Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_введение_содержание.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

  Методы  логического моделирования  используются преимущественно для качественного описания развития прогнозируемой объекта. Они исходят из общих закономерностей экономического развитая и имеют цель - выделить наиболее важные долгосрочные проблемы развитая и главные пути и последовательность их достижения.

  Особое  место занимают имитационные прогностические модели, представляющие собой формализацию эмпирических знаний о рассматриваемом объекте с использованием современных компьютерных систем, воспроизводящие процесс функционирования систем в пространстве в фиксированный момент времени путем отображения элементарных явлений и процессов с сохранением их логической структуры и последовательности. Это позволяет, используя исходные данные о структуре и главных свойствах национальной и региональных экономик, а также отдельных отраслей, получить сведения о взаимосвязях между их компонентами и выявить механизм формирования их устойчивого развития. Моделирование всё шире применяется для разработки макроэкономических прогнозов, став необходимым набором инструментов для создания адекватных прогнозных моделей изучаемых объектов и процессов. При этом его главным преимуществом является возможность выявить причинную обусловленность параметров объекта и дать функциональную, точечную и интервальную их оценку. Поэтому именно моделирование часто признаётся  наиболее  эффективным методом прогнозирования. В то же время, в методологическом плане, важным является понимание того, что прогноз должен быть ориентирован не на безусловное его осуществление (предсказание), а на всемерное и постоянное содействие оптимизации принимаемых решений и росту их эффективности. Вследствие этого лишь сбалансированное и взаимодополняющее применение различных методов (так как они не столько противостоят, сколько дополняют друг друга) позволяет  достичь  удовлетворительных результатов в практике прогнозирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Прогнозирование  в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран 

  2.1 Зарубежный опыт экономического  прогнозирования 

  В экономически развитых странах прогнозирование  обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.) [6, c.25]

  В этих странах особую роль играют конъюнктурные  прогнозы, в которых оценивается  экономическая ситуация: 1) на рынке отдельного товара, 2) в конкретном секторе экономики, 3) на мировом рынке. В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

  Разработки  в области экономического прогнозирования  в зарубежных странах возникли в  последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

  В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые "гарвардские кривые А, В, С". Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В — величину депозитов в банках, кривая С — норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать прежде всего изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

  Мощным  толчком в развитии прогнозирования  и планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

  В 30-е гг. впервые за рубежом возникает  планирование на макро-уровне. Прогнозы и планы становятся необходимым  элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты—выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

  В своем развитии в послевоенный период (1950-1990 гг.) прогнозирование прошло через  разные формы, соответствующие различным  типам государственного регулирования  смешанной экономики. Исторически первой формой экономического прогнозирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономики и их ускоренного развития возникла необходимость согласования бюджетов с показателями экономических прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений и размеров доходной части бюджета [16, с. 49]

  На  рубеже 50-60-х г.г. обозначился бум прогнозирования. Примером может служить исследование "Ресурсы в будущем Америки. Потребности и возможности их удовлетворения в 1960-2000 г.г.", проведенное в рамках исследовательской организации "Ресурсы для будущего" на средства "Фонда ХХ века". Цель прогноза - выявление возможных в будущем "узких мест" в обеспечении экономического роста естественными ресурсами и разработка общенациональных мер для заблаговременного развития соответствующих ресурсов и областей техники. Аналогичное исследование было проведено в Европе в 1961 г. по 18 западноевропейским странам.

  Также примерами долгосрочных прогнозов  являются: «Выбор путей экономического роста» (1976-1985 гг.) в Канаде, Прогноз  Министерства труда на 1986-1995 гг. в  США, «Десятилетний план удвоения национального дохода» (1961-1970 гг.) в Японии. [1, с. 17]

  До 70-х гг. страны осуществляли прогноз  посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

  Каждая  страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

  В Великобритании создано несколько  научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

  В Германии среди прогностических  центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов. Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией

  В настоящее время в мире созданы  мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.

  На  базе качественных сдвигов в информатике и вычислительной технике в мире после II мировой войны стремительно расширяется сеть конкурирующих между собой независимых фирм, выполняющих заказы на разработку альтернативных прогнозов по интересующим потребителя проблемам как на микро-, так и на макроуровне - вплоть до предвидения взаимосвязей различных стран. В Великобритании - это Лондонская школа бизнеса, Кембриджская группа экономической политики, в ФРГ - Мюнхенский институт конъюнктуры, Институт прогнозов, в Японии - Японский центр экономических исследований, НИИ концерна" Мицубиси" и т.п.

  Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах — представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской, представителями которой являются США и Канада; азиатской — Япония и Южная Корея; европейской — Франция и Швеция.

  Лидером Западного мира в прогнозировании  являются США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Применение  СНС в зарубежном прогнозировании

  Сущность  прогнозирования в развитой рыночной экономике заключается в научном предвидении развития всех форм хозяйствования, в последующем выявлении закономерностей и тенденций научно-технического, экономического и социального прогресса. Экономические прогнозы составляются с учетом факторов с перспективным воздействием на динамику экономики: объем и качество основного капитала, наличие трудоспособного населения, новейшие технологии, уровень безработицы, величина инвестиций, рост экспорта, уровень инфляции.

  Мировой опыт рыночных реформ продемонстрировал  значение взвешенной банковской, кредитно-финансовой и бюджетной политики государства. Прогнозирование поступлений в бюджет - одна из важнейших проблем, возникающих при его становлении. Методики расчетов в условиях стабильного рынка базируются на предварительном прогнозе номинальных значений основных макроэкономических показателей: объема ВВП, потребления и инвестиций. Стабильность во времени важнейших бюджетных нормативов и ставок налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой, наличие однородных статистических выборок достаточной длины позволяют широко применять для такого прогнозирования методы прикладной статистики и экономико-математические модели.

  В зарубежных развитых странах прогнозирование  опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальном хозяйстве, получившую название системы национальных счетов (СНС). СНС основана на балансовом методе и представляет собой адекватный рыночной экономике национальный учет, который на макроуровне завершается набором показателей, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики, совершаемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности операции, имеющиеся в стране ресурсы и их использование. СНС построена в форме балансовых таблиц и счетов, создающих макет функционирования звеньев народного хозяйства.

  СНС можно охарактеризовать как макростатистическую  модель экономики и как механизм, обеспечивающий единство разработки прогнозов  и планов и контроля за их выполнением. С помощью СНС органы управления и планирования разрабатывают прогнозы, проекты программ и планов, оценивают результаты воздействия на экономику, контролируют выполнение планов.

  В качестве первичных элементов в  системе национального счетоводства выступают экономические операции и экономические агенты. Под экономической операцией понимается процесс, в котором одна из участвующих сторон передает или продает, а другая получает или покупает материальные и финансовые ценности и услуги. Юридические и физические лица, осуществляющие экономическую операцию, являются экономическими агентами.

  Экономические операции фиксируются в счетах, построенных  на принципе двойной записи, в соответствии с которым каждая операция фиксируется  дважды - в разделе «ресурсов» и  в разделе «использования». По каждому счету выводится балансирующее сальдо - разность между ресурсами и их использованием. При избытке ресурсов сальдо записывается в раздел «использования», при недостатке - в раздел «ресурсов».

  Счета составляются как для экономических  операций, так и для экономических агентов. В целях использования данных для анализа прогнозирования счетов объединяются в группы по видам деятельности и институциональным секторам народного хозяйства.

  Центральное место в системе показателей  СНС занимает показатель валового национального продукта, являющийся стоимостным эквивалентом рыночных стоимостей всех произведенных в течение года товаров - продуктов и услуг.

  В основу макроэкономического прогнозирования  заложена модель круговых потоков или  кругооборота ВНП. В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает вмешательства государства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 2.1) [10, с. 148]

     

  Рис. 2.1 Модель круговых потоков в закрытой экономики

  Из  схемы, представленной на рис. 2.1, видно, что экономика является замкнутой  системой. Потоки «доходы - расходы» и  «ресурсы - продукция» осуществляются одновременно в противоположных  направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство общего объема производства в денежном выражении суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики