект и цену потребления

Вместе с тем на рынке товар  выступает в виде продукта определенного  качества, имеющего продажную цену, а в ее основе лежит издержки производства, которые и являются важнейшими элементами конкурентоспособности.

Таким образом, управление конкурентоспособностью означает обеспечение оптимального соотношения ее составляющих и элементов. При этом усилия направляются на достижение следующих целей:

-  повышение качества;

-  снижение издержек производства;

-  повышение экономичности и оперативности послепродажного обслуживания.

 

 

 

    1. Оценка конкурентоспособности

 

Для оценки конкурентоспособности  продукции используют набор “жёстких”  и “мягких” параметров. Определение  набора таких параметров и установление их приоритетности для потребителей является ключевым моментом при оценке конкурентоспособности товаров. Оценивают  следующие “жёсткие” (технические) параметры:

а) классификационные  параметры, которые определяют принадлежность товара к определённому виду или  классу продукции;

б) конструктивные параметры (технико-конструкторские);

в) нормативные параметры  – соответствие товара стандартам, техническим условиям, нормам и правилам;

г) эргономические – соответствие товара особенностям человеческого  организма и психологии.

К “мягким” эстетическим параметрам относят дизайн, цвет, упаковку, художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, стабильность товарного вида. [25, с 254].

Экономические показатели конкурентоспособности  характеризуют суммарные затраты  потребителя на удовлетворение его  потребности посредством данного  товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия (ремонт, уход, техническое  обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление). В целом же общая  сумма этих расходов выступает для  потребителя в качестве цены потребления, которая определяется по формуле:

,                                              (1.1)

где Цп – цена потребления;

 Цт – продажная цена товара;

 Рэ – расходы на эксплуатацию.

Цена  потребления является мощнейшим  фактором конкурентоспособности товаров.

Информация о работе Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне