Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_введение_содержание.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

  Плановые  органы хозяйствующих субъектов  определяют стратегию, разрабатывают  прогнозы и планы их производственно-хозяйственной  деятельности.

  Работа  по составлению планов и прогнозов  делится на несколько этапов:

  1. аналитическая, научно-исследовательская  и организационно-методическая работа.

  2. разработка Концепции прогноза  социально-экономического развития.

  3. разработка проекта плана на  соответствующий год.

  4. рассмотрение проекта плана в  Совете Министров, на комиссиях  Национального собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров.

  3.2    Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь 

  Система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов. Система прогнозных и программных документов, их цели

  и задачи, содержание, порядок разработки и сопряжения между собой, представление и утверждение регламентируются Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятым в 1998 г., и другими нормативными актами. Государственные прогнозы и программы основываются на системе частных прогнозов и программ демографического, экологического, научно-технического, социального, экономического и внешнеэкономического развития, а также отраслевых, региональных и других прогнозах.

  Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ (приложение Б), которая включает:

  • национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);
  • прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);
  • программу социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу (5 лет);
  • прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).

  Первые  два документа охватывают долгосрочную перспективу развития экономики республики. Их разработку, методическое руководство и координацию работ осуществляет межведомственная рабочая группа под руководством министра экономики, которая создается Советом Министров Республики Беларусь. [2, c.120]

  Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь (НСУР), которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. Главная цель Национальной стратегии - стабильное социально-экономическое развитие страны при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, при учете интересов других государств. [14]

  Национальная  стратегия устойчивого развития Республики Беларусь -это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

  Стратегия предусматривает с учетом национальных особенностей поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

  Разработка  НСУР осуществляется в несколько  этапов. На первых этапах формируется  и обобщается необходимая для  разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономики, ее важнейших сфер и видов деятельности.

  Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних факторов, тенденций мирового развития и служат исходным материалом для разработки концепции НСУР.

  Концепцию НСУР вместе с необходимым исходным материалом Министерство экономики направляет в органы государственного управления (министерства, комитеты, другие органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком) в качестве ориентира для разработки ими вариантов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-летний период.

  На  основе предусмотренных вариантов прогнозов разрабатывается проект НСУР, который Министерство экономики

  представляет  в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения. После  одобрения Правительством НСУР подлежит опубликованию.

  Учитывая  долгосрочный характер, НСУР дается с разбивкой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономического развития республики в каждой пятилетке:

  2001-2005 гг. - этап создания условий для  возобновления устойчивого экономического  роста; 

  2006-2010 гг. - этап активной структурной  перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем внедрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберегающих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса;

  2011-2015 гг. - начальный период устойчивого  экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.

  Для второго и третьего этапов предусматриваются два сценария социально-экономического развития республики:

  • инерционный, основан на сформировавшихся в 1996-2000 гг. тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста, несколько улучшенном использовании производственных мощностей, медленном обновлении основного капитала, жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политике;
  • целевой, предусматривает более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста, достижение рациональных норм потребления, обеспечение нормального воспроизводства основных фондов, стимулирующую производство благ и услуг бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, высокий уровень государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

  На  основе Национальной стратегии устойчивого  развития республики разрабатывается прогноз — основные направления социально-экономического развития на десятилетний период. Он разрабатывается раз в пять лет, за два года до начала прогнозируемого периода, с разбивкой по пятилетиям. Первые пять лет даются с разбивкой по годам. В этом прогнозе конкретизируются цели и альтернативные варианты социально-экономического развития республики и средства их достижения. Порядок разработки и рассмотрения прогноза аналогичен НСУР.

  Среднесрочная перспектива развития республики отражается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается Министерством экономики совместно с другими органами государственного управления на пятилетний период за год до его начала. Основой для разработки программы является прогноз социальноэкономического развития на 10 лет. Порядок ее разработки определяет Совет Министров Республики Беларусь. [15]

  В программе должны быть отражены цели, задачи, сценарии социально-экономического развития. Она должна включать:

  • оценку итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристику состояния экономики республики;
  • концепцию программы, которая представляет собой систему целевых параметров развития экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики;
  • макроэкономическую политику, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционную и структурную политику;
  • внешнеэкономическую деятельность;
  • развитие реального сектора экономики;
  • социальную политику;
  • проблемы экологии и охраны окружающей среды.

  Проект  среднесрочной программы рассматривается  Советом Министров и представляется для утверждения Президенту Республики Беларусь.

  В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. [19]

  Для ее достижения необходимо обеспечить:

  • рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
  • благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;
  • опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  • внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  • осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  • инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
  • национальную безопасность страны.

  Утвержденная  Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития республики на пять лет служит основой для годового прогноза социально-экономического развития, который разрабатывается ежегодно. Годовой прогноз разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних факторов и включает:

  1. перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства;
  2. перечень и характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;
  3. перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
  4. государственную инвестиционную программу;
  5. комплекс мероприятий, необходимых для реализации данного прогноза;
  6. целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

  Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета согласуются. Годовой прогноз служит исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

  Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития республики утверждаются Президентом Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 

  3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования 

  Экономика Беларуси, как и любой страны, имеет свою специфику, которую следует учитывать при построении прогнозов. Например, изменение экономической системы, глобальные политические решения могут порождать структурные изменения в эконометрической модели; динамическое развитие различных экономических процессов дает основание полагать, что параметры построенной эконометрической модели будут непостоянны.

Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики