Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной на внешнем рынке.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– раскрыть экономических основ конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;
– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;
– определить экономический потенциал молочной отрасли Республики Беларусь;
– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
Оценка конкурентоспособности ...........................................................13
Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………….……………………………32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Мейлис курсовая.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

  1. Экономические основы конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке……………………………………………………………….....6
    1. Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке……………………………………………………………….6
    2. Инструменты повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке…………………………………………...…10
    3. Оценка конкурентоспособности   ...........................................................13
  2. Тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов ..….17
  3. Экспортный потенциал молочной отрасли Республики Беларусь .…….…21
  4. Программа совершенствования экономического инструментария  повышения конкурентоспособности  товаров молочной промышленности на внешнем рынке………………………………………………………………....25

Заключение…………………………………………….……………………………32

Список использованной  литературы…………………………………….……...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Решающий фактор коммерческого  успеха товара на конкурентном рынке  – его конкурентоспособность. Проблема конкурентоспособности белоруской экономики не нова. Еще во времена  командной системы стало очевидно, что невосприимчивость государственных  предприятий к нововведениям  приводит к их серьезному отставанию на мировых рынках. Но тогда это  еще не воспринималось в качестве острой проблемы, поскольку белорусский  рынок все равно поглощал все, что производилось вне зависимости  от качества продукции и услуг. В  этих условиях проблема конкурентоспособности  предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении  той продукции, которая подлежала  реализации на внешнем рыке.

С развитием рыночного механизма  эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение  требовало от всех субъектов рынка  активного поиска путей и методов  повышения конкурентоспособности  производимых и потребляемых товаров.

В связи с этим в современной  экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия  становится повышение конкурентоспособности  для закрепления его позиций  на рынке в целях получения  максимальной прибыли.

Нормальное функционирование предприятий  различных сфер деятельности в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии  развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное  соотношение между затратами  и результатами, изыскивать новые  формы приложения капитала, обновлять  и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более  эффективные способы ее доведения  до конкретных потребителей, проводить  обоснованную товарную политику, применять  принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие  должно быть конкурентоспособным и  экономически устойчивым.

Высокая конкурентоспособность предприятия  обусловливается наличием следующих  трех признаков:

1) потребители довольны и готовы  купить повторно продукцию этой  фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры не  имеют претензий к фирме;

3) работники гордятся своим участием  в деятельности фирмы, а посторонние  считают за честь трудиться  в этой компании.

Конкурентоспособность предприятия, его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные  категории.

С одной стороны, повышение конкурентоспособности  предприятия является необходимым  и обязательным условием обеспечения  и поддержания на должном уровне экономической устойчивости.

С другой стороны, неустойчивое экономическое  состояние предприятия не позволяет  успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности  и экономической устойчивости предприятия  требует полного использования  многочисленных внутренних и внешних  факторов развития. Практическое решение  этих вопросов должно опираться на всесторонние научные исследования и разработки.

 Объектом исследования является рынок молочной продукции.

Предметом исследования является инструменты  повышения конкурентоспособности  товаров молочной продукции на внешнем  рынке.

Метод исследования – аналитический, монографический, расчетно-конструктивный, анализ и синтез.

Цель данной работы – изучение экономического инструментария  повышения  конкурентоспособности  товаров  молочной на внешнем рынке.

Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:

– раскрыть экономических основ  конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке;

– рассмотреть тенденции развития мирового рынка молока и молочных продуктов;

– определить экономический потенциал  молочной отрасли Республики Беларусь;

– проанализировать программу совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешнем рынке.

В данном исследовании была использована литература следующих авторов: Багиев Г.Н, Бурец В.В, Голубков Е.П, Гусакова В.Г, Киреенко Н.В, Мелещеня А.А., Статкевич Ю.Р и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

 

    1. Сущность и факторы конкурентоспособности национальных товаров на внешнем рынке

 

Успех или неудача в бизнесе  во многом связаны с конкурентоспособностью поставляемых на рынок товаров.

Шумпетер И. утверждает, что конкурентоспособность представляет собой соперничество старого с новым, принося очевидные преимущества в стоимости издержек производства и качестве.

Гаврилов Р.В. считает, что понятие  конкурентоспособности товара представляет собой способность его отвечать требованиям рынка данного товара. Одной из составляющих конкурентоспособности  товара является “технический” уровень  производства, состояние маркетинговых  исследований, соответствие товара требованиям  потребителя, техническим условиям, стандартам, организация сервиса, сроки  поставки и гарантий, цена и условия  платёжных расчётов  [16, с 520].

По Петренко И.Я., Чужинову П.И. “... конкуренция – это свойство товарного производства, способ его развития через соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта своих товаров...” [23, с 8].

 Конкурентоспособность следует  понимать, прежде всего, как способность  работать в условиях рынка,  ориентироваться на нужды потребителя,  искусство делать это лучше,  чем другие. Это особая рыночная  философия, предполагающая арсенал  приёмов, способов, методов завоевания  и признания потребителя    [14, с 15].

Таким образом, можно сделать заключение о том, что конкурентоспособность  – это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению  с другими аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на её удовлетворение [1, с 230]

Следовательно, на рынке товаров  конкурентоспособным является товар, обладающий целым комплексом потребительских  и стоимостных свойств, которые  обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения  к обмену других товаров-аналогов [14, с  15.]

В ходе изучения данной проблемы определены основные положения концепции конкурентоспособности, основополагающими принципами которой  являются следующие:

конкурентоспособность как экономическая  категория имеет смысл только в условиях конкуренции;

конкурентоспособность может рассматриваться  как по отношению к объектам, так  и по отношению к субъектам  рыночных, причем центральным звеном является конкурентоспособность предприятия;

конкурентоспособность фирмы зависит  от множества факторов, как внутренней, так и внешней среды;

конкурентоспособность – категория  относительная, т. е. предполагает сравнение  с лидером либо аналогичным предприятием данной отрасли;

конкурентоспособность определяется конкурентными преимуществами, которые  являются основой конкурентной стратегии.

Анализ взглядов различных ученых-экономистов  на проблему конкурентоспособности  предприятия позволил прийти к выводу, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта – это обобщающий, комплексный  показатель конкурентного потенциала предприятия, который характеризует  определенное состояние его внутренней среды (потенциальная конкурентоспособность) и реакцию на внешние воздействия (реальная конкурентоспособность, которая  подтверждается на рынке и оценивается  по различным группам показателей).

Конкурентоспособность фирмы раскрывается через систему понятий, таких  как:

– конкурентное преимущество – эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами,

– конкурентная стратегия (стратегия низких издержек, дифференциации товаров, специализации производства),

– конкурентный потенциал, который отражает внутренние свойства конкретного субъекта (потенциальная конкурентоспособность),

– конкурентная позиция, которая показывает место данного субъекта в общей системе рыночных отношений и определяется как уровнем и степенью использования его внутреннего потенциала, так и умением учитывать изменяющиеся условия конкретного рынка, а также поддержкой, которую оказывает государство,

– конкурентная среда, которая определяется социально-экономическими условиями функционирования любого хозяйствующего субъекта.

Исходя из анализа работ по конкуренции  и конкурентоспособности различных  ученых экономистов, можно сделать  вывод о том, что при определении  сущности понятия «конкурентное  преимущество», необходимо учитывать, что [17, c 48]

Конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании.

Конкурентное преимущество носит  относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено  только путем сравнения характеристик, которые влияют на экономическую  эффективность продаж.

Относительность конкурентного преимущества проявляется в привязанности  к конкретным условиям и причинам. Например, конкурентное преимущество фирма может иметь на внутреннем рынке и не иметь его на внешнем  зарубежном рынке.

Другой характеристикой конкурентного  преимущества является его подверженность неоднозначному влиянию множества  разнородных факторов.

Основу конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта в современных  условиях должны составлять конкурентные преимущества высшего порядка, которые  очень сложно скопировать конкурентам, и четко разработанная конкурентная стратегия.

Цель каждой стратегии – достичь конкурентного преимущества на конкретном рынке и ее девиз «быть непохожим на других». Стратегия предприятия определяет его конкурентную позицию на конкретном рынке и ведет к стабильному конкурентному преимуществу [22, c. 116].

Конкуренция на рынке выступает  в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции  между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую  конкуренцию можно также назвать  межфирменной или предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных  отраслей, удовлетворяющие различные  потребности потребительского и  производственного спроса, то есть речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности  производства.

По методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.

В последнее время важную роль стали  играть такие параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Информация о работе Программа совершенствования экономического инструментария повышения конкурентоспособности товаров молочной промышленности на внешне