Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_введение_содержание.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

  Существует  множество разработанных математических методов для успешного моделирования различных стационарных экономических процессов, то есть, когда экономика развивается стабильно, в соответствии с определенными закономерностями, тенденциями.    Однако неадекватность стационарных моделей для описания многих реальных экономических данных потребовала поиска новых методов, которые начали интенсивно развиваться за рубежом и в Республике Беларусь недавно. Суть их в том, что они предполагают изменчивость и моделируемой системы, и ее параметров. Такие модели позволяют лучше описать и спрогнозировать экономический процесс, который в некоторый момент времени изменяет свое направление, свою динамику, свою стратегию из-за какого-либо рода преобразований (издание новых законов, внедрение технологических разработок, принятие разных программ и планов развития и т.п.). За короткое время разработано  несколько важных методов, которые  были направлены на решение практических задач моделирования и прогнозирования экономических процессов. Назовем некоторые из них: сплайны, фильтр Калмана, модели авторегрессии с условной гетероскедастичностью (АRСН), авторегрессии со случайными коэффициентами   (RСА),   «гибкий»  МНК, регрессии с переменными параметрами и др. [20, c.42]

  Не  так давно исследователи в области финансов взяли на вооружение важный инструмент моделирования — модели АRСН (авторегрессии с условной гетероскедастичностью), представленные американским экономистом Энглом. Первоначальная модель Энгла и другие ее обобщения использовались для анализа множества экономических и финансовых данных многих стран.  Модели АRСН применяются для моделирования рисковой премии, построения долговых портфелей развивающихся стран, оценки инфляционной нестабильности, оценки связи между неопределенностью обменного курса и торговлей, изучения интервенций   национального   банка. Многие подобные задачи очень актуальны для экономики Беларуси.            

  Следует заметить, что в отличие от многих классических методов модели с изменяющимися  параметрами являются как раз более подходящими для нестабильных рынков, что позволяет рассматривать их как потенциально эффективные для моделирования и  прогнозирования экономических процессов переходной экономики.

  Приведем  простой (одномерный) наглядный пример, показывающий, как важно при эконометрическом моделировании и прогнозировании обнаруживать и учитывать изменения в параметрах системы. Пусть СРIt ( это индекс потребительских цен с нарастающим итогом в момент времени t, R1—курс доллара к рублю в момент времени t. Рассмотрим простую регрессию — зависимость R1, от СРIt_1 (т.е., как рост цен порождает будущий рост курса доллара). Пример проводился на основе реальных данных экономики Беларуси за январь 1995-сентябрь 1997 (помесячно). Именно в этом промежутке, по предположениям (основанным на предварительных расчетах), произошло некоторое структурное изменение, а значит, следует предполагать, что параметры регрессии не оставались постоянными на всем протяжении этого периода. Тестирование выявило, что структурное изменение, вероятно, произошло в январе 1997 года, и в модель  регрессии был добавлен корректирующий множитель для параметра, но действующий только для периода. Такое предположение позволяло значительно приблизить модель к реальным данным. В частности, коэффициент детерминации, показывающий близость реальных и модельных данных, улучшился со значения 0,8345 до 09688 (чем ближе он к 1, тем модель лучше описывает реальный процесс), а прогноз на следующий месяц (октябрь 1997 года) оказался точнее более чем на 3% прогноза, сделанного без учета структурных изменений.

  В процессе анализа экономических показателей было сделано предположение, что в тот период времени произошло еще некоторое структурное изменение. После улучшения модели коэффициент детерминации стал равен 0,98, а прогноз на октябрь 1997 года получился максимально приближенным к реальному значению (прогнозное значение было 28868, а  реальное —28900).

  Последняя модель выгодно отличается от классической, которая вообще не учитывает структурные изменения в системе. Допустим, некоторый импортер, закупив товара на 100000 долларов, продал его в сентябре 1997 года другому предприятию за белорусские рубли. В октябре этот импортер рассчитывает получить прибыль 4000 долларов (рентабельность 4%), после того как предприятие полностью рассчитается с ним за его товар. Для того чтобы, заключая контракт в белорусских рублях, импортер мог получить запланированную прибыль, ему нужен прогноз курса доллара в следующем месяце. Оттого насколько точно будет прогнозное значение, будет зависеть реальная прибыль импортера. В таблице приводится сравнение результата сделки, когда импортер в своих расчетах будет руководствоваться одним или другим курсом.

      Прогнозирование курса usd на октябрь 1997г.
  27917   28868
  Контракт  на сумму (руб.)

  при запланированной рентабельности 4%

  2903368000   3002272000
  Планируемая прибыль   4000   4000
  Реальная  прибыль в октябре 1997г. (курс usd=28900)   463   3885
 

  Анализ  показал, что импортер едва пи получит  прибыль. При скорректированной же модели прогноз курса (28868 руб.) позволит получить прибыль, максимально приближенную к запланированной.

  Данные  примеры иллюстрируют, как одна математическая модель может исказить реальную ситуацию, но другая может приблизить модельные и фактические данные, а также уменьшить риск прогнозирования. При использовании реальных эконометрических моделей ошибка прогнозирования из-за неадекватности модели может быть во много раз больше, так как общая ошибка будет складываться из ошибок каждого уравнения, входящего в систему, а эконометрическая модель макроэкономики может состоять из десятков уравнений. Таким образом, исходя из важности эконометрического прогнозирования в Республике Беларусь, мы видим огромную значимость статистических методов, которые учитывали бы особенности переходной экономики, происходящие в ней структурные изменения.

  Также очень актуальной является разработка тестов и методов предварительного анализа, позволяющих выявлять наличие изменений в параметрах системы для более точного прогнозирования.

  Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система прогнозирования  и программирования в целом оправдывает  себя. Повысилась ее научная обоснованность, системность, согласованность, непрерывность  и сбалансированность. Постепенно улучшаются качественные характеристики государственного регулирования. Больше внимания уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития народного хозяйства, подготовке и реализации государственных социально-экономических программ.

  Вместе  с тем уже сейчас очевидна необходимость  дальнейшего совершенствования  отдельных элементов этой системы. В первую очередь требует улучшения  качество проведения поискового прогноза, содержанием которого является определение  всесторонне возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, что требует более широкого проведения научно-исследовательских работ по проблемам макроэкономического моделирования.

  Также при государственном прогнозировании  и программировании социально-экономического развития Республики Беларусь должен делаться основной упор на необходимость:

  • комплексности и системности разработок, охватывающих совокупность народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики и административно-территориальных единиц, их непрерывности и последовательности;
  • единства методических подходов и информационного обеспечения всей системы прогнозов социально-экономического развития;
  • приоритета научной обоснованности, предусматривающей постоянное проведение специальных исследований научно-исследовательскими организациями;
  • систематического уточнения и корректировки прогнозов социально-экономического развития с выявлением причин отклонения от намеченных параметров;
  • сочетания инерционного и целевого (нормативного) подходов к определению перспективных показателей, вариантности прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • широкого участия в государственном прогнозировании и программировании представителей государственных органов, местных органов власти и управления, объединений, ассоциаций, союзов предпринимателей и арендаторов, профсоюзов и других.
 
 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

  1. Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования экономики служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер в управлении социально-экономическими процессами.
  2. Экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.
  3. К прогнозам предъявляется определенный комплекс требований:
  • высокий уровень достоверности;
  • комплексность;
  • вариантность;
  • непрерывность прогнозирования.
  1. Прогнозирование выполняет три основных функции:
  • предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования и окружающей среды в будущем;
  • оценку возможных последствий принимаемых хозяйственных решений;
  • корректировку результатов выполнения принятого решения.
  1. Прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.
  1. Существует классификация экономических прогнозов, т. е. система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям). Выделяют следующие критерии: проблемно-целевой, природа объекта, время, сложность, степень детерминированности объекта, характер развития объекта во времени, количественная оценка, масштабность объекта, метод разработки.
  2. Объектами прогнозирования выступают основные макроэкономические показатели.
  3. Под методами экономического прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе исходных данных вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.
  4. Наиболее распространена группировка методов прогнозирования по степени формализации. Выделяют интуитивные и формализованные методы. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования применяются в основном для сложных объектов прогнозирования не поддающихся математическому описанию, в условиях отсутствия представительной статистической выборки. К формализованным методам относят метод экстраполяции и методы экономико-математического моделирования.
  5. Мировой опыт указывает на применение прогнозирования как одной их необходимых форм государственного регулирования экономики.
  6. В зарубежных развитых странах прогнозирование опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальном хозяйстве, получившую название системы национальных счетов (СНС).
  7. Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.
  8. В Республике Беларусь высоко оценивается значимость вопросов прогнозирования и программного обеспечения социально-экономического развития страны.
  9. На законодательном уровне определены цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития, программ социально-экономического развития Республики Беларусь и общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
  10. Организация планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.
  11. Государственное прогнозирование экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ, которая включает:
  • национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);
  • прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);
  • программу социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу (5 лет);
  • прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).
  1. Модели с изменяющимися параметрами являются наиболее подходящими для нестабильных рынков, что позволяет рассматривать их как потенциально эффективные для моделирования и  прогнозирования экономических процессов переходной экономики.
  1. Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система прогнозирования и программирования в целом оценивается положительно. Однако очевидна необходимость дальнейшего совершенствования отдельных элементов этой системы.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Агапова Т. Современная экономическая теория: методологическая база и модели // Российский Экономический Журнал. - 1995. - №10.
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник // Антонова Н.Б. Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775с.
  3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. //- М: Финансы и статистика, 2003.
  4. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. // Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. - М. : Триада, 1999. - 1050с.
  5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // М.: - Инфра-М, 2007
  6. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие для вузов // Л. П. Владимирова. — М. :Изд.-торг. корп. "Дашков и К", 2005. — 400 с.
  7. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики.// - М: РДЛ, 2005
  8. Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики.// - М: Высшая школа, 2002
  9. Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»
  10. Курс экономической теории // Под ред. А.С. Сидоровича. - М.: Учебники МГУ, 1997.
  11. Макроэкономика: Социально-ориентированыый подход: Учебное пособие//Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; под общей редакцией Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003. – 320с.
  12. Методические рекомендации по разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. – Минск, 2003.
  13. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учебное Пособие. //– М: ИНФРА – М, 2002. (Серия «Высшее образование)
  14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
  15. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
  16. Основы экономического и социального прогнозирования / Под редакцией Мосина Н. - М.: Высшая школа, 1985.
  17. Пашкова И.А. Выходя на подиум… // Российское предпринимательство.-2006.-№9
  18. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие/ В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под общей редакцией В.И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.
  19. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
  20. Рогач П. Прогнозирование в период структурных изменений.// Финансы, учет, аудит. – 2001. - №1
  21. Соколов Н. Динамика ВВП в основных группах стран // Проблемы прогнозирования. - 1998. - №1.
  22. Черныш Е. А.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие/Е. А. Черныш, Н. Г. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова
  23. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: Изд-во "Экономика", 1999. С. 616.
  24. http://prognoziruy.ru

Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики